Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
06.04.2004

Мягче, еще мягче, еще! - К лету поспеют! - Еда и музыка на скорую руку - Такие рекорды нам не нужны - Робот в каждый дом - Черным по белому - Помогите, насилуют! - Забирай свои игрушки! - Новые невероятности - Третий пошел! - Полный ахтунг… - Руки прочь от человека дождя! - Семимахом всех поражахом - Желтая подводная лесопилка - Лампочка IBM - Кулер Чижевского - С «мылом» — на чистую воду

Мягче, еще мягче, еще!

Еврокомиссия долго думала, что же сделать с негодницей Microsoft, и наконец родила компромиссное решение, которое, тем не менее, никого не устроило: ни корпорацию, ни ее противников.

В конце марта стало известно, что Microsoft оштрафуют на полмиллиарда евро и обяжут исключить Media Player из стандартной поставки операционных систем Windows. Доводы главы компании Стива Балмера: мол, такое требование не только разрушает всю стратегию развития продуктов Microsoft, но и технически невозможно, — услышаны не были. Выковыривать изюм из булочек все же придется, и ни о каком нарушении целостности кода ОС глава антимонопольного комитета Еврокомиссии Марио Монти (Mario Monti, на нижнем фото) слышать не хочет. Новую версию обрезанной системы корпорацию обязали представить уже через три месяца, в Старом Свете она будет продаваться наряду с обычной Windows. Кроме того, Microsoft придется открыть сторонним компаниям код пользовательского и серверного ПО в части, касающейся API middleware.

Хотя корпорация и оштрафована на рекордную сумму (до этого самый большой штраф в Европе — 462 млн. евро за нарушение антимонопольного законодательства — получил в 2001 году швейцарский холдинг Hoffman-La Roche), для нее 497 млн. евро, конечно, сущие пустяки. Сейчас у Microsoft около 53 млрд. долларов свободных средств, и выложить один процент от этой суммы будет не особенно жалко. Опять же осталось неясно, почему Еврокомиссия не заставила корпорацию заодно с Media Player избавляться и от Internet Explorer… Особенно в свете заявлений Microsoft о том, что в Longhorn будет встроена собственная поисковая машина, которая заменит пользователям и Google, и Yahoo!.

Впрочем, пока ничего не грозит и Media Player’у — Microsoft уже подала апелляцию. По оценке главного юриста компании Брэда Смита (Brad Smith), у корпорации есть «железные доводы», что «обрезание» ухудшит положение на рынке ПО. На деле же ожидается, что, по аналогии с американским, судебный процесс просто будет затягиваться до бесконечности, а конкуренты в лице RealNetworks и Apple в итоге так и не смогут восстановить утраченные позиции на рынке медиа-плейеров. — Т.Б.

К лету поспеют!

После скандальной истории с запретом продаж программного плейера для наладонников от компании StarBrite Solutions, копирующего интерфейс бестселлера iPod («КТ» #535), Apple решила оградить себя от подобных инцидентов в будущем. Фирма подала заявку на получение патента, описывающего графический интерфейс медиа-плейера и систему взаимодействия с ним пользователя. Формулировки функций очень широкие — вплоть до нажатий кнопок, но сторонним разработчикам волноваться особенно не о чем — все программные функции используются только в контексте интерфейса плейера.

Между тем в Европе начало продаж iPod Mini (уменьшенной версии iPod) перенесено с апреля на июль. Объясняется задержка просто: продажи плейера в США бьют все рекорды, спрос превышает предложение, и компания не успевает отгрузить необходимое количество устройств (в частности, из-за того, что Hitachi — поставщик миниатюрных 4-гигабайтных жестких дисков — не рассчитывал на такой объем заказов). Несмотря на дефицит, Apple не задирает цены — в Штатах iPod Mini продаются, как и в феврале, по 250 долларов за штуку. Кстати, к лету подоспеет и обещанный еще в прошлом году вариант iPod под брэндом Hewlett-Packard. — Т.Б.

