Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сделайте звуку красиво!

Архив
автор : Александр Карабуто   16.06.2004

Книга написана, безусловно, мастером своего дела. Однако она предназначена не столько для профессионалов в области звука (композиторов, аранжировщиков, саунд-продюсеров, звукорежиссеров и пр.), хотя и для них тоже, сколько для широкого круга читателей — меломанов, любителей помузицировать и домашних «компьютерных» композиторов.

Книга написана, безусловно, мастером своего дела. Однако она предназначена не столько для профессионалов в области звука (композиторов, аранжировщиков, саунд-продюсеров, звукорежиссеров и пр.), хотя и для них тоже, сколько для широкого круга читателей — меломанов, любителей помузицировать и домашних «компьютерных» композиторов.

Руководство поможет лучше разобраться в тонкостях звучания фонограмм, оценить качественные характеристики аппаратуры, научиться получать максимум удовольствия от прослушивания современной и классической музыки, поскольку автор рассматривает тему «консервации» и воспроизведения объемной звуковой картины. Важными здесь являются как акустика помещения и музыкальных инструментов, так и психоакустика, теория и практика создания объемного звука средствами двухканальной стереофонии, особенности применения многоканальных систем типа Dolby, специфика аналоговых и цифровых технологий звукозаписи и пр.

Книгу можно использовать и как справочное пособие, и как увлекательное чтение. Особый интерес она вызовет у компьютерных пользователей, освоивших музыкальный «Hard&Soft», но мало знакомых со звуком как с физическим явлением. Начав с подробного изложения фундаментальных вопросов — таких как основы акустики, плоские и сферические волны, волновые и фазовые характеристики излучателей и среды распространения, нелинейная акустика, звуковое давление и интенсивность звука, психоакустическая модель восприятия, высота и тембр звука и даже нотный ряд, — автор переходит к прикладным вопросам — архитектурной акустике, защите от шумов, моделированию акустики, критериям качества фонограмм, теоретическим основам стереофонии и объемного звучания (включая методику установки колонок в помещениях) — и многочисленным примерам — практическим опытам создания разнообразных фонограмм, детальному описанию акустических свойств и приемов записи музыкальных инструментов и ансамблей (оркестров) и рассмотрению основной звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры (микрофонов, ламповых и транзисторных усилителей, колонок и наушников, аналоговых и цифровых систем записи и др.). Заканчивают книгу несколько глав об основах профессии звукорежиссуры и авторском праве.

И если к основной части руководства претензий, в общем-то, нет, — то в части, посвященной тонким профессиональным приемам звукорежиссуры, наблюдается некоторый дефицит сведений. Впрочем, в его (дефицита) оправдание автор пространно рассуждает о том, можно ли научить профессии звукорежиссера, и приводит список ведущих отечественных вузов данного профиля, давая каждому из них краткую характеристику. А вот цитата из заключения: «Учитывая неизменную амбициозность, присущую профессии звукорежиссера, а также субъективность восприятия, характерную для звуковой отрасли в целом, автор приглашает заинтересованных читателей к развитию рассматриваемых тем в живой дискуссии».

Особенно интересными мне показались главы, в которых рассматривались технологии объемного звука в домашних кинотеатрах и возможности записи формата Surround 5.1 в «рядовой» студии, обсуждались многоканальные системы (до Surround Sound 10.1) и тракты записи и обработки фонограмм форматов DVD-A и SACD. На мой взгляд, руководству не достает подробного описания последних версий компьютерных программ и аппаратуры по полупрофессиональной и профессиональной работе со звуком. Впрочем, это отдельная и весьма обширная область, заслуживающая, безусловно, отдельной книги — в продолжение этой.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.