Музыка микросхем
АрхивВ фокусеМалкольм Макларен, легендарный менеджер ещё более легендарной панк-банды Sex Pistols, открыл Chip Music, свежее течение на стыке музыки и старинных видеоигр.
Назвать Chip Music "авангардным музыкальным течением", наверное, будет слишком громко, но факт остаётся фактом: легендарный менеджер ещё более легендарной панк-банды Sex Pistols, открыл свежее течение на стыке музыки и старинных видеоигр.
Дословно термин "Chip music" можно перевести как "музыка микросхем", и при этом слово Chip в данном случае образовано из слов Cheap (т.е. "дешёвый") и Chic ("шик"). Дешёвая и модная "микросхемная" музыка.
Речь идёт о "музыке", проигрываемой с помощью... ну, скажем, звуковых модулей всевозможных игровых консолей и компьютеров, причём, желательно, как можно более старых. Надо чтобы звучало всё как можно "пластмассовее", по старинке, в духе всяких Atari, компьютеров Commodore и куда более древних игровых консолей и игровых автоматов. Как выяснилось, некоторым музыкантам-любителям это особенно по душе...
Явление, о котором пойдёт речь, с одной стороны можно называть и какой-то уж "чересчур экзотикой", однако же, справедливости ради надо заметить, что оно вполне укладывается в тенденции, наблюдаемые последние полтора десятилетия.
В среде музыкантов и "технарей" наблюдается тяга к давно устаревшему оборудованию. Играть на аналоговом синтезаторе считается у рокеров величайшим шиком. Используя старые инструменты, музыканты пытаются добиться более, скажем так, нестандартного, может быть, даже "нового" звучания, что неизбежно в условиях, когда весь музыкальный мейнстрим начинает звучать совершенно однообразно...
Явление I: Ностальгирующие фанаты
Старые поклонники видеоигр - единственные, кто способен понимать всю прелесть этого звучания (и то не все, по совести говоря). Но ностальгирующие фанаты, как известно, сила страшная, и потому неудивительно, что образовалось такое вот сообщество - www.8bitpeoples.com.
Как видно из названия, сообщество это состоит из любителей восьми битов во всех их проявлениях. Там не только музыка (кстати, эти музыкальные "шедевры" можно совершенно бесплатно скачать и при желании неограниченно долго слушать), там ещё и "арт" - картинки, стилизованные под изображения, которые выдавали старинные игровые консоли, и даже некоторые "издевательства" над всяким оборудованием и программным обеспечением. Например, внимания заслуживает Zynth80 - аналоговый полифонический синтезатор на основе микропроцессора Z80. Поклонники Sinclair ZX Spectrum, дышите глубже, вы наверняка взволнованы.
Тусовка "восьмибитчиков", как выясняется, образовалась, а точнее, обрела некоторое единство в 1999 году. Поначалу это была просто компания творчески настроенных людей, обожавших старые - классические - видеоигры, и как написано у них на сайте, "исповедовавших подход к музыке, который отражал эту страсть [к старым игрушкам]".
Оттуда и звучание, которое они придают своей музыке.
Собственно говоря, это действительно вполне "обычная", сугубо танцевальная музыка, но только звучит она так же, как звучало музыкальное сопровождение ко всяким классическим аркадам вроде Karate-Ka, Pac-Man, Space Invaders и т.п. Кто в это играл, поймёт, что к чему. Прочим рекомендуем скачать из раздела "Дискография" любую из этих композиций и прослушать, коли сил хватит, от начала и до конца...
...Да, представьте себе, они вполне серьёзно, хотя и с изрядной долей юмора, относятся к своим творениям. Точнее сказать, для них это не просто "кусок прикола". Это действительно средство творческого самовыражения. В расцвет "восьми битов" никто не мог подумать, что для кого-то все эти увесистые консоли и компьютеры с простецкой малоцветной графикой (какой бы великолепной она в ту пору ни казалась) и пластмассово-побрякушечным звуком впоследствии образуют свою вполне цельную "эстетическую систему". Собственно, на сайте 8bitpeoples.com прямым текстом идёт признание в любви к "аудиовизуальной эстетике старых игровых консолей".
А впрочем, мало ли на свете чудаков? Почему же этим оказывается такое внимание, спросите вы. Ну что ж, придётся прояснить ситуацию.
Явление II: Малькольм Макларен, Chip Music, Wild Strawberries
Пятидесятивосьмилетний Макларен пользуется репутацией личности легендарной, что неудивительно, учитывая его работу с одной из самых известных панк-рокерских команд мира - Sex Pistols. Талант, как известно, не пропьёшь, и из него не выживешь. В свои 58 лет Макларен умудрился найти нечто новое в музыке. Так ему, по крайней мере, кажется. Не возьмёмся судить и прогнозировать, насколько значима для общего музыкального процесса его затея, но она довольно интересна сама по себе.
Суть её состоит в том, чтобы вывести "восьмибитное бульканье" на уровень мировой индустрии развлечений.
