Россия. Время по(д)нимать
АрхивЕсть ощущение, что каждый человек, живущий в Москве, испытывает чувство вины по отношению к друзьям и родственникам, которые туда еще не перебрались.
Есть ощущение, что каждый человек, живущий в Москве, испытывает чувство вины по отношению к друзьям и родственникам, которые туда еще не перебрались. Правда, объектов для этого чувства со временем становится меньше. Москва, видимо, сделана из чего-то эластичного, потому что туда перебираются абсолютно все.
Нет, кроме шуток. Только среди моих знакомых таких «перебежчиков» не меньше десятка, а остальные либо находятся в активном поиске столичной вакансии, либо ждут у моря погоды. О твердом желании остаться заявляют считанные единицы. И эти единицы почему-то оказываются в Москве раньше всех.
Приятно, конечно, сознавать, что живешь в красивом и эффективном городе, где требуется множество рабочих рук и за них готовы неплохо платить. Еще приятнее встречать на улицах старых знакомых или общаться с ними по местной телефонной связи. Но не стоит забывать, что регионы этих инициативных, умных и просто молодых людей потеряли. Причем навсегда. Много слышал историй о тяготах новоявленных москвичей, но что-то не припомню ни одной, заканчивающейся возвращением героя обратно. Здесь, как известно, медом намазано и пачки долларов ходить мешают. Приезжаешь в гости домой, а немногие оставшиеся смотрят на тебя вдвойне осуждающе. Во-первых, перед ними отщепенец, польстившийся на московские щедроты. Во-вторых, выглядит он как-то… недостаточно круто. И доллары карманов не оттягивают, и одет вполне обычно, и приехал на поезде, а не на личном броневике с телохранителями. Позорит, так сказать, свою малую родину!
Но может быть, и хорошо, что молодые люди стремятся уехать в Москву, а не в далекое забугорье. Кроме того, «Утечка мозгов 2.0» не столь губительна, как может показаться на первый и даже на второй взгляд. Как оказалось, фраза о богатстве России, в том числе и умными людьми, — вовсе не пустая банальность. Посетил недавно семинар компании «Зебра Телеком», на котором собрались региональные партнеры со всей страны. В промежутках между мероприятиями удалось побеседовать с представителями крупнейших провайдеров Интернета и IP-телефонии из самых что ни на есть регионов — Тулы, Ростова-на-Дону, Саратова, Ярославля и ряда других. По поводу телефонии вопросов у меня и не возникало. IP-вариант по всей России давно и успешно теснит традиционный, несмотря на очень разное качество кодеков, организации биллинга и подхода к ценообразованию. А вот в области Интернета, как мне казалось, серьезных подвижек не наблюдалось года с 98-го. Ну цены снизились, ну каналы на Москву расширились. А как подключалось абсолютное большинство по дайлапу — так и подключается. Спрашиваю представителя Ярославля: «Ну что, модем все еще правит бал?» «Да как сказать, — отвечает он. — Конечно, дайлап и до сих пор в моде, но вот последнее время домовые сети его теснят зверски. Мы в это инвестируем немало средств, оптоволокно по городу тянем». «А какие виды подключения к Интернету сейчас наиболее популярны в Ростове-на-Дону?» — уже осторожно спрашиваю симпатичную представительницу города. «В основном народ подключается по ADSL, — говорит представительница. — Это стало нашим главным направлением». В Туле пока все не столь радикально, но жилой дом по радиоканалу со скоростью до 2 мегабит в секунду подключают на раз. Или, скажем, частный коттедж. Причем тарифы вполне московские. В том виде, какими они здесь были до появления проекта «Стрим».
И не слышалось еще недавно типичных отговорок: «Ну-у, то Москва, а то мы, провинция…» Разговор шел исключительно на равных. Понятно, что с «Зеброй» сотрудничают далеко не аутсайдеры, но, в любом случае, контраст с той Россией, которую видел еще года три назад, наездив не одну тысячу километров на автомобиле, разителен и крайне приятен. Похоже, московский котел с золотом переполнился, и поток из него хлынул в регионы. Запасайтесь дуршлагами, ведрами и кастрюлями — есть шанс серьезно поправить свои дела.
P.S. В постпраздничной «13-й» я почему-то приписал «заслугу» появления Дня Красной армии товарищу Тухачевскому и его драпу от белополяков. Прошу прощения. Конечно же, маршал зажигал с иностранцами гораздо позже, а в 18-м героем стал Павел Дыбенко и его команда, бежавшие от нерегулярных частей немецкой армии от Пскова аж до Самары. Такой вот первый советский марафонец.