Рассматривая слона
АрхивЭргономика стала модной темой в последнее время. На экранах телевизоров и на разворотах периодических изданий мы часто видим это красивое слово.
Эргономика стала модной темой в последнее время. На экранах телевизоров и на разворотах периодических изданий мы часто видим это красивое слово. Видим и мало задумываемся над его смыслом. У людей термин «эргономика» ассоциируется с изящными обводами клавиатур; гелевыми подушечками под запястье; мышками, повторяющими форму кисти, и с прочей мелкой атрибутикой. За деталями теряется восприятие эргономики как науки, значение которой многими сильно недооценивается. Получается как в известной басне: «Слона-то я и не приметил». Поэтому несмотря на обилие публикаций, так или иначе затрагивающих вопросы эргономики, мы решили посвятить ей тему номера, в которой каждый автор постарался дать по возможности полное и последовательное описание этой многогранной научной дисциплины.
Ежедневно сталкиваясь с самой близкой к отдельному пользователю стороной — микроэргономикой (которая работает на уровне «человек — машина»), мы забываем о существовании миди- и макроуровней.
В более высоких системах «человек — коллектив» и межколлективных взаимодействиях, опосредованных через машины, возникают качественно иные связи и направления эргономики. Данные об их оптимизации будут полезны как сотрудникам, так и руководителям предприятий.
Мало обеспечить комфорт каждому. Надо еще создать адекватную рабочую среду для всех. Недостаточно лишь следовать стандартам, нужно учитывать особенности конкретного человека. К сожалению, об этом часто забывают. В результате за одинаковыми «эргономичными» рабочими местами сидят и «малыши», и «великаны»; астматики жадно припадают к форточкам в прокуренных помещениях; трудятся бок о бок «жаворонки» и «совы», тщетно пытаясь согласовать график… Впрочем, назвать это трудом язык не поворачивается. Это хроническое мучение, прикрываемое имитацией бурной деятельности. Начальство же в ответ на упреки своих подчиненных недоуменно пожимает плечами и показывает документацию, в которой все оборудование значится как соответствующее стандартам, говорится о соблюдении санитарных производственных норм и тому подобное. Мол, чего же вам еще надо?
Если бы несколько лет назад меня спросили: «Что тебе подарить? Удобное кресло или какую-нибудь «железку» для компьютера?», я бы не раздумывая ответил: «Конечно, «железку!» Пусть мой ПК станет быстрее — больше успевать буду. Сам посижу на табуретке, положу клавиатуру на колени, ничего со мной не случится.1
К счастью, тогда меня никто ни о чем не спросил. На следующий день я сел в новое кресло и… понял, как сильно заблуждался. Перестали затекать шея и руки, спина почти не испытывала нагрузки. В итоге улучшение условий труда заметно подняло мою производительность. От приобретения сопоставимых по затратам дополнительных мегагерцев и мегабайтов эффект был бы куда меньшим.
Еще одна зарисовка из жизни: девушка приходит в магазин за сетевой картой. Менеджер оформляет покупку, провожает к пункту выдачи товара — все идет своим чередом. Получив карту, девушка вертит ее в руках, всматривается в наклейки и задает вопрос, достойный анекдота: «Скажите, а она эргономичная? Мне шеф сказал, что у нас все оборудование эргономичное и обычное с ним несовместимо. Вы же понимаете, если что не так, я ее вам обратно принесу». Менеджер впадает в ступор. Пока он соображает, что ответить столь «осведомленной» покупательнице, инициативу берет на себя более опытный складской работник. «Разумеется! — уверенно говорит он. — Вот, взгляните: здесь края слегка закругленные, тут профиль немного скошен — идеальная форма! Сзади нанесено специальное антистатическое гипоаллергенное покрытие…» Выслушав этот бред, удовлетворенная покупательница уходит.
С одной стороны, приятно видеть тягу людей к постижению премудростей мира ИТ и находчивость тех, кто уже постиг их в достаточной мере. С другой — горько осознавать, что многие оперируют терминами, совершенно не понимая их смысла. Более того — не желая признаться в этом хотя бы самому себе.
Шаблонное мышление, консерватизм, в той или иной степени присущий каждому из нас, порождают стабильность и предсказуемость. В тоже время они мешают увидеть давние, снова и снова повторяющиеся ошибки, отойти от привычных, но далеких от совершенства стереотипов. Раскладка «фыва — олдж» на «разломанной» клавиатуре, плоские экраны стогерцовых мониторов с допустимыми уровнями излучений, малошумящие системные блоки, специальная компьютерная мебель… все это появилось не сразу. Изменения входили в нашу жизнь постепенно, благодаря изысканиям в области эргономики, заинтересованности как самих пользователей, так и разработчиков, органов здравоохранения, общественных организаций.
Вспомните конец восьмидесятых — начало девяностых годов прошлого века. Время «Агатов» и «ЕС», время тяжелых металлических мышей, клавиатур, будто вытесанных из булыжника, ужасающих мониторов, от взгляда на экраны которых глаза вываливались из орбит, а после работы часами гудела голова… Именно тогда родилось множество страшилок о губительном влиянии компьютерной техники на здоровье (равно как и множество рекомендаций по защите от влияния этой самой техники, типа кактусов перед монитором, всяческих каменных пирамидок и различных «защитных» экранов — от рамок с натянутыми на них капроновыми колготками до многослойных фильтров, поглощающих, по заверению производителей, все на свете). И, надо признать, страшилки имели под собой реальную основу. Часть из них дошла и до наших дней, хотя с тех пор все очень сильно изменилось.
Тема номера задумывалась в том числе и как некий противовес существующим мифам, ложным представлениям о компьютерах и требованиях к работе за ними, о самой эргономике.
Алексей Долецкий (нейрофизиолог, кандидат медицинских наук) постарался рассмотреть эргономику с разных точек зрения и на всех трех ее уровнях. Считаю, ему это удалось блестяще. Родион Кудрин (кандидат медицинских наук, автор диссертации, посвященной некоторым аспектам системы «человек — машина») в соавторстве с не вашим непокорным не слугой взяли на себя задачу подробно изложить требования к мониторам и некоторым деталям. Еще одна статья Родиона посвящена когнитивной сфере эргономики, о которой часто забывают и почему-то пишут мало.
Насколько нам удалось сделать тему интересной и полезной — судить, как обычно, вам. Авторы будут рады получить читательские отзывы. Помните, что конструктивная критика приносит больше плодов, чем лестные отзывы. Впрочем, мы ни в коем случае не отказываемся и от последних.