Konica-Minolta Dimage A2
АрхивKonica-Minolta A2 — это, по сути, тюнинг модели Minolta Dimage A1, которая появилась на рынке в конце прошлого года.
Konica-Minolta A2 — это, по сути, тюнинг модели Minolta Dimage A1, которая появилась на рынке в конце прошлого года. Корпус, оптика, функциональное оснащение и система меню оставлены без изменений. Из новшеств лишь другая матрица да электронный видоискатель (EVF) повышенного разрешения плюс новый логотип, который после слияния компаний Konica и Minolta стал вдвое длиннее.
Для своих габаритов A2 не слишком тяжела и отлично ложится в руку. Размер прорезиненной рукоятки рассчитан под полный хват ладони, даже мизинцу есть за что уцепиться.
Механическая система зуммирования подразумевает, что при съемке вы будете держать камеру обеими руками, но при необходимости можно снимать и одной. На максимальном фокусном расстоянии и с надетой блендой (идет в комплекте) камера вытягивается до внушительных 20 см (см. фото), однако при транспортировке бленду можно надеть «задом наперед» и полностью втянуть тубус объектива, — в таком виде Dimage A2 вполне можно носить под просторной курткой, повесив на фирменный шейный ремень. В целом конструкция удачна. Надежный, продуманный корпус, тубус объектива посажен очень плотно, перемещается с ощутимым усилием, но зато почти не люфтит, да и пыль внутрь вряд ли проникнет.
Карта памяти вставляется в слот с правой стороны корпуса. Konica-Minolta A2 поддерживает CompactFlash типов I и II, а значит, можно вставить и Microdrive. Хотя в инструкции сказано только о поддержке моделей на 170, 340, 512 и 1024 Мбайт, камера работает и с большим объемом памяти (в последнее время стали популярны микровинчестеры на 4 Гбайт, выдираемые умельцами из MP3-плейеров).
Для подключения вспышек можно использовать синхроконтакт типа PC Sync Terminal, который закрыт завинчивающейся пластмассовой крышкой (поддерживаются системы освещения с прямой и с обратной полярностью, напряжением до 400 В), а также фирменный «горячий башмак». Встроенная вспышка откидного типа имеет логичный и удобный режим активации: если вы открыли ее — работает, закрыли — выключена. Можно не опасаться, что в неподходящий момент она выскочит, как чертик из табакерки, и полыхнет куда не следует.
ЖК-дисплей имеет многоступенчатую регулировку яркости и может наклоняться в вертикальной плоскости (до 90 градусов вверх и до 20 градусов вниз). Это, конечно, не так удобно, как у моделей с поворачивающимся по двум осям дисплеем (Canon Pro1 или Nikon 8700), но все же дает большую свободу действий при съемке горизонтально скомпонованных сюжетов. Электронный видоискатель может работать в двух режимах: Quality (640х480@30 fps) и Motion (640х240@60 fps). Реальное разрешение EVF — около 300 тысяч пикселов, качество изображения неплохое, и четкость явно выше, чем у конкурентов. Однако немногие будут пользоваться глазком видоискателя постоянно: цвета в нем достаточно блеклые даже по сравнению с ЖК-дисплеем, не говоря о реальных цветах снимка, а до настоящего зеркального видоискателя и этому усовершенствованному EVF еще далеко. Тем не менее, среди всех незеркальных камер Dimage A2 обладает лучшим EVF: кроме повышенного разрешения, он еще и поворачивается в пределах сектора 90 градусов.
Литий-ионный аккумулятор NP-400 при напряжении 7,4 В имеет емкость 1500 мАч (у широко распространенного аккумулятора Canon BP-511 — 7,4 В, 1100 мАч), но по энергонезависимости Konica-Minolta А2 вряд ли является лидером в своем классе: производитель заявляет о 290 снимках на одной зарядке. А включение, например, системы AntiShake (AS) еще сократит время работы. Утешает, впрочем, что аккумулятор относительно быстро заряжается: во внешнем зарядном устройстве (идет в комплекте) —за полтора-два часа.
