В. Лопатин: "Наш Pocket PC всегда будет стоить на доллар меньше, чем у конкурентов"
АрхивМненияКомпания "Вобис" планирует продвигать на российском рынке мобильные устройства от нескольких тайваньских производителей, которые решили выйти на рынок под собственными брендами. Виктор Лопатин, вице-президент "Вобис", встретился с корреспондентом "Компьютерры-Онлайн".
Компания "Вобис" планирует продвигать на российском рынке мобильные устройства от нескольких тайваньских производителей. В частности, заключены контракты с компаниями, которые решили выйти на рынок под собственными брендами. Виктор Лопатин, вице-президент "Вобис", встретился с корреспондентом "Компьютерры-Онлайн".
- Почему компания "Вобис" решила продвигать в России продукцию малоизвестных брендов?
- Мы увидели новое перспективное направление деятельности. Создалась ситуация, когда никому неизвестная, но очень крупная компания-производитель начинает себя осознавать как крупную силу и выходит на рынки под собственным брендом. Исторически первыми тайваньскими компаниями, вышедшими на уровень мировых брендов, можно назвать Acer и Asus. Последняя является сейчас одним из крупнейших OEM-производителей ноутбуков, материнских плат. В тоже время она с успехом продвигает свой бренд. Можно сказать, она №1 в мире по объемам продаж ноутбуков под своим брендом.
В силу сложившейся ситуации на рынке крупнейшие тайваньские OEM-производители, такие как Compal, Premier, FoxConn, именно сейчас начинают активно продвигать собственные бренды.
Premier - компания, которая занимает 17% рынка производства цифровых камер для таких компаний, как Minolta, Pentax, Kodak, Hewlett-Packard. Compal, мы надеемся, станет нашим основным партнером по КПК и ноутбукам. Это второй в мире производитель ноутбуков - 20% мирового объема.
Компания Solomon - тоже огромный монстр. Мы сами недавно открыли для себя эту компанию. Она занимается бытовыми устройствами, промышленной автоматикой, а в последнее время стала заметна ее активность на рынке мобильных устройств. Например, USB/GPRS-модемы, CF, HDD емкостью 2 и 4 Гб.
- Почему такие крупные компании раньше не использовали своих имен? И что же изменилось теперь?
- Свой бренд - это раскрутка, маркетинг, акции. А тут есть классное производство, крупные заказы от известных компаний. Но обратная сторона медали - отсутствие маржи.
Еще одна причина - жесткая конкурентная борьба. Возьмем MiTAC. Это производитель среднего уровня. Они вложили большие деньги в раскрутку, да и начальные вложения тоже были велики. Ведь чтобы выпускать Pocket PC нужно платить Microsoft, например. Многие не выдерживают конкуренции.
Теперь к вопросу о том, с чем связано решение выпускать товар под своим именем. Вот пример производителей цифровых камер. Почему они не выпускали под своим именем продукцию? Потому что были завалены заказами от японских компаний. А тут японское правительство начинает беспокоиться: отчего заводы их страны простаивают, и рабочие сидят без дела? Правительство жмет на руководителей крупных компаний и производство перебирается в Японию. Тайваньские компании начинают ощущать сокращение заказов от японских брендов, и им не остается ничего другого, кроме как выпускать товар под своим именем, ведь для этого у них все есть.
Вряд ли многие выживут. По некоторым оценкам, на Тайване останется, максимум, пять крупных производителей цифровых камер. Это уже произошло в секторе производства беспроводного оборудования, например.
- Я знаю, что у компании "Вобис" есть собственный бренд. Как обстоят дела с его раскруткой?
- Да, компания "Вобис" имеет свой бренд "Highscreen", который мы пытались продвигать на российском рынке. На западе он очень известен, так как в Европе "Вобис" имеет большую популярность. Поэтому в 2000 году, когда мы образовались в России, мы пытались раскрутить обычную номенклатуру товаров, в том числе и компьютеры по маркой "Highscreen".
Однако нас ожидали некоторые затруднения. Чтобы раскрутить товар, нужны хорошие стартовые деньги. Примеров успешной раскрутки российского бренда не так уж много - Rover, iRU. Компенсации затрат нужно ожидать порядка трех-четырех лет, а сейчас такого времени уже нет, и каждое вхождение в рынок все дороже и дороже.
