Сер-реализм
АрхивНачну с крамольного заявления. Предыдущая топ-модель семейства Photosmart компании Hewlett-Packard, несмотря на шестицветную печать, цветной ЖК-дисплей и прочие атрибуты фотопринтера, была, грубо говоря, неудачной.
Начну с крамольного заявления. Предыдущая топ-модель семейства Photosmart компании Hewlett-Packard за номером 7550, выпущенная летом 2002 года и продержавшаяся на рынке год, несмотря на шестицветную печать, цветной ЖК-дисплей и прочие атрибуты фотопринтера, была, грубо говоря, неудачной.
Hewlett-Packard запоздала с переходом на PhotoREt IV (читай, с четырех чернил на шесть) и печать без полей (впрочем, только на бумаге 10 х 15 см), и само по себе это не давало принтеру 7550 особых преимуществ над конкурентами, а безупречная монохромная печать специальными пигментными чернилами - конек HP - не рассматривается как аргумент в пользу представителя фотолинейки…
Сейчас можно с уверенностью сказать, что все, на чем спотыкались наши пытливые умы, было действительно зазубринами и шероховатостями продукта 7550, а не извилистыми бороздами серого вещества. Почему? Да потому что в новом флагмане Hewlett-Packard, куда ни кинь, всюду вставлен радикальный клин, искореняющий недоработки предшественника. Впрочем, не буду подчинять дальнейшее изложение этой идее, рассмотрим принтер прежде всего так, как рисует его сам производитель, и прокомментируем изменения и усовершенствования.
Разумеется, нарисован принтер был, прежде всего, в воображении дизайнера. Благодаря передней нижней подаче бумаги и расположению приемного лотка над подающим струйники HP ни с чем не спутаешь: по сравнению с конкурентами, имеющими верхнюю подачу, они приземисты, не имеют ничего лишнего сзади и сверху и могут быть придвинуты вплотную к стене или убраны на узкую полку. По мнению многих обозревателей, 7960 выглядит гораздо лучше предшественника: чистый серебристый с голубым тон вместо буро-серого, преобладавшего в предыдущей линейке; линии корпуса стали строже, игривые дуги отправлены на пенсию, принтер смотрится как по-настоящему высокотехнологичный компаньон, а не периферийное баловство. Жаль только, что для пущей экономии места конструкция подачи-приема, как и раньше, не прячется заподлицо (проблема решена в модели 7260) и по-прежнему используется внешний блок питания. Довершают зарисовку полезные мелочи - отсек для бездействующего картриджа и поддержка всех мыслимых типов флэш-памяти (включая xD-Picture и Memory Stick Pro). 7960 также обрел увеличенный контрольный дисплей с диагональю 6,4 см и автолифт главной крышки, открывающей доступ к картриджам.
Переходим к главному. Отличительная, основополагающая черта модели - уникальная восьмицветная печать: к шести стандартным чернилам добавлены два оттенка серого. HP медлила с переходом на шесть чернил, но на восемь перешла раньше конкурентов. Сейчас модель 7960 уже не одинока, в продуктах Canon и Epson тоже используются восьмицветные комбинации - добавляются красные и синие или зеленые чернила. Можно спорить, что лучше для цветной печати, однако большое не только технологическое, но и маркетинговое преимущество 7950 - превосходная монохромная фотопечать. Струйные принтеры совершенствуются уже с десяток лет, в качестве цветной печати они почти сравнялись с галогенидо-серебряным процессом, но до недавних пор черно-белый вывод оставался их ахиллесовой пятой. Как известно, печатая только черным, современный струйник может более или менее точно вывести 16-20 оттенков серого (к тому же, с заметной зернистостью в светах), посему все принтеры в монохромных задачах подключают цветные чернила. В первом приближении, а точнее, на достаточном удалении от глаз, картинка получается действительно монохромной. Но только до тех пор, пока вы не сравните ее с чистым цветом черных чернил или традиционным отпечатком на черно-белой фотобумаге: цветные чернила, как правило, дают оттенок (в лучшем случае, единый для всего отпечатка, в худшем - варьирующийся в зависимости от плотности), но если даже при определенных условиях освещенности оттенка нет, из-за метамеризма цветов он может проявиться при других обстоятельствах. Ну, а под лупой такой отпечаток вас и вовсе разочарует: это месиво какого угодно цвета, только не черного.
