Игра, которая изменила мир
АрхивКолонка ЗолотоваДве первые компьютерные игры использовали в качестве дисплея осциллограф. Но именно они дали жизнь множеству разработок, впоследствии сформировавших не только облик игровой индустрии, но и всего мира информационных технологий.
Любая современная компьютерная игра являет собой сложнейший продукт, созданный слаженным трудом нескольких десятков, а порой и сотен человек, и сопряженный со значительными финансовыми тратами. Конечно, цель оправдывает средства: пару лет назад общие продажи на мировом "игрушечном" рынке перевалили за отметку в десять миллиардов долларов. И всё же случившееся в последний десяток лет усложнение электронных инструментов для развлечений кажется порой чрезмерным: обвинения со стороны родителей, психологов, политиков и религиозных деятелей сыплются на гейм-индустрию в изобилии. А ведь были времена, когда игры вызывали только восхищение, при том что трудились над ними исключительно программисты - без помощи дизайнеров, художников, музыкантов и прочая, и прочая!
Собственно вся история компьютерных игр восходит к появившейся в 1958 году разработке под названием "Tennis For Two" (буквально - "теннис для двоих"). Автором её был физик Уильям Хайджинботем, работавший тогда в Брукхейвенской лаборатории ядерных исследований США (Аптон, штат Нью-Йорк). Чтобы развлечь редких посетителей этого сверхсерьёзного научного заведения, Уильям с коллегами и придумали виртуальный вариант тенниса, работавший на аналоговой вычислительной машине и использовавший в качестве дисплея обычный осциллограф. Восемь лет спустя, претерпев незначительные изменения, игра эта обрела то название, под которым известна и по сей день - Pong.
Второй компьютерной игрой (и первой по-настоящему цифровой) стала SpaceWar (буквально - "космическая война"), написанная программистами Массачусетского политехнического института (MIT - именно тогда началось его становление в роли легенды мира информационных технологий). Установить дату рождения SpaceWar достоверно не представляется возможным, большинство историков сходятся во мнении, что игра появилась в 1960 или 1961 гг., когда в MIT заработали ранние мейнфреймы PDP-1. Всё тот же осциллограф в качестве дисплея, но уже 8 килобайт оперативной памяти, сто тысяч операций в секунду, и главное - ленточные накопители (не думайте, что магнитные - использовалась перфолента), дали толчок фантазии аспирантов, сработавших простенький по нынешним меркам космический симулятор. В SpaceWar два игрока, управляющие каждый своим кораблём, стремятся уничтожить друг друга ракетами и одновременно не сгореть на близлежащей звезде, в поле тяготения которой находятся. Поскольку права на игру не были защищены, SpaceWar стала, вероятно, самым копируемым "гейм-тайтлом" за всю историю вычислительной техники. Значительно усовершенствованные варианты её существуют и для современных операционных систем, а любопытствующие могут попробовать и играбельный оригинал (40 страниц команд ассемблера PDP-1 для Java-эмулятора этой древней машины) на посвящённой проекту веб-страничке MIT.
Плюсы этих древних игрушек - в их минусах. Да, они крайне примитивны и построены целиком на символах: и в SpaceWar, и в Tennis For Two теннисную ли ракетку или космический корабль изображают графические примитивы. Но их символизм позволил прыгнуть выше головы тем, кто эти символы понимал. Так был заложен фундамент не только электронной игровой индустрии, но и всей индустрии массовой вычислительной техники. Ранняя версия Pong помогла рождению первой игровой приставки - Odyssey от компании Magnavox. А Odyssey, в свою очередь, подтолкнула некоего Нолана Бушнела к созданию компании, имя которой на долгие годы стало синонимом компьютерных игр - Atari. Точно так же и SpaceWar положила начало целой серии событий, красной нитью проходящих через полотно ИТ-истории: легенда гласит, что один из манипуляторов, созданный в MIT для игры в SpaceWar, стал ранним прототипом трекбола и мыши. Чтобы сыграть в SpaceWar на новом железе, взялся за изучение PDP-1 и, в конце концов, создание UNIX Кеннет Томпсон. SpaceWar стала первой игрой, реализованной в виде игрового автомата. Она же - и первым символом хакерского движения. Способна ли хоть одна современная игрушка тягаться с этими раритетами своим потенциалом? Едва ли. Так не пора ли вернуться к символам?