Еда и музыка на скорую руку

Рынок онлайновой музыки по-прежнему развивается быстрыми темпами. В марте детище Apple отрапортовало о 50 миллионах проданных композиций (без малого 50 млн. долларов дохода за одиннадцать месяцев), а сеть супермаркетов Wal-Mart во второй раз, теперь уже «по-настоящему», открыла сетевой музыкальный магазин (в течение трех месяцев шло тестирование сервисов). Цены чуть ниже, чем у конкурентов — 88 центов за композицию, используется формат WMA (128 кбит/c) cо средствами DRM.

Вслед за анонсом музыкальных кофеен Starbucks (см. «КТ» #535, предположительно в них будет продаваться музыка от iTunes) появились слухи о другом «союзе ушей и желудка»: контракт готовятся заключить сеть быстрого питания McDonald’s и Sony, планирующая этой весной запустить онлайновый музыкальный сервис Sony Connect (www.connect.com, доллар за композицию в формате ATRAC3). По всей видимости, уже в текущем году посетители McDonald’s в США и Европе (Великобритания, Франция и Германия) при покупке определенных блюд станут получать купоны на бесплатное скачивание композиций из Sony Connect. Подробности пока неизвестны, но вполне вероятно, что музыку будут «разливать» прямо в ресторанах через Wi-Fi.

Быстрая экспансия Интернет-музыки представляет серьезную угрозу не только для CD, но и для более совершенных носителей. Поэтому сейчас руководство DVD Forum рассматривает очередные меры повышения конкурентоспособности формата DVD-Audio. Предлагается дополнить спецификации DVD-Audio возможностью записи в DVD-ROM-область диска сжатых музыкальных файлов специально для проигрывания в переносных медиа-плейерах. Это позволит владельцам совместимых устройств не тратить время на «перегонку» музыки вручную. Окончательное решение о выборе формата пока не принято, но, по предварительным данным, это будет AAC. — Т.Б.

Такие рекорды нам не нужны

По цифрам продаж 2003 год оказался для Австралийской ассоциации индустрии звукозаписи (ARIA) самым успешным за всю историю ее существования. И хотя в промышленности и торговле принято громко объявлять о своих успехах, в данном случае выдающиеся показатели были скрыты за расплывчатыми формулировками. Причина тому ясна — ведь рост продаж CD-альбомов откровенно противоречит главной в последние годы теме стенаний звукозаписывающей индустрии: дескать, пишущие приводы и пиринговые файлообменные сети — это сплошное воровство и явная угроза бизнесу.

Поэтому пресс-релиз ARIA, подводящий итоги прошедшего года, честно сообщил о росте продаж DVD, а в информации об аудио-CD отделался лишь фразой о «дальнейшем снижении продаж синглов». Одного из австралийских репортеров крайне заинтересовала эта невнятица, и он раздобыл цифры о проданных ARIA дисках за последние двадцать с лишним лет. Из этих данных следует, что в 2003 году количество реализованных в Австралии альбомов впервые перевалило за 50 миллионов. Также впервые суммарный объем продаж альбомов на всех носителях превысил рекордную отметку в 65 миллионов. Причем лишь за один последний год продажи альбомов выросли на 7,85%, почему, собственно, эти интересные цифры и не попали в пресс-релиз ARIA. Как идеологически вредные, видимо.

Зато в выстроенную пропагандистскую модель удачно вписалось снижение продаж синглов на 16,5%, за что они и удостоились чести быть отмеченными в отчете. Правда, отмечают сведущие в делах индустрии люди, и здесь говорится не все. Фирмы звукозаписи в последние годы намеренно снижают тиражи синглов, поскольку прибыль от них существенно меньше, чем от альбомов. Ныне синглы все чаще становятся лишь инструментом промоушн-кампаний и выпускаются главным образом для радиостанций — дабы подогревать интерес к альбому. Так что в США, например, CD-синглы уже почти исчезли с прилавков.