Технология Grey Balancer, введенная фирмой Epson в дорогих семицветных принтерах с пигментными чернилами, дает хорошие результаты, но трудоемка и откровенно рассчитана на профессионалов. HP решила проблему радикально: новый картридж №59 с тремя водорастворимыми чернилами - светло-серыми, средне-серыми и фотографическими черными (Light Grey, Medium Grey и Photo Black - g, G и z) - позволяет выводить на белой бумаге до 4097 градаций серого (таково, по расчетам инженеров компании, точное число возможных комбинаций белой бумаги, черных и серых чернил) без особых знаний и усилий, в том числе без участия компьютера и таких приложений, как Adobe Photoshop. Следствием применения новых серых чернил стало еще одно умопомрачительное число - более 72,9 млн. оттенков цветной печати, то есть цветовой охват привычной шестицветной схемы CMYK+phC+phM расширен, пусть и чисто математически (причем в расчетах комбинаций обязательно присутствует и белый цвет бумаги), в десятки раз. Конечно, глаз не в состоянии различить и миллиона оттенков, но расширение цветового охвата отнюдь не умозрительно, если вспомнить, что принтеры выдают оттенки сложным смешением точек на белой основе (субтрактивный синтез), очевидно, что благодаря нейтрально серым чернилам значительно улучшится цветопередача (буквально - чистота цвета) в глубоких тенях, куда обычно изливается максимум чернил в смеси с чистым черным, давая заметную зернистость, а также в ярких светах, страдающих "точечностью" представления.
Технологию печати восемью чернилами и соответствующей обработки изображений Hewlett-Packard назвала PhotoREt Pro (главные отличия которой от предыдущих версий приведены в таблице), вполне оправдано, пожалуй, уйдя от порядковой цифры - вряд ли можно придумать что-то лучшее в ближайшие два года, хотя, как водится за HP, к осени ожидается обновление и этой линейки. Два важных замечания: картридж №59 может также использоваться для монохромной печати в принтерах Photosmart 145, 245 (имеют всего по одному посадочному месту, поэтому печать будет чисто монохромной), 7660 и 7760; в описываемом 7960 предусмотрены три посадочных места под равновеликие картриджи, но поскольку в комплект входят четыре - №56 (пигментный черный для печати текста), №57 (типичный триколор CMY), №58 (фотографические светлые пурпурный и голубой, а также водорастворимый черный для шестицветной печати, абсолютно, кстати, не похожий на чернила 59-го картриджа и не используемый при восьмицветном выводе вовсе) и описанный выше №59, максимально фотореалистичная печать и качественный, "лазерного уровня" вывод текста исключают друг друга.
Все остальное в Photosmart 7960, главным образом, подчинено уже не качеству фотовывода как такового, а вспомогательному сервису. Отмечу, что печать без полей теперь возможна на бумаге формата не только 10 х 15 см, но и А4, хотя в гибкости текущая линейка американцев все-таки уступает конкурирующим продуктам Canon и Epson, способным печатать в обрез на любых форматах. Куда важнее, что в драйвере (можно задать и при прямой печати с карт памяти) появилась функция автоматической подгонки изображения для печати без полей на заданном типе бумаги (см. скриншоты). Вообще управление печатью из драйвера и с контрольной панели выглядит хотя и традиционно, но более солидно, особенно со стороны компьютера: появилась возможность создавать профили печати (Print Task Quick Sets), непосредственно перед выводом масштабировать изображение и даже выбирать цветовое пространство - sRBG/sYCC или AdobeRGB (продвинутые фотокамеры, например Canon EOS 300D, записывают файлы в разных цветовых пространствах), так как цветовой охват PhotoREt Pro явно шире, чем у sRGB. С контрольной панели теперь можно выбрать размер изображения 21 х 30 см (и печать без полей), включить или выключить поддержку Exif Print (правда, HP не сообщает, какие рекомендации стандарта поддерживаются, и за время тестирования - а непосредственно с камеры я печатал не много - различия, даваемые этой опцией, так и не всплыли). Однако бумага, если отключить автоопределение ее типа, выбирается всего из двух вариантов - фото и обычная, тогда как драйвер блещет разнообразием...
Принципу переднего нижнего подающего лотка HP не изменила, и печать на компакт-дисках не пополнила список улучшений (бумага проходит путь с разворотом на 180 градусов по радиусу в несколько сантиметров), зато отныне оба подающих лотка - 10 х 15 и А4 - могут быть заправлены одновременно и выбираться уже в драйвере или с контрольной панели (7550 и его ровесники допускали только один активный лоток).
