Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ideas for life: чиста канкретна

Архив
автор : Евгений Козловский   16.06.2004

Месяца полтора назад московское представительство Panasonic устроило для прессы что-то вроде мини-выставки своих потребительских продуктов.

Месяца полтора назад московское представительство Panasonic устроило для прессы что-то вроде мини-выставки своих потребительских продуктов. Я вошел в зал, по периметру которого были расставлены сотни две разных устройств — фото- и видеокамер, вокменов, «бананов» (последние в большинстве своем по-павлиньи переливались разноцветными огоньками декоративных светодиодов), портативных DVD-плейеров, — и принялся внимательно-медленно обходить периметр, надеясь выловить что-нибудь для «Огорода». Может, я был недостаточно внимательно-медлен, однако ни одной изюминки не обнаружил, — кроме, разве что, двух моделей портативных DVD-плейеров (но я обратил на них внимание уже давным-давно, один из них, который поменьше, LV-50, приобрел [и с большим удовольствием второй год пользуюсь] и в «Огороде» описал) да малюсенькой видеокамеры VDR-M70EB, пишущей прямо на DVD-болванки: не то чтобы это была на сегодня новинка, — просто я таких устройств прежде в руках не держал, и было довольно интересно. Я подошел к Наталье Бусаровой (из отдела продвижения потребительской электроники) и попросил камеру на тестирование. Наталья объяснила, что прямо сейчас это невозможно, а вот через недельку… но не более, чем на два дня: дескать, камера просто нарасхват. Ладно, через недельку так через недельку. Однако неделька растянулась на две, потом на три, потом, наконец, Наталья сказала, чтобы я за камерой приезжал, я приехал в «стекляшку» на Саввинской набережной, предъявил документы, выписал пропуск, поднялся на этаж, дождался Наталью и услышал от нее, что, увы, пока я ехал, — камеру куда-то снова забрали и не хочу ли я взять чего другого. Чего другого я не захотел, — тогда Наталья пообещала через пару дней самостоятельно доставить камеру мне домой. Обещание выполнила, хотя и снова растянув пару дней на добрую неделю.

Ладно, проехали, вот она, камера — у меня.

Хороша собой, — безусловно, это я еще на выставке заметил: легкая (что, впрочем, для видеосъемки — достоинство не бесспорное), маленькая, ладная, металлическая на ощупь, с очень удобным регулируемым ремешком под руку. Сразу — по поводу органов управления, находящихся снаружи, под рукой: дисковый включатель/выключатель с фото- и видеорежимами и режимом съемки на SD, — причем единственное здесь остроумное изобретение — поворот переключателя в положение «SD» можно заблокировать отдельным движком, что предохраняет от случайной записи не туда. Далее — кнопка извлечения диска, съемочная кнопка, ползунок зума (оптически — десятикратного; про цифровой не пишу, потому что его все равно надо сразу же отключать!), то есть джентльменский минимум. Для левой же руки — четырехпозиционный, с центральной кнопкой джойстик и четыре отдельные кнопки, из которых верхняя — переключает камеру из съемочного режима в воспроизводящий, следующая — служит для пометки одного или нескольких снятых фрагментов, следующая — вызывает меню (по которому и можно ползать с помощью джойстика, а также джойстиком — при воспроизведении перематывать, отматывать, ставить на паузу и пр.), следующая (и последняя) — останавливает воспроизведение. Думаю, любую из этих пяти управлялок можно было упрятать и под закрывающуюся крышку-дисплейчик, ибо их оперативное, в процессе съемки, использование не предполагается. Зато этих самых оперативных — для фиксации экспозиции, например, или фокуса, или, наконец, установки баланса белого, — таких кнопок снаружи нет и в помине. Чтобы установить баланс белого, надо лазить по меню, а чтобы зафиксировать (или установить вручную) экспозицию и фокус — открывать дисплей (при этом картинка из видоискателя исчезает) и нажимать на кнопки сенсорные, на ощупь не ощущаемые. Это значит, что, если снимаемый вами человек перейдет к сияющему солнечным днем окну, лицо его, скорее всего, станет черно-неразличимым, — ну, или вам придется отцарапывать дисплейчик и отыскивать взглядом нужную кнопку, — воображаю, что во время этих поисков будет фиксировать объектив… Короче, удобно только для тех, кто знать не знает про возможность/необходимость (в ряде ситуаций) фиксировать экспозицию и/или фокус. Для женщин, детей и чиста канкретных пацанов.

