Своя игра
АрхивКолонка ЗолотоваОрганизовав тотальный контроль за действиями интернет-пользователей, китайское правительство обратило внимание на компьютерные игры.
Вы, вероятно, уже слышали об этом: на днях китайское правительство запретило распространение на территории страны обычной компьютерной игры. Шведская Hearts of Iron (HOI) попала под запрет за чересчур вольное изложение исторических фактов, которое чиновники Поднебесной трактовали как посягательство на территориальную целостность своего великого государства. Карта времён Второй мировой войны, предлагаемая игрокам HOI, демонстрирует Маньчжурию, Тибет и некоторые другие территории, входящие в состав Китайской народной республики, как самостоятельные государства. Создателям игр чужда политика, но творцам политических игр в одном из последних оплотов коммунизма на планете вольности гейм-индустрии - кость поперёк горла.
Собственно, HOI не стала первой запрещённой в Китае компьютерной игрой: чуть ранее (в марте) та же участь постигла норвежскую Covert Strike, в которой были в невыгодном свете представлены вооружённые силы КНР. Но Hearts of Iron стала последней каплей, заставившей титаническую пропагандистскую машину обратить свой взгляд на остававшиеся до сих пор вне государственного контроля игры для персоналок: при китайском министерстве культуры решено сформировать специальный комитет по надзору за играми, сконцентрировав внимание на многопользовательских игрушках. Отныне каждый новый гейм-релиз, продавцы которого намерены вывести его на китайский рынок, должен быть, прежде всего, представлен Комитету "государственной кибергеймбезопасности". Составляющие его "простые" учителя и учащиеся, инженеры и чиновники оценят новинку на предмет соответствия конституционным и нравственным нормам КНР, после чего могут выдать разрешение на размещение игры на китайских прилавках. Любые посягательства на государственную целостность, конституцию, национальную гордость (буквально), моральные и нравственные устои китайского общества и прочая, и прочая, выльются в запрет на продажу продукта в Китае. Больше того, все компьютерные игры, которые выведены на китайский рынок к настоящему моменту, также должны пройти утверждение в Комитете до 1 сентября.
Принимая во внимание достаточно вольную формулировку условий, творящееся в Китае иначе как триумфом цензуры назвать трудно. Но изюминка истории в другом: продавцы компьютерных игрушек в Китай и так не рвутся. Из-за того, что охране интеллектуальной собственности в этом коммунистическом государстве фактически не уделяется никакого внимания, большинство международных гейм-дистрибьюторов обходят КНР стороной. Единственным счастливым исключением из общего правила до сих пор были разработчики онлайновых массовых многопользовательских игр: они живут за счёт подписки, поэтому разгул пиратства в Китае на их благосостоянии не сказывается. Учитывая, что онлайновая популяция КНР насчитывает сегодня 80 миллионов человек (уступая по данному параметру только США), рынок более чем привлекательный. Однако теперь китайские чиновники, обещающие сделать на онлайновых игрушках особый акцент, могут загубить и это начинание.
Китай на наших глазах превращается в киберполицейское государство, где власти считают себя вправе решать, кому, когда и в какой степени необходим доступ к информационному пространству - информационная свобода считается немыслимой. В КНР запрещено посещение детьми до 16 лет интернет-кафе, за работой каждого посетителя ведётся слежка, а те заведения, которые не в состоянии обеспечить надлежащую степень контроля, закрываются (последняя волна репрессий коснулась 8600 кафе - почти десятой части от официального их числа в Китае). Обратная реакция порой непредсказуема. В частности, на второй по величине в мире национальный интернет-социум приходится всего один процент мирового оборота веб-рекламы. Озлобленные китайские подростки в последнее время часто нападают на ни в чём не повинных администраторов кафе и игровых клубов, порой забивая их до смерти. Кто знает, чем ещё обернётся попытка тотального информационного контроля в период, когда глобальный переход к информационному обществу кажется неизбежным? Платонов и Оруэлл Сеть не застали...