Фирменная функция печати на выбор (HP Photo Proof Sheet, встречается также в многофункциональных устройствах компании) с распечаткой и сканированием специального индекс-листа без использования компьютера - этакий промышленный подход в домашних условиях. Многие технофилы, как и я, уверен, оценят сам процесс и не раз продемонстрируют его родным и близким (и впрямь невидаль: принтер сам сканирует и анализирует то, что напечатал!), но наряду с забавой функция очень полезна при необходимости быстро распечатать укрупненные "контрольки" (хотя и жаль, что не больше шести штук на А4). А вот будет ли фотоэнтузиаст распечатывать видеопоследовательности напрямую с фотоаппаратов, что тоже предусмотрено микропрограммой принтера - большой вопрос…
Что озадачило. Есть такая скромная ремарочка, что 73-летняя жизнь и сверхкачество монохромной да и цветной печати с новым картриджем могут быть достигнуты только на 280-граммовой бумаге HP Premium Plus Photo Paper. В связи с этим, во-первых, жаль, что такая гениальная функция, как автоопределение типа бумаги, остается как бы не у дел (то есть не гарантирует, как раньше, удовлетворительного результата на широком спектре совместимых бумаг независимых производителей). Во-вторых, хотя я и не имею ничего против долговечности отпечатков на Premium Plus, которая по сути своей принадлежит к классу эмульсионных (swellable, буквально "надуваемых"), однако собственными ушами слышал подтверждение из уст представителя HP, что разрешение на эмульсионных бумагах по определению ниже, чем на пористых. С другой стороны, сюда же отнесу замечание, что даже на эмульсионной бумаге, которая, теоретически, размывает контуры точки, 7960 на равномерных областях от случая к случаю дает заметное даже без лупы (см. сканы) текстурирование…
Есть еще пара слов о бумагах вообще и продукции HP в частности (на отдельную статью о них времени не хватает, см. также таблицу). Эмульсионная бумага Premium Plus, в моем случае матовая, предыдущего поколения, с плотностью 230 г/м2, хорошо держится против отпечатков пальцев и даже позволяет их удалять, но влажных рук и, упаси бог, капель воды не переносит - отпечаток будет испорчен безвозвратно. Улучшенная, 280-граммовая Premium Plus к воде тоже относится с ужасом Бастинды (еще раз подчеркиваю: в то, что при прочих условиях она не даст поблекнуть краскам десятки лет, я верю безоговорочно). Ассортимент высококачественных пористых бумаг, которые воду переносят лучше, но не держат долго цвет, HP сократила до одного сорта (см. таблицу): водостойкости и резкости компания предпочла долговечность, хотя есть и другой весомый аргумент - лучшее смешение капель для более точной цветопередачи в рамках PhotoREt Pro.
Вы, наверное, заждались от меня непосредственной оценки отпечатков тестовых изображений? Что тут сказать… Однозначно могу заявить, подтверждая уже сказанное, что черно-белая печать выведена на уровень сильно выше среднего, практически профессиональный по качеству и сильно ниже среднего по требуемым навыкам, и здесь конкурентов у картриджа №59 нет. Попробуйте, к примеру, сдать в традиционный минилаб с цветным процессом черно-белую пленку типа Konica VX - результирующий оттенок можно будет угадывать на кофейной гуще, а профессиональный черно-белый процесс, с которого все мы начинали в ванных комнатах с красными фонарями, как ни парадоксально, в лаборатории сейчас обойдется довольно дорого. Здесь же - вставляете только что отснятую карточку в принтер и с минимумом усилий получаете абсолютно нейтральный черно-белый снимок.
Насколько улучшилась цветная печать? Различить 72,9 млн. оттенков, конечно же, нереально, и чистые насыщенные цвета практически не изменились. Однако заметный сдвиг, причем в буквальном смысле, наблюдается в цветовых переходах (transitions); тестовые шкалы, особенно в тенях, стали равномернее; отдельные тона не такие зернистые и получаются чище. Что и требовалось доказать. На фотоснимках это выражается в более глубоком цвете: в частности, тривиальная небесная синева теперь не пестрит пурпурными вкраплениями, необходимая плотность достигается добавлениями нейтральных серых чернил, которые глазом заметить невозможно.
В заключение напомню, что картриджи HP недешевы (зато они имеют интегрированную печатную головку с оригинальной системой резервации в принтере, и перерывы в работе на месяц-два им не страшны), к тому же есть риск израсходовать одни чернила раньше других, и для эталонного результата придется менять картридж целиком (можно и не менять, принтер постарается эмулировать недостающий цвет как можно точнее; но всему положен свой предел). И тем не менее, редкий обозреватель не посетовал на то, что у HP до сих пор нет аналогичного Photosmart 7960 широкоформатного принтера.
HP Photosmart 7960: из дневника наблюдений |