Это что касается съемочных возможностей. Теперь самое время поговорить о формате, в котором видео записывается (на восьмисантиметровый диск DVD-R или DVD-RAM, упрятанный в специальную кассету, откуда его, впрочем, можно извлечь и вставить в понимающий формат проигрыватель1). Разобраться в деталях (посмотреть на компьютере под лупой видеофайлы) мне не удалось2, но понятно, что, коль результирующий диск совместим с бытовыми DVD-проигрывателями, — запись на него делается в формате MPEG-2. В отличие от наиболее распространенного и удобного для любителя формата MiniDV, где сжатие происходит только статическое, то есть — для каждого отдельного фрейма по алгоритму JPEG, и не слишком сильное — приблизительно раз в пять, MPEG-2 — формат, сжатый динамически, то есть полная видеоинформация записывается лишь в каждый пятнадцатый фрейм, а остальные получаются с помощью математики — путем наложения разностной информации и предсказания движения. Значит, как минимум, склеивать куски можно либо по этому самому каждому пятнадцатому фрейму (что порой создает буквально все портящую неточность), либо — по математически воссозданному, то есть заведомо не слишком точному. Разумеется, точно и чисто смонтированный в формате MiniDV фильм потом можно перевести в MPEG-2 — для записи, скажем, на DVD, — но монтировать в MPEG-2 — дело неизящное, ущербное для качества и вдобавок требующее знания многих тонкостей формата. Если неправильно выставить даже один из нескольких параметров, можно напрочь загубить качество и увеличить время на компьютерный пересчет в разы. Другое дело — MiniDV, который специально сделан так, чтобы любитель ничего не мог испортить: его параметры практически неизменяемы.

Правда, VDR-M70EB предоставляет монтажные возможности и сама по себе, но, как вы понимаете, это и неудобно, и тоже — неточно, и, естественно, не предполагает сколь-нибудь удовлетворительной работы со звуком.

Еще одна забавная деталь: как известно, почти все нынешние MiniDV-камеры (может, и все поголовно, — да разве охватишь эту лавину взглядом?) поддерживают съемочный формат 16:9, — однако только Panasonic делает это не аппаратно (путем анаморфного сжатия кадра), а… даже не знаю, как это назвать, — путем, что ли, обрезания: ставит на видоискатель виртуальную рамочку, обрезающую кадр сверху и снизу. Причем сам кадр снимается полный, без срезов, — так что, если подключить камеру к телевизору, забыв выставить на ней опцию «Cinema» в «On», или воспроизвести снятое через DVD-плейер, — кадр будет 4:3. Рамочка просто подсказывает снимающему будущую обрезку при выставленном на телевизоре режиме «Zoom». Особенно забавно, что именно эта модель, VDR-M70EB (в отличие от младшей — VDR-M50EB), заявлена на сайте Panasonic как поддерживающая анаморфные 16:9, более того — картинка с включением этого формата через меню есть и в «Руководстве», однако на самой камере отсутствует, — по крайней мере ни я, ни мой приятель, два часа проползав по всем менюшкам, искомой строчки не обнаружили. Я звонил и в московский Panasonic, product-менеджеру по видео, — он замялся и тоже ничего внятного ответить не смог.

