Один для всех
АрхивКолонка ЗолотоваПятьдесят три года назад в строй вступила UNIVAC I - первая по-настоящему популярная вычислительная машина для бизнеса.
Вчера отметил свою очередную годовщину UNIVAC I. Пятьдесят три - не круглая дата, но три года назад у всех были другие заботы. Нынче же про эту древнюю машину вспоминают с какой-то особенной теплотой, да и как не вспоминать, ведь именно UNIVAC проложила компьютерам дорогу в бизнес, став в некотором смысле родоночальником электронной коммерции.
Отцы UNIVAC - Дж. Преспер Экерт и Джон Мачли - больше известны по другому проекту: в 40-ых годах ими была построена первая полностью электронная вычислительная машина ENIAC. Спустя несколько лет и одну не слишком успешную промежуточную попытку (BINAC), они приступили к разработке компьютера, который мог бы с успехом применяться не только военными, но и гражданскими организациями и компаниями, работающими над самым широким кругом задач. Экерт и Мачли были талантливыми инженерами, но никудышными бизнесменами: будучи не в состоянии трезво оценить стоимость своего очередного проекта, они завершили его только благодаря переходу под крыло крупной компании Remington Rand (существующей и поныне под именем Unisys). Весной 1951 г. UNIversal Automatic Computer I (универсальный автоматический вычислитель) был завершён, а 14 июня того же года заработал у первого заказчика.
По современным меркам UNIVAC I был настоящим гигантом. Включающий пять с лишним тысяч электронных ламп его системный блок весом в 13 тонн занимал помещение размером с хороший автомобильный гараж. Сняв крышку с современного системника, вы едва просунете внутрь голову, а в центральный вычислительный узел UNIVAC I можно было войти через предусмотренную дверь - другие несколько дверей размещались внутри, разделяя узлы машины. При тактовой частоте в два с небольшим мегагерца машина потребляла 125 киловатт электрической мощности, так что система охлаждения была комбинированной воздушно-водяной. Стоил такой протомейнфрейм 750 тысяч долларов. Высокоскоростное печатающее устройство, которым его стали комплектовать несколько лет позже, обходилось покупателям ещё в двести тысяч.
Первым владельцем UNIVAC I стало американское Бюро переписи населения: 14 июня машина была введена в строй в одном из офисов организации и сразу же заработала - чем конструкторы очень гордились. Впрочем, пресса отнеслась к новинке более чем прохладно. UNIVAC не только не вызвала ажиотажа, но более того, её практически не заметили. Классический пример близорукости газетчиков, переживший саму машину, связан с New York Times - опубликовавшей коротенькую, буквально в два предложения новость, в которой не упоминалось даже название вычислительной машины.
Между тем, посмотреть было на что. Тогда инженеры-электронщики не были зажаты рамками стандартов, соглашений и опыта, и экспериментировать не боялись. Одна из областей, в которой UNIVAC I превзошла своих предшественниц - надёжность вычислений. В те времена она была ужасной, и нередко, проведя два-три одинаковых расчёта на какой-нибудь ЭВМ, можно было получить разные результаты. Создатели UNIVAC решили проблему радикально: в этом компьютере все вычисления проводились параллельно, независимо двумя процессорными узлами. Так что на расчёты UNIVAC можно было положиться, и этот аспект сыграл немалую роль в дальнейшей популяризации машины.
Другими удачными находками, которые позже переняли все конструкторы вычислительной техники, стали общая память и набор регистров: данные и инструкции хранились в UNIVAC вперемежку, извлекались в регистровые ячейки и в них обрабатывались.
Несмотря на медлительность, конструкция машины получилась удачной, и в течение первого года заказчикам были поставлены ещё четыре UNIVAC I - большой успех по тем временам! А сделать следующий рывок помог случай. Используя пятый экземпляр, работавший в лаборатории радиологии Калифорниского униерситета, журналисты компании CBS провели, вероятно, первое в истории значимое электронное социальное исследование: проанализировав с помощью машины предпочтения примерно одного процента американских избирателей, они предвосхитили победу на президентских выборах в том же году Дуайта Эйзенхауэра. Нерешительность авторов заставила их держать в секрете результаты исследования до окончания самих выборов, но после публикации именно они обеспечили UNIVAC известность. В следующие годы в сознании обывателей, по крайней мере в США, термин "компьютер" прочно ассоциировался с UNIVAC.
Машина, вся оперативная память которой составляла тысячу слов по 72 бита в каждом, положила начало коммерческой эксплуатации электронной вычислительной техники, заменив электромеханические табуляторы. Бюро переписи населения США было государственной организацией, но, глядя на то, как перемалывает UNIVAC I груды цифр, начали подтягиваться и частные бизнесы. В частности, General Electric применила UNIVAC для подготовки и печати ведомостей по зарплате сотрудников, страховая компания Pacific Mutual - для принятия решений на основе больших массивов статистических данных, DuPont - для научных расчётов, и т.д. и т.п. Практически в каждом случае UNIVAC I встречала конкурентов в лице табуляторов от IBM, авторитет которой до того казался непоколебимым, и одерживала победу. Уже через несколько лет счёт произведённым машинам шёл на десятки, а в числе пользователей компьютера - как тому и полагается быть в случае по-настоящему качественного продукта - оказалась сама Remington.
Всего было выпущено 46 экземпляров UNIVAC I. Иначе говоря, было налажено настоящее массовое производство. Несмотря на то, что цена машины выросла до полутора миллионов долларов, UNIVAC была востребована и служила своим заказчикам долго. Например, два экземпляра UNIVAC I в Бюро переписи населения США списали только в 1963 году. Сегодня UNIVAC - удел музеев, но все желающие могут воспользоваться симулятором этого древнего гиганта, работающим на дальнем его потомке. Бесчисленное племя ПК - лишь новый побег на том же древе коммерческого компьютинга...