Если бы
АрхивКолонка ЗолотоваШкольный курс истории только кажется скучным. Дополните его вероятностным историческим симулятором, и история может стать самым популярным предметом.
Вспомните свои школьные годы и согласитесь: история не входит в список предметов, которые посещают с удовольствием. Для большинства, за редким исключением в виде отъявленных гуманитариев, уроки истории были в тягость, и дело тут, вероятно, не столько в самом предмете, сколько в том, как его приходилось изучать. К примеру, автору этих строк, получившему за историю "пятёрку" исключительно на рефератах, представлялось совершенно невозможным заучить хотя бы десяток дат и фамилий. А ведь, собственно, школьный курс, особенно в старших классах, на том и строится - даты, имена, локации, учим, учим, учим... Согласитесь, изменения в учебном процессе в такой ситуации пошли бы только на пользу.
История, по сути дела, есть череда следующих друг за другом событий, связанных причинно-следственной связью. Измените одно звено, и, возможно, изменится весь ход истории. А, может быть, давление обстоятельств в какой-то момент времени окажется столь сильным, что изменить исторический расклад будет не под силу никоим образом. Все эти "если бы" и есть та самая привлекательная сторона истории, которую от нас спрятали за сухими строчками учебников, предлагающих один и только один (фактический) вариант развития событий. Вероятностная история стала уделом фантастов (читали "Машину различий" Гибсона?).
Но не думайте, что вероятностная история хороша только лишь чтобы щекотать нервы и не может быть серьёзной. Начиная с первой половины XX века существует достаточно малоизвестное соответствующее направление в истории официальной, называемое контрфактической историей (или виртуальной). Выбрасывая из или добавляя в реальный исторический ряд события, эксперты тщательнее анализируют исторические процессы. Метод не бесспорный, однако сторонников у него не убавляется, в частности, одним из них был человек, впоследствии сам сыгравший немалую роль в мировой истории - Уинстон Черчилль.
К сожалению, очевидно, что вероятностная история - при всей своей привлекательности - требует очень высокой квалификации, досконального знания тех самых дат и фактов, с которых всё и началось, поэтому начинающим историкам, сидящим за партой, этот метод кажется неприменимым. Но тем удивительнее, что на помощь до сих пор не привлекли машину: человек мог бы принимать решения, тогда как компьютер сопоставлял бы исторические реалии и генерировал новый сценарий развития цивилизации.
В точности так и построена компьютерная игра Making History (букв. сотворение истории), о которой на днях рассказала New York Times: cудя по всему, первая в своём роде. Making History от компании Muzzy Lane - вероятностный исторический многопользовательский симулятор, ареал действий которого воссоздаёт Европу в период до и после Второй мировой войны. Представьте: вы с друзьями рассаживаетесь за компьютерами и каждому предоставляется своя роль. Один становится британским премьер-министром, другой - президентом Франции и т.д. и т.п. Суть в том, что, оценив исторические реалии на текущий момент, вы должны делать историю сами, решая, подписывать или нет реально существовавшие договоры, менять налоговое бремя, формировать стратегические линии траты бюджетных средств... Короче говоря, вам предлагается самому реализовать то самое "если бы", которым вы неоднократно задавались по ходу изучения истории в школе. Игровой движок сам оценит изменения и сгенерирует реалистичные последствия.
Изюминка Making History, отличающая её от Civilization и ей подобных поделок - в очень тесной связи с реальными историческими событиями. Игрокам предлагаются настоящие исторические документы, реалистично оцениваются программой расстановка сил и возможности сторон, при переходе от реальности к симуляции игроки получают возможность сравнить вероятностную историю с тем, что имело место в настоящей жизни. Создатели уверены, что их разработка поможет лучшему усвоению курса истории школьниками и студентами благодаря замене необходимости зубрить на заинтересованное изучение соответствующих материалов: ведь от того, как игроки оценят ситуацию, зависит её дальнейшее развитие. В свою очередь, педагоги оценили разработку высоко: несмотря на то, что Making History только готовится к выпуску, преподаватели, сталкивавшиеся с ней на недавней выставке Electronic Entertainment Expo, изъявляли желание видеть такой инструмент в классе. Кто знает, может быть её даже переведут на русский?..