Следующее наблюдение: прямо в день получения я понес камеру на одну тусовку старых знакомых, где вволю и поснимал. Принес домой, подключил к телевизору и обнаружил крайне неприятные обрывы звука в момент начала каждого следующего кадра. Когда я снимаю на своей MiniDV-камере от Canon какие-нибудь встречи друзей или дни рождения, все по звуку получается удивительно слитно, и даже порою попадаешь под власть иллюзии, что речи людей или музыкальный фон играющего в другой комнате компакт-диска — и не прерывались: приходится вслушиваться в смысл, чтобы обнаружить стык. В чем причина этих звуковых обрывов: в формате ли MPEG-2, в особенностях ли записи на DVD-RAM, в недоработанности ли самой модели камеры, — я так и не выяснил. Наверное, эти дыры можно подрезать при монтаже на компьютере (со всеми описанными выше сложностями и ухудшением качества), но, во-первых, не было у бабы хлопот, во-вторых же — проверить не удалось по причине отсутствия драйверов.

Очередное неудобство: при включении (или переключении из режима проигрывания в режим записи и наоборот) камера довольно долго приходит в готовность — не одну и не две секунды мигает надпись «disc access».

К камере прилагался один DVD-RAM-диск, на котором помещается (при наилучшем возможном качестве) — около 18 минут видео (битрейт переменный — от 3 до 10 Мбит/с). Диски DVD-RAM и DVD-R бывают двухсторонними, и их можно (нужно) переворачивать, как грампластинки. При записи на DVD-RAM качество можно менять, при записи на DVD-R однажды установленное качество уже не изменишь. Причем на DVD-R высшее качество записи невозможно, возможно только с потоками 6 Мбит/с и 3 Мбит/с (30 и 60 минут соответственно). Кто понимает, прикинет, что за качество может быть при 3 Мбит/с. Звук камера записывает в формате MPEG-1, layer 2. Диски для подобных камер нынче совсем не дешевы, 28–35 баксов за штучку (при трех баксах за часовую кассету MiniDV), и не во всяком киоске, даже на «Горбушке», их найдешь. Я честно пытался.
Подведем итог: при всей своей крутости (и цене под тысячу баксов, едва ли не втрое превышающей цену начальной MiniDV-камеры) DVD-RAM-камеры вплотную приблизились к первым аналоговым VHS-моделям, которые давали приемлемую картинку только на оригинале и, следовательно, практически не позволяли делать монтаж и устранять дыры-паузы между включениями. То есть снял как есть, с нее же (или на видеомагнитофоне, вставив туда кассету-оригинал) просмотрел. Всё. Точка. Правда, не исключено, что DVD-RAM-диски окажутся устойчивее к беспощадному времени, нежели сохнущие и осыпающиеся видеоленты.

Короче — чиста канкретная камера для чиста канкретных пацанов!


1 Насколько я знаю, формат DVD-RAM понимают только последние модели плейеров от Panasonic, — к счастью, именно такой у меня дома и оказался.
2 Не я тому виной. К камере было приложено всё, кроме драйверов, без которых она по USB 2 (интерфейса FireWire почему-то нет!) системой опознаётся, но не понимается. Несколькочасовые поиски драйверов в Интернете успеха не принесли, а Наталья Бусарова, которой я тут же позвонил, сказала, что, наверное, драйверы уехали куда-то на очередную выставку вместе со вторым экземпляром камеры, и вот, вернутся на днях — она тут же мне их и предоставит. Однако «на днях» снова превратилось в «на неделях», драйверов нет до сих пор, и я решил дольше не ждать, иначе и сама камера вполне может устареть для «Огорода». И это все при том, что широкие продажи VDR-M70EB Panasonic заявил с начала июня! Вставить же диск в компьютерный привод, что, наверное, было бы самым простым способом, обходящим всякие USB, — не удалось тоже, поскольку приводы, читающие диски DVD-RAM, встречаются редко, - мне, например, не попался в руки ни один.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.