"Эльбрус" сдан
АрхивКолонка ЗолотоваВ понедельник компания Intel подтвердила факт приобретения ей российской "Эльбрус МЦСТ". Над российской микроэлектронной вершиной теперь развевается американский флаг.
Свершилось. "Эльбрус" покорён, и не нашими "альпинистами". Американский флаг над российской электронной вершиной водрузил мировой лидер микропроцессорной техники, компания Intel. Впрочем, давайте прямо - случившегося, в любом случае, уже не исправить.
В этот понедельник компания Intel официально подтвердила покупку российской компании "Эльбрус МЦСТ". Строго говоря, вместе с ней прикуплен и ещё один отечественный участник рынка высоких технологий - центр "УниПро", но пресса (в основном, западная), в лучшем случае, упоминает про этого новосибирского разработчика программного обеспечения лишь вкратце, а порой, и вовсе не замечает. И в этом нет ничего унизительного: просто перед имиджем "Эльбруса", специалисты которого до конца 90-ых шли впереди планеты всей в области процессорных архитектур, меркнет слава любого разработчика и производителя. Покупка "Эльбруса" предусматривает переход к Intel и основной части специалистов (около пятисот человек), и значительной части интеллектуальной собственности, в том числе относящейся к проекту E2K. Сколько именно пришлось выложить Intel за это богатство - секрет, но от былого российского интеллектуального гиганта ничего не останется: после того как сделка будет одобрена российским и американским правительствами (ожидается, что это займет около трёх месяцев), и "Эльбрус МЦСТ" расчитается со своими партнёрами, компания прекратит своё существование. Впрочем, эльбрусовские инженеры уже сейчас числятся в списках сотрудников Intel, вместе со своим бессменным лидером Борисом Бабаяном.
Вообще "Эльбрус" - название архитектуры вычислительных машин, родившейся в 70-ые годы в коллективе, возглавляемом Бабаяном. Профессор с мировым именем, которому недавно перевалило за 70, Бабаян начинал свою карьеру в информационных технологиях в начале 50-ых, попав в первый набор студентов на только что созданную (впервые в мире!) в МФТИ специальность "Вычислительная техника". В следующие двадцать лет ему довелось стать конструктором не одной уникальной вычислительной машины, главным образом, для "оборонки". Но славой, которая пришла к нему в 90-ых, он обязан именно "Эльбрусам". "Эльбрус-1", заработавшая в 1978 году, стала первой в мире коммерческой суперскалярной вычислительной машиной. Intel сумела реализовать подобную архитектуру лишь в начале 90-ых гг., в Pentium. А коллектив Бабаяна уже в 1985 г. взялся за разработку "Эльбрус-3" - машины с, как её называет сам Борис Арташесович, постсуперскалярной архитектурой (несколько упрощая, процессор такой архитектуры можно представить как способный оптимизировать свою структуру для задачи, которую предстоит решать). Начав разработку "Эльбрус-3" в Институте точной механики и вычислительной техники, Бабаян в 1992 г. вышел из его состава и вместе с коллегами организовал компанию "МЦСТ" и несколько компаний-спутниц ("Эльбрус-2000", "Эльбрус Интернейшнл"), называемых сегодня общим именем "Эльбрус МЦСТ".
"Эльбрус-3", ставшая, опять же, коммерческой вычислительной машиной, предвосхитила Itanium и чипы Transmeta. На переломе тысячелетий дальнейшая разработка этого продукта должна была вылиться в отечественный постсуперскалярный микропроцессор и платформу E2K. Однако дальше проектирования дело не пошло: запуск нового чипа в производство требовал огромных финансовых вливаний. В "Эльбрусе" занимались не только проектированием - зарабатывали деньги на контрактах с западными производителями (в частности, с Sun Microsystems) и госзаказах, но этого оказалось мало, а отыскать инвестора не удалось. Вот так "убийца Itanium" чип E2K и остался бумажной легендой, над которой время от времени стебалась западная пресса.
Сам Бабаян называет переход под крыло Intel "хорошей, честной сделкой". Собственно, так оно и должно быть: теперь наработки и интеллектуальный потенциал российских инженеров обязательно найдут применение. Но Intel, всё-таки, американская компания...