Система AntiShake — изюминка камеры. В отличие от оптических или электронных стабилизаторов здесь принцип действия состоит в том, что в зависимости от сигналов датчиков положения корпуса сервоприводы перемещают платформу с самой матрицей. Производитель заявляет об эквивалентном сокращении выдержек в восемь раз (на три ступени), что теоретически должно позволять снимать с рук при выдержках порядка 1/4 с (на широком угле) или 1/25 с (при фокусном расстоянии 200 мм) без эффекта «шевеленки». Гарантированное срабатывание AS происходит при выдержках 1/40 с и короче — именно в этом случае соответствующая пиктограмма на дисплее окрашивается в синий цвет. На более длинных выдержках AntiShake способна лишь увеличить вероятность получения четкого снимка, но иногда и этого достаточно (в других камерах для достижения подобного эффекта можно использовать, скажем, высокоскоростную серийную съемку — из трех-пяти кадров, снятых серией, как правило, один-два оказываются резкими даже на выдержках 1/15–1/4 с). Активируется система нажатием кнопки с пиктограммой в виде ладони (находится в нижней части задней панели корпуса) и фактически начинает работать после полунажатия на кнопку спуска затвора.
Управление в Dimage A2 поначалу кажется не очень интуитивным. В меню сведены в основном второстепенные или глобальные функции, не влияющие напрямую на параметры экспозиции. Почти все «съемочные» функции повешены на отдельные кнопки. Однако, не прочитав инструкцию, трудно понять, как изменить тот или иной параметр. Например, режим автофокуса (широкая рамка с «интеллектуальной» точкой фокусировки или перемещаемая вручную точка) переключается нажатием кнопки в центре джойстика. В режиме просмотра гистограмма включается не кнопкой i+, как следовало бы ожидать, а «стрелкой вверх» на том же джойстике. Быстрый доступ к настройке яркости дисплея — длительное нажатие на кнопку i+. Подобных «пасхальных яиц» в камере много, и в инструкцию поначалу придется заглядывать часто. Меню камеры весьма обширно (восемь страниц только в режиме съемки), но организовано неплохо и выглядит очень привлекательно, учитывая не самое большое разрешение дисплея.
Konica-Minolta Dimage A2 имеет три режима экспозамера: центровзвешенный, матричный (оценочный) и точечный. К сожалению, в камеру перекочевали недостатки старой модели А1. Ни матричный замер, ни самый ценный в силу свой предсказуемости центровзвешенный не обеспечивают, простите за каламбур, требуемой предсказуемости. Похоже, разработчики решили ввести в центровзвешенный алгоритм замера элемент «интеллектуальности», чтобы камера сама отличала сумерки (когда нужна отрицательная экспокоррекция) от снежной равнины/полуденного пляжа (где обычно делают коррекцию «в плюс»). Если это так, то блин получился комом. Ведь ценность центровзвешенного замера именно в его предсказуемости и надежности, а фотограф уж сам должен решать — делать экспокоррекцию или нет. «Интеллектуальность» же должен проявлять матричный (оценочный) замер, который, в общем-то, и работает по такому принципу, примерно определяя тип сюжета по освещенности различных частей кадра и экспопаре.
Безусловно, есть одна функция, которая теоретически должна помогать в этом случае — это живая гистограмма, отображающая текущее распределение яркостей. Но, как показывает практика, этот инструмент в A2 далек от совершенства. На иллюстрациях показан вид гистограммы в различных режимах работы камеры, а также итогового снимка в Photoshop. Как видно, гистограммы во всех четырех случаях могут различаться. Чаще всего несоответствие в режиме съемки выражается в том, что реальная экспозиция оказывается больше, чем отображаемая на гистограмме. В результате приходится следить за тем, чтобы в процессе съемки гистограмма не доходила до правого края примерно на четверть или пятую часть шкалы. Если «вгонять» гистограмму по всей ширине, то на фото получается сильная переэкспозиция.
