Возвращение дот-комов
АрхивВ фокусеОни все ушли, но обещали вернуться. В апреле 2004 г. интернет-компании гурьбой повалили на биржу. Такой активности не наблюдалось на рынке с момента краха "новой экономики" в 2000-2001 гг. Все ждут IPO Google. Наступает новый бум?
В апреле среди интернет-компаний началась новая волна выходов на биржу. Такой активности не наблюдалось на рынке с момента краха "новой экономики" в 2000-2001 гг. Все ждут IPO Google. Наступает новый бум?
Началом первого бума можно считать первоначальное размещение акций Netscape. Это было почти десять лет назад. 9 августа 1995 года компания вышла на биржу. В первый же день торгов курс акций вырос с 28 до 75 долларов.
За Netscape последовали многие другие. Большинство из них пользовались ажиотажем вокруг новомодного тогда интернета и выводили на биржу проекты, способ извлечения денег из которых не был известен даже самим создателям. Акции стремительно росли, и интернет-компании купались в роскоши, несмотря на сплошные убытки и отсутствие доходов даже в перспективе.
Всё кончилось 10 марта 2000 года. В этот день индекс NASDAQ достиг максимума - 5048,62. С тех пор он только падал, и чем дальше, тем быстрее. Сегодня значение NASDAQ едва превышает две тысячи. Первые два года после краха каждый день приносил новости о новых увольнениях, банкротствах и закрытиях компаний. За крахом дот-комов последовал спад американской экономики.
Спустя три года ситуация стала меняться к лучшему. Худшие времена прошли. Курсы акций выживших интернет-компаний стали мало-помалу повышаться, а сами компании одна за другой начали рапортовать о выходе на получение устойчивой прибыли. Снова стали появляться компьютерные и интернетовские стартапы, а Amazon, Yahoo и другие монстры дот-комовских дней уже не сидят, затянув пояса, а активно расширяются и покупают другие фирмы. Курс ценных бумаг Yahoo вырос примерно вдвое, акции Amazon подорожали на 73%, а eBay - на 58% по сравнению с мартом-апрелем прошлого года.
В ожидании Google
Google появился в 1997 году, но дот-комовская шумиха обошла его стороной. Он так и не вышел на биржу во время бума, и крах, казалось, никак его не затронул. Первые годы компания существовала на деньги частных инвесторов, а потом Google и сам стал неплохо зарабатывать на размещении текстовых рекламных объявлений (это не единственный, но основной источник доходов Google; кроме того, деньги приносят лицензирование поисковых технологий и продажа поисковых серверов).
На общем безрадостном фоне начала нового тысячелетия Google казался островком дот-комовских времен. В компании по-прежнему придерживались экстравагантных порядков, не носили галстуков, передвигались на самокатах и питались деликатесами в столовой под началом бывшего шеф-повара группы Grateful Dead.
В конце 2003 года о грядущем размещении акций Google на бирже впервые заговорили как о факте. Первыми об этом сообщили Wall Street Journal и New York Times (последняя добавила, что каплей, переполнившей чашу терпения Google, стала попытка Microsoft купить компанию; сам Гейтс всё отрицает).
Google хранит молчание. Ни подлинного подтверждения, ни подлинного опровержения сообщений в прессе от него так и не дождались. Впрочем, большинство экспертов уверены, что выход Google на биржу предрешен.
Им нет смысла медлить с размещением акций. В соответствии с американскими законами, компании, имеющие активы на сумму свыше 10 млн. долларов и более 500 акционеров, включая сотрудников, владеющих опционами на выкуп акций, обязаны публиковать финансовую отчетность. По некоторым данным, Googlе уже достигла этих лимитов, а значит должна будет открыть финансовую сторону своей деятельности. Точно так же компания должна будет поступить и в случае выхода на биржу.
Более того, аналитики называют и крайний срок. Финансовая информация должна быть опубликована в течение 120 дней после появления у компании пятисотого акционера. 120 дней Google истекают 30 апреля.
Новые IPO
В апреле 2004 года впервые за четыре года компьютерные компании снова стали возвращаться на биржу.
Сначала о первоначальной публичной эмиссии акций сообщили сразу две компании, специализирующиеся на интернет-рекламе, Advertising.com и Claria (большинству эта компания известна под прежним названием Gator). А затем объявления о новых IPO стали появляться едва ли не каждый день.
Самым крупным из новых IPO стало первичное размещение акций компанией Navteq, которая специализируется на создании цифровых географических карт и их продаже другим компаниям и интернет-порталам, в частности Yahoo. Путем размещения акций на бирже NASDAQ Navteq планирует выручить до полумиллиарда долларов США.
Несколько менее крупными, как ожидается, станут IPO софтверных компаний Lindows.com и Salesforce. Первая занимается выпуском операционных систем на базе Linux и намерена получить от размещения акций не менее 57 млн. долларов. Salesforce, в свою очередь, занимается выпуском систем класса CRM и рассчитывает разместить акции на сумму около 80 млн. долларов. Наконец, выставить свои акции на бирже решили и владельцы онлайнового ювелирного магазина Blue Nile. Сумма IPO должна составить около 75 млн. долларов США.
Возвращаются старые времена?
Новости: Минипузырь Гейтса
Основатель и главный разработчик корпорации Microsoft Билл Гейтс считает, что на рынке интернет-компаний начался новый бум. Инвесторы снова охотно вкладывают деньги в интернет-компании. Впрочем, масштабы бума не так велики по сравнению с расцветом "новой экономики" в конце прошлого века. Если тогдашний период часто сравнивают с мыльным пузырем, благополучно лопнувшим и похоронившим множество компаний, то нынешнюю ситуацию Гейтс охарактеризовал как "минипузырь".
По словам Гейтса, инвесторы вновь ожидают существенной отдачи от вложений в интернет-компании. Впрочем, наученные горьким опытом инвесторы стали несколько осторожнее, и, по мнению Гейтса, новой волны крахов интернет-компаний ожидать не следует, тем более, сейчас инвесторы активно вкладывают деньги не столько в начинающие фирмы, сколько в компании, пережившие крах "новой экономики" и даже укрепившиеся благодаря ему.