- Как вы выбирали компании для сотрудничества, и почему выбор пал именно на производителей класса Compal, Solomon?
- Есть одна очень важная проблема, с которой мы сталкиваемся при продаже электронных устройств. Это сервисное обслуживание. Многие известные компании не имеют в России сервис-центров, и неисправные устройства надо посылать за границу. В российских условиях это практически невозможно. Поэтому большинство серьезных компаний вынуждены создавать собственные сервисные центры.
Ремонт обходится дорого и нам и пользователю, которому иногда проще купить новое устройство. Поэтому, в первую очередь, при выборе компаний мы ориентировались на качество продукции. Нам выгодно продавать товар, который мало ломается.
Именно по этой причине мы выбрали компании, которые производят очень качественные устройства. Взять хотя бы статистику по компании Compal. Она производит КПК Pocket PC для Toshiba и Hitachi, и из первой партии в 40000 КПК собственного бренда Palmax, проданных в Великобритании, в ремонт вернулись всего пять штук! Это совершенно потрясающий результат, который для нас очень важен.
Эти показатели не сравнимы с данными по надежности от другого нашего поставщика. Мы имели с их продукцией большие проблемы именно в связи с сервисным обслуживанием.
Сейчас мы сократили номенклатуру продаваемых нами КПК от этого вендора до одной модели, которая, на удивление, оказалась удачной, судя по объемам ее продаж в Европе и США.
- То есть вы ориентируетесь на качество и сворачиваете работу с этим производителем. А что скажете насчет ценовой политики?
- Наш Pocket PC от компании Compal всегда будет стоить на доллар меньше, чем у конкурентов. Это могу заявить со всей ответственностью.
- А кто конкуренты?
- Младшие модели у Rover, HP, Dell.
- Вы будете продавать только мобильные устройства тайваньских компаний или еще, к примеру, их карты памяти?
- Если говорить о носителях, то мы заключили контракт с компанией PDC. Это тайваньская компания, второй в мире производитель SD- и ММС-карт. Специфика такова, что карты Compact Flash могут производить десятки компаний. Оборудование, по нынешним меркам, относительно недорогое. Что касается производства SD- и MMC-карт, нужны очень серьезные инвестиции, чтобы наладить их выпуск. Есть четыре-пять фабрик в мире, которые производят SD- и ММС-карты. Два концерна на Тайване (PDC и Kingmax), в Японии три и одна компания в Корее.
Мы остановились на PDC, ее в России пока не знает никто, и это представляет некоторую сложность. Так как есть очень раскрученные американские бренды, которые продвигают карты памяти, но ничего не производят. А отличить карты памяти MMC и SD от PDC очень легко: если карточка черного цвета, и на ней написано Мade in Taiwan - это PDC. Тут опять же встает вопрос качества. Мы выбрали PDC, так как стремимся получить надежную продукцию. Мы продавали карточки других фирм и сталкивались со сбоями в работе. С продукцией PDC проблем с качеством не будет. За счет уникальной технологии, обеспечивающей полную герметичность, у них намного более высокие показатели по пыле-, влагозащищенности, статическому электричеству.
Другое преимущество работы с производителем - возможность первыми выводить на наш рынок новейшие разработки, обеспечивая высокую совместимость и надежность, продавать карты памяти оставаясь конкурентоспособным, что, поверьте, на нашем рынке совсем не просто. Для нас это важно, так как устройства, с которыми мы имеем дело, все работают с MMC- и SD-карточками памяти. Это цифровые камеры, Pocket PC и так далее.
Мы стремимся предложить покупателям лучшие условия. К примеру, недавно мы начали продавать карты памяти PDC вместе с дисконтной картой, которая дает 10% скидку на печать снимков. Мы владеем сетью машин цифровой фотопечати, то есть с нашей дисконтной картой владелец цифровой камеры сможет за более низкую цену напечатать свои снимки. Вторым нашим предложением будет следующее: мы будем давать карточку PDC на 64 мегабайта каждому покупателю КПК Palmax от Compal. На карточке будут программы и нужная информация. Вообще, идея такая: мы хотим дать каждому покупателю этого КПК набор необходимых бэкапов - свой для каждой категории пользователей, то есть покупатель не останется беспомощным с новой машинкой, в особенности, если она у него первая.
- Спасибо за беседу.