Автофокус в Dimage A2 — традиционного для незеркальных камер контрастного типа. В приводе системы автофокусировки используется USM-двигатель, повышающий скорость работы. В темноте срабатывание затруднено, поскольку А2 лишена системы подсветки автофокуса. Но даже в полумраке иногда удается сфокусироваться с хорошей точностью. Ручной режим включается ползунком в низу левой панели корпуса (положение MF), в этом случае фокусировка осуществляется вращением ребристого кольца у основания объектива. На основном ЖК-дисплее при этом отображается расстояние до точки фокусировки в метрах, и здесь выползает один неприятный баг — некорректная работа шкалы расстояний (например, на максимальном фокусном расстоянии нужно установить 40 м, а не «бесконечность» для съемки удаленных объектов).
Камера имеет несколько настроек Color Mode, но наибольший интерес представляют установки Nat.(sRGB), Adobe RGB и EmbedAdobeRGB. Nat.(sRGB) рекомендуется для основного использования и записывает стандартный файл формата RGB в абстрактном цветовом пространстве sRGB. Этот режим обеспечивает правильную цветопередачу и позволяет получить адекватные результаты на большинстве принтеров. Режимы Adobe RGB и EmbedAdobeRGB вызывают ряд вопросов. Первый реализован довольно странно: цвета, судя по названию, записываются в цветовом пространстве Adobe RGB (имеющем более широкий охват, нежели sRGB), но соответствующий внедренный профиль отсутствует. Таким образом, для работы с данным файлом и его корректного просмотра требуется вручную внедрять профиль. Внедренный профиль Adobe RGB 1998 (Konica Minolta Camera) появляется лишь в третьем варианте — EmbedAdobeRGB, но файл при этом имеет непривычное расширение JPE.
На минимальной чувствительности шумы матрицы заметно меньше, чем у А1. Поначалу это удивляет, ведь теоретически отношение сигнал/шум как раз уменьшается при размещении на той же площади большего числа светочувствительных ячеек. Скорее всего, нужный результат достигается применением специального алгоритма шумоподавления и намеренно заниженным уровнем минимальной чувствительности ISO 64 (у Minolta A1 — ISO 100). При активации режима Noise Reduction в меню Dimage A2 на выдержках от одной секунды и более включается шумоподавитель, использующий алгоритм вычитания темнового кадра. Но какая-то система аппаратного шумоподавления наверняка работает на любых выдержках, иначе шумы были бы гораздо более заметными. Это, конечно, не могло не сказаться на качестве картинки: при анализе снимков Dimage A2 в масштабе 100% заметно, что изображению недостает микрорезкости и проработки мелких деталей. Впрочем, чтобы вынести окончательный диагноз, требуется прямое сравнение с конкурентами. Очень может быть, что в классе восьмимегапиксельников с матрицей 2/3 дюйма лучшего результата достичь проблематично.
На практике восьмимегапиксельная матрица оказывается лучше пятимегапиксельной, даже если увеличить чувствительность для достижения примерно одинакового уровня шумов. Повышенное разрешение дает лучшую проработку деталей, а шум становится более «мелкозернистым» или, другими словами, высокочастотным, что не так бросается в глаза на распечатках большого размера. Иногда не помешает повысить чувствительность до ISO 200, но использовать ISO 400–800 резона нет: шумы становятся чересчур неприятными, мерзкое цветное месиво бросается в глаза и даже портит детализацию. Лучше всего, конечно, стараться снимать на минимальной чувствительности, благо AntiShake повышает вероятность получения резких снимков даже на экстремально длинных выдержках при съемке с рук.
