Математика любви
АрхивКолонка ЗолотоваОтношения между пользователем и персоналкой давно выросли из узких рамок определения "оператор - калькулятор": сегодня они больше напоминают симпатию, которая многим кажется взаимной.
Говоря строго, компьютер есть устройство, предназначенное для обработки информации. Всего лишь холодная машина, способная перемалывать цифры - и ничего сверх того. Однако вспомните себя: вы наверняка мечтали о своём первом электронном друге! Пятьдесят лет компьютерной революции не прошли даром: да, вычислительные машины так и не осознали собственного "Я", но качественная перемена случилась в головах их пользователей. Сегодня каждый - даже только начинающий - юзер обязательно принадлежит к одному из множества лагерей, часто между собой враждующих. Здесь и обожатели "Маков", носящие своих питомцев на руках и умиляющиеся их слабостям. Здесь и линуксоиды, превозносящие свободу и сложность. Здесь и прожжённые геймеры, нарекающие себя в честь игровых персонажей. Здесь очереди за дистрибутивами, здесь оды, посвящённые машинам, и имена, даваемые им. Мы изучаем тончайшие нюансы в поведении и настроении своих электронных коллег и порой умоляем их, чтобы не зависли. К чему всё это? Ведь речь идет всего-навсего о бездушной машине! Но когда в 1981 году пионеры поп-электроники Kraftwerk спели свою "Computer Love", они и не подозревали, как скоро компьютер и в самом деле станет объектом обожания. Компьютер сегодня больше чем компьютер: он - коллега и близкий друг. На днях эта витающая в воздухе идея была подтверждена американскими психологами.
Группа исследователей из Университета Пенсильвании поставила столь же простой, сколь и остроумный опыт. Учёные установили слежку за студентами, занятыми своей обычной ежедневной работой на примерно восьмистах персоналках по всему университету. И вскоре выяснилось, что большинство учащихся предпочитают работать за каким-то одним-двумя компьютерами, к которым они, судя по всему, испытывают некое предрасположение. Теоретически, все персоналки одинаковы и часть из них всегда свободна, но студенты предпочитали садиться именно за свою любимую машину, даже если в настоящий момент она была занята, и требовалось какое-то время подождать.
Конечно, каждый, кто хотя бы пару раз работал в общественном компьютерном классе, знает, что публичные машины только кажутся одинаковыми, тогда как на самом деле могут сильно отличаться друг от друга и мощностью, и удобством в обращении. У одной может быть "плохая мыша", у другой - расстроенный монитор и так далее, что, в конечном итоге, и определяет предпочтения пользователей. Психологи не исключают влияния этих факторов, но добавляют к ним целую серию новых: по словам учёных, мы действительно очеловечиваем компьютеры, с которыми работаем. Пользователь, некоторое время посидевший за одной машиной, подсознательно наделяет её чертами, присущими только человеку. У него возникает ощущение, что машина обладает собственным характером, что она некоторым образом чувствует наше настроение и соответствующим образом на него реагирует. Отыскав персоналку, с которой ему наиболее легко (приятно?) общаться, пользователь невольно формирует у себя зависимость, отдалённо напоминающую любовные отношения. Машина же стимулирует её своим постоянством: подсознательная тяга человека к предсказуемости партнёра, стабильности отношений неожиданно находит здесь благодатную почву для роста.
И симпатиями дело не ограничивается. Как утверждают психологи, очеловечив своего электронного друга, пользователь начинает воспринимать его не как инструмент, через который поставляется информация, а как источник этой самой информации. Степень доверия к такому источнику по определению высока, поэтому всё, услышанное от компьютера, воспринимается как истина. Здесь учёные усматривают очевидную опасность: человек, подсевший на компьютерную "иглу", рискует стать жертвой своего электронного друга, слишком доверяясь информации, которую на самом деле поставляют третьи лица.
Ожидать от машинно-человеческой любви чего-то хорошего, впрочем, и не следовало. И ещё один вывод, сделанный психологами, лишь чуть более оптимистичен. Как считают учёные, эксплуатировать с пользой для себя компьютерную зависимость могут производители и рекламщики. Сегодня компьютеры рекламируются, по большей части, как неодушевлённые предметы. Представив машину как члена семьи или близкого друга, претендующих на длительные отношения, можно завладеть вниманием новых групп покупателей. Кстати, не этим ли втихую занимается Apple?