Интересно, что практически одновременно с пресс-релизом ARIA, но совершенно независимо от него, в США опубликовано исследование о влиянии (точнее, не-влиянии) файлообменных сетей на продажи музыкальных CD (www.unc.edu/~cigar/papers/FileSharing_March2004.pdf). Его авторы — профессор Гарвардской бизнес-школы Феликс Оберхольцер и профессор Университета Северной Каролины Коулмен Стрампф (Felix Oberholzer, Koleman Strumpf) тщательно проанализировали данные о загрузке 1,75 млн. музыкальных файлов в сетях FastTrack/KaZaA за 17 недель осени 2002 года. Все проведенные учеными сопоставления между скачиванием файлов и продажами дисков за тот же период свидетельствуют, что никакой сколько-нибудь существенной зависимости здесь не наблюдается.

Цифры показывают, что даже в условиях «самой пессимистической», по словам исследователей, статистической модели для сокращения продаж всего на один диск требовалось не менее 5000 скачанных копий. Причем для самых популярных компактов отчетливо наблюдалась обратная тенденция — 150 скачиваний увеличивали число продаж на один диск. Что же касается наименее популярных дисков (проданных в количестве меньше 36 000 экземпляров), то там действительно отмечен небольшой негативный эффект. В целом же влияние файлообменных сетей на продажи Оберхольцер и Стрампф оценивают как «практически неотличимое от нуля».

Американская ассоциация звукозаписи RIAA отреагировала на это исследование молниеносно: «Вполне уважаемые группы аналитиков, включая Edison Research, Forrester и Техасский университет, уже установили, что нелегальный файлообмен пагубно влияет на продажи компакт-дисков». Так что в RIAA абсолютно уверены: те, кто больше скачивают, меньше покупают. И точка. — Б.К.

Робот в каждый дом

На прошедшем в Токио Robodex Forum компании Sony, Fujitsu и Mitsubishi Industries объявили о планах создания в мае текущего года организации Robot Services initiative (RSi), которая будет заниматься продвижением и популяризацией идеи домашних роботов.

На данный момент любые непромышленные роботы представляют собой не что иное, как забавные высокотехнологичные игрушки. Главной целью RSi станет создание и развитие новых сервисов, способствующих превращению домашних роботов в более функциональные агрегаты, интегрированные в современный «цифровой дом». Существующие разработки могут похвастаться (помимо чисто развлекательных функций) только возможностями удаленного наблюдения за происходящим в квартире. На первом этапе RSi планирует добавить к этому информационные сервисы, доступ к которым мог бы осуществляться с помощью роботизированных домашних помощников, а также заняться унификацией платформ, дабы новые сервисы были доступны любому роботу. Помимо компаний-учредителей, о поддержке инициативы заявили ведущие разработчики и производители робототехники, а также сервис-провайдеры NEC System Technology, TMSUK, Nifty и PFU. Первые плоды совместной деятельности будут испытаны уже в 3-м квартале этого года.

На презентации RSi были представлены модели домашних роботов QRIO и AIBO от Sony, MARON-1 производства Fujitsu и Wakamaru от Mitsubishi Industries, выполнявшие разнообразную работу по дому. QRIO, скажем, умеет управлять аудио/видеотехникой, отвечать на вопросы о содержании телепередач и воспроизводить по просьбе хозяина ранее записанные фрагменты, а детище Mitsubishi закажет билеты или забронирует номер в гостинице. Все четыре модели управляются по протоколу Robolink с помощью единых команд (на данном этапе в целях платформонезависимости используется Java). Однако учредители подчеркнули, что эти возможности являются исключительно демонстрационными, и в дальнейшем участники проекта займутся разработкой реальных информационных сервисов.

Остается лишь позавидовать настойчивости, с которой японские компании внедряют в умы потребителей идею всеобщей роботизации и порадоваться за жителей Страны восходящего солнца, которые уже в недалеком будущем, возможно, обзаведутся воспетыми фантастами механическими слугами. — Н.Б.

Черным по белому

Технология электронных чернил, анонсированная еще несколько лет назад, наконец-то воплотилась в массовый коммерческий продукт. Компания Sony выпускает LIBRIe EBR-1000EP — первое «потребительское» устройство для чтения электронных книг, использующее наработки E Ink и Philips. Новинка появится в продаже в Японии в конце апреля, предполагаемая цена около 40 тысяч йен (350 долларов).