Konica-Minolta A2 может записывать снимки в форматах JPEG (три уровня качества — Standard, Fine, Superfine), TIFF, RAW, RAW+JPEG. Очевидно, что TIFF самый бесполезный из всех возможных форматов в ЦФК (при чудовищном объеме файла 23 Мбайт выигрыш в качестве по сравнению с JPEG высокого качества микроскопический). RAW+JPEG интересен разве что в исследовательских целях, когда вы хотите сравнить разные форматы на абсолютно одинаковом сюжете. Остается непростой выбор между RAW и JPEG. Да, мы знаем, что RAW является по сути «цифровым негативом» и при в два-три раза меньшем объеме, нежели TIFF, несет гораздо больше полезной информации о снимке. Да, RAW позволяет уже после съемки влиять на баланс белого, резкость, насыщенность и прочие параметры в очень широких пределах. Из RAW можно получать 48-битный TIFF и использовать для этих целей любые доступные конверторы. Но когда человек после конвертации тысячи файлов осознает, что девяносто процентов из них были сконвертированы с установками по умолчанию, то встает резонный вопрос: а не проще ли было не мучаться и снимать в JPEG? Это означает в два-три раза большее количество снимков на карте памяти и возможность поддерживать более высокий темп съемки. Кроме того, архив RAW-файлов зачастую напоминает тот самый чемодан без ручки, который хранить на винчестере неудобно, а выкинуть жалко. Наверное, должен быть какой-то дополнительный аргумент для того, чтобы снимать в RAW.
Такой аргумент у Dimage A2 есть. При внимательном взгляде на кропы, полученные из разных форматов с разными конверторами, становится ясно, что отличия, пусть и небольшие, проявляются. Внутрикамерный JPEG выдает несколько аляповатую картинку с плохой проработкой деталей (к тому же есть уход в зеленую область спектра). Результат, достигнутый родным конвертором, уже лучше, хотя искушенный наблюдатель заметит повышенный шарпенинг, отчего на границах контрастных объектов появляется неестественная светлая окантовка, а тонкие детали выглядят чуть утолщенными. Если вам не по душе пониженная контрастность и насыщенность адобовского конвертера — имейте в виду, что существуют и другие программы подобного рода, например SharpRAW. Даже если взять штатный конвертор Dimage Viewer, все равно получится лучше, чем при съемке в JPEG.
Полную версию статьи с тестовыми снимками и прочим читайте на www.terralab.ru/digiphoto/33809. Напоследок позволю себе высказать несколько субъективных суждений. Конструкция и эргономика производят благоприятное впечатление. Камера надежна, имеет прочный, неразбалтывающийся объектив, с ней удобно ходить по городу, снимать в полевых условиях. После нескольких дней практики можно привыкнуть к немного «разбросанному» и иногда нелогичному управлению, и оно уже кажется удобным. Проблем с цветопередачей нет, здесь виден явный прогресс по сравнению с предыдущей моделью Dimage A1, у которой иногда некорректно срабатывал автоматический баланс белого, а изображение имело склонность к завалу в синюю часть спектра. При интенсивном использовании автофокуса (многократная перефокусировка) А2 с большой степенью вероятности зависает с сообщением Err на верхнем дисплее (для этого не нужно извлекать аккумулятор как при «мертвом» зависании, достаточно выключить и включить камеру кнопкой). Запомнилось, как А2 выставляет выдержку в режиме использования встроенной вспышки: время обратно пропорционально фокусному расстоянию (то есть на минимальном зуме составляет 1/30 с, а на максимальном — 1/200 с). Немного раздражает неторопливость камеры при выключении: чтобы отключить ее, приходится довольно долго держать кнопку Power нажатой. Ну, а основные претензии, конечно же, следует высказать в адрес системы экспозамера и отображения живой гистограммы. Чтобы наверняка снять удачный кадр, зачастую приходится делать два-три дубля с разной экспокоррекцией.
Плюсы | Минусы |
- прочная, надежная конструкция корпуса и объектива - механическая система зуммирования - хорошая эргономика - быстрый автофокус - богатые настройки - EVF повышенного разрешения - система AntiShake - низкий уровень шумов - хорошее макро - хорошая цветопередача |
- недостаточная микрорезкость изображения - непредсказуемая система экспозамера - не всегда корректное отображение живой гистограммы - проблемы со стабильностью (периодические зависания камеры) - не самый лучший внутрикамерный алгоритм сжатия в JPEG - некорректная работа шкалы ручной фокусировки |