Собственно, Макларен наткнулся на поклонников Chip Music почти случайно, услышав нечто подобное на какой-то вечерине в Цюрихе. Потом он вышел на след целого сетевого сообщества Game Boy Musicians (собственно, это те самые 8bitpeoples.com и есть), а спустя ещё некоторое время оказался желанным гостем на сборище этих восьмибитных музыкантов на полузаброшенном (как же это, всё-таки, ожидаемо) заводе вблизи Парижа, заваленном запчастями к старинным игровым консолям и компьютерам - Amiga, Atari и так далее.
У Макларена был вполне конкретный - и очень понятный - интерес во всём этом. По его мнению (и в этом легендарный менеджер не одинок), в девяностые годы "все начали звучать одинаково". Да, есть всякое супероборудование, обеспечивающее высочайшее качество обработки цифрового звука, сверхнавороченные синтезаторы, в том числе и виртуальные, с которыми, что хочешь, то и делай, эффект-процессоры, и прочая, и прочая, и прочая. Но побочным эффектом всего этого раздолья и великолепия, а также не слишком умной работы мейнстримовых продюсеров стало то обстоятельство, что огромное количество групп постепенно перестали отличаться по звуку от собратьев по цеху (включите любую станцию в FM-диапазоне и попробуйте найти десять отличий в звучании разных групп...)
Малькольм Макларен усмотрел недюжинный "обновленческий" потенциал в Chip Music. Хотя, конечно, такая "музыка" для неподготовленного уха была бы слишком... экзотичной. Её надо было приправить чем-то одновременно более общедоступным и, в то же время, особенным.
И вот тут очень вовремя подвернулись Wild Strawberries...
Так, стоп, а что такое Wild Strawberries? Название выглядит подозрительно, тем более, если учесть, что все музыканты группы - девушки. На ум сразу приходят всякие "ВиаГРА" и "Стрелки" - а зря. Wild Strawberries - это панк-рокерская команда... из Пекина. Да, китайская девичья панк-рок-группа. Возможно, сия сентенция вызовет у кого-то приступ нездорового смеха, и совершенно напрасно. Макларен взялся их продюсировать и едва ли только из-за "восточной экзотики". В конце концов, продюсер - это не просто спонсор, это человек, который определяет звучание подопечной группы.
Ну вот Макларен и определил: скрестил их панк-рок с... электронным бульканьем Chip Music.
Ни сам Макларен, ни его подопечные китаянки не знают, что будет дальше. Может статься, это будет полный провал (ну, и на этот счёт у Макларена есть свои соображения, а точнее, тезис о ценности "яркого провала"), но, быть может, им удастся несколько расшевелить засиженную однообразными Nu-Metal’ическими мухами мировую рок-сцену.
Пока же единственным релизом Wild Strawberries из Китая (ибо есть уже канадская банда с тем же названием, так что у китаянок, по-видимому, будут проблемы) остаётся трек на сборнике McLaren's Fashionbeast Party - записи вечеринки, прошедшей в январе 2004 года во Флоренции...
Явление всеохватное, или Движение вспять
Как уже было сказано, ностальгирующие фанаты - сила могучая, сила страшная. Равно как и музыканты, которые ещё пытаются что-то искать, а не только зарабатывать деньги, год за годом штампуя одно и то же по строгой указке продюсеров (которых, как показывает практика, тоже интересуют только тактические финансовые манёвры: быстро вложил - быстро отбил, а дальше -хоть не рассветай).
Новое пытаются, по традиции, отыскать в хорошо забытом или вообще не забытом старом. И потому, как уже сказано, особым шиком считается играть на аналоговых инструментах (или хотя бы эмулировать звучание старой аналоговой аппаратуры, благо, средства для этого современные компьютерные технологии предоставляют в избытке).
Пуще того, сейчас, в начале 2000-ых годов, начал расти интерес к достижениям музыкальной сферы 1970-1980-ых годов (что особенно касается андерграунда). Хочется верить, что это действительно тенденция, и она со временем может составить сколько-нибудь существенную конкуренцию монотонному жужжанию и шелесту, заполнившему музыкальный ради- и телеэфир.
Ностальгия пробирает и "технарей". Компьютерные технологии продолжают стремительно развиваться, однако как-то так случилось, что до сих пор существует куча людей, взору и слуху которых милее всего старинные агрегаты типа приснопамятных Amiga, Commodore, Sinclair. Но, в отличие от музыкантов, здесь главным фактором является не творческий поиск, а ностальгия и стремление вернуться, так или иначе, в "старые-добрые времена".
Быть может, Макларен и не мыслил в столь глобальных масштабах и вовсе не собирался скрещивать две глобальные тенденции… Однако затея с Game Boy Musicians и Wild Strawberries выглядит как раз попыткой в очередной раз доказать неразрывную связь между современной музыкой и современными (ну, или не очень современными) технологиями.