Тысяча девятьсот восемьдесят второй?!
АрхивЛетом 2004 года российская власть снова повернулась к Интернету лицом. Еще в мае в «Известиях» появилась статья Юрия Лужкова «О темной стороне Интернета», в которой автор назвал глобальную сеть «оружием массового поражения», «главной территорией черного пиара» и заявил, что «должно быть дано однозначное определение прав и обязанностей пользователей сети» (www.izvestia.ru/tech/article105251 ).
Летом 2004 года российская власть снова повернулась к Интернету лицом. Еще в мае в «Известиях» появилась статья Юрия Лужкова
«О темной стороне Интернета», в которой автор назвал глобальную сеть «оружием массового поражения», «главной территорией черного пиара» и заявил, что «должно быть дано однозначное определение прав и обязанностей пользователей сети» (www.izvestia.ru/tech/article105251 ). Заодно досталось и пиратам, к которым Лужков отнес и владельцев электронных библиотек (про библиотеки см. статью Романа Лейбова в «КТ» #539 и «13-ю комнату» в «КТ» #540).
Юрия Михайловича можно понять. Он от черного пиара в Сети настрадался, пожалуй, больше всех — были и неприятные публикации, и подложные «официальные» сайты. Правда, из статьи создается впечатление, что автор об Интернете знает понаслышке. Так, он порекомендовал лицензировать деятельность провайдеров и регистрировать сайты как СМИ. И то и другое уже давно делается, и странно, что человек, писавший статью, об этом не знает.
Над статьей, простите, посмеялись, не обратив внимания на загадочный пассаж в финале. «На втором этапе, — писал Лужков, — речь может идти и о разработке специального закона об интернете. Целесообразность такого закона, насколько известно, не ставится под сомнение ни специалистами, ни многими законодателями». Процитированный фрагмент никак не связан с остальным текстом, и что московский мэр имеет в виду под специальным законом об Интернете, остается только догадываться.
3 июня «Новые Известия» опубликовали интервью с сенатором Людмилой Нарусовой (www.newizv.ru/news/?id_news=7070&date=2004-06-03 ), которая входит в состав комиссии по информационной политике. По ее словам, «интернет превратился в помойную яму, куда можно слить все, что угодно» и «превращать одно из лучших достижений XX века в мусорную яму, зловонно попахивающую, нельзя». Чтобы Интернет не превратился в помойную яму, очевидно, следует принять закон, регламентирующий деятельность пользователей и, что гораздо важнее, владельцев сетевых ресурсов. Госпожа Нарусова высказалась более определенно и не исключила возможности лицензирования сайтов (что гораздо жестче добровольной регистрации; мы ведь не можем допустить, что сенатор не понимает разницы между регистрацией и лицензированием, верно?). Правда, в телевизионной передаче «Страна и мир», где Нарусова полемизировала с Антоном Носиком (www.ntv.ru/news/index.jsp?nid=45860 ), она уточнила, что выдавать лицензии будут не чиновники, а некий общественный совет, составленный, очевидно, из «благонадежных» участников рынка.
На эту же тему высказался и заместитель председателя Совета Федерации, руководитель комиссии по информационной политике Дмитрий Мезенцев. Над законопроектом работает группа, в состав которой «вошли представители Минсвязи, эксперты, сенаторы, а также представители интернет-сообщества из числа профессионалов». Не став размениваться на пиратов и специалистов по черному пиару, Дмитрий Мезенцев сразу перешел к террористам. «Сегодня, когда угроза международного терроризма стала реальностью, террористы могут использовать поистине безграничные возможности интернета в своих целях, с тем, чтобы дестабилизировать ситуацию в той или иной стране или регионе», — рассказал Дмитрий. Он также пояснил, что закон находится в стадии разработки, и пока даже неясно, будет ли это самостоятельный закон об Интернете или отдельная статья в новой редакции закона о СМИ. В любом случае черновой вариант законопроекта будет готов не раньше 2005 года.
Впрочем, яснее от этих пояснений не стало. Потому что есть еще проект закона об Интернете Владимира Тарачева, отвергнутый Думой прошлого созыва. С тех пор и закон, и Думу доработали настолько, что этот проект собирались внести в повестку одного из заседаний нижней палаты до конца весенней сессии. Сам депутат, кстати, ни о каких общественных советах, лицензирующих деятельность владельцев интернет-ресурсов, не ведает и высказывается прямо: закон позволит «дать четкое определение правам и обязанностям пользователей глобальной сети, установив контроль со стороны государства» (www.tarachev.ru/newstext/news/id/704833.html ).
Тут я должен извиниться. Предполагалось, что этот текст хоть немного прояснит текущую ситуацию с законом об Интернете, но от попыток разобраться стало только хуже. Один закон или два? Готовы они или нет? Сейчас или в следующем году? Общественный совет или государственный контроль? Поправка или закон? Январь? Первое? Тысяча девятьсот восемьдесят второй?!
Как бы то ни было, мы решили помочь слугам народа и вкратце рассказать, каким образом справляются с таким вселенским злом, как Интернет, в других странах. Кроме того, мы публикуем материал Романа Лейбова как пример черного пиара, захлестнувшего Интернет. Жертвой черного пиара в данном случае является санитар Тыну Ыунапуу, раскрывший страшную врачебную тайну.