Главные преимущества «электронночернильного» дисплея перед жидкокристаллическим (ставшим для многих привычным средством отображения книжных текстов) — высокая четкость и контрастность картинки при любом освещении (даже на ярком солнце), большие углы обзора и мизерное энергопотребление. Монохромный текст и картинки на 6-дюймовом экране (800x600 точек, разрешение 170 ppi) выглядят примерно так, будто напечатаны на газетной бумаге. А поскольку энергия расходуется только на перерисовку страниц (статичное изображение электричества не потребляет), то, по утверждению Sony, четырех батареек AAA, питающих LIBRIe, хватает на 10 тысяч страниц.

Габариты «ридера» — 126x190x13 мм, вес — 190 г (дизайн разрабатывался так, чтобы устройство было удобно держать в одной руке). 10 Мбайт встроенной памяти позволяют хранить два десятка средних книжек; кроме того, предусмотрен слот Memory Stick, а пополнить коллекцию текстов можно через интерфейс USB. Поставкой контента через Интернет (в Японии) займется фирма Publishing Link, книжку в формате BBeB (Broadband eBook), разработанном Sony и снабженном средствами DRM, можно будет взять напрокат (три доллара за два месяца).

В LIBRIe есть также встроенный динамик и выход для наушников, но о функциях чтения вслух пока ничего неизвестно. Ориентирована новинка именно на чтение с экрана, а ПО для озвучивания текста, возможно, появится позже в качестве обновления. — Т.Б.

Помогите, насилуют!

Культурные особенности страны накладывают отпечаток и на технологическую сторону жизни. Так, японские компании Melc и Nihon Enterprise разработали сервис для пользовательниц мобильных телефонов, который выглядит странновато для представителя западного общества.

С сайта сотового оператора KDDI можно скачать приложение, превращающее трубку в высокотехнологичный «свисток», способный отпугнуть хулигана или позвать на помощь. После нажатия, к примеру, три раза на клавишу «#» (количество нажатий и используемые клавиши можно программировать) телефон «во весь голос» (в среднем около 70 децибел) известит окружающих, что происходит сексуальное домогательство, выведет соответствующую надпись на экран и сообщит о шестимесячном сроке тюремного заключения, которым карается это преступление. Также с помощью запрограммированных клавиш можно попросить людей о помощи при прочих опасностях или ухудшении самочувствия. Разработчики утверждают, что даже в шумном месте электронный SOS будет слышен в радиусе 5 метров.

На резонный вопрос, почему нельзя позвать на помощи, не прибегая к посредничеству мобильника, отвечают как раз культурные особенности Страны восходящего солнца, а точнее, так называемая культура стыда (подробнее о ней можно прочитать, к примеру, в книге Рут Бенедикт «Хризантема и Меч»). Японка предпочтет, стиснув зубы, сносить приставания хулигана, распускающего руки в переполненном вагоне метро, нежели обратится к окружающим за помощью. Представленный сервис (обойдется в символическую сумму 1 доллар в месяц) должен обойти это культурологическое препятствие и снизить число сексуальных домогательств, которые давно стали проблемой для Японии. — Н.Б.

Забирай свои игрушки!

Политкорректность — она и в Африке политкорректность. Разработчики игр это прекрасно понимают, но в то же время не гнушаются использовать в сценариях спорные моменты для продвижения продуктов. Норвежская Innerloop Studios заигралась в свою довольно-таки старенькую «Project IGI2: Covert Strike» и совершенно забыла о том, что «Красная армия всех сильней». В этой игре наемник крадет у китайского правительства государственные секреты и уничтожает важные государственные объекты.

Сказать, что тайтл не понравился официальному Китаю, значит не сказать ничего. Innerloop Studios обвинили в намеренном очернении Китайской народно-освободительной армии в частности и страны в целом. Продажи IGI2 в Китае запрещены, все копии из магазинов изъяты. Впрочем, издатель от крутых мер никаких убытков не понес. Codemasters заявила, что не выпускала игру на китайский рынок — видимо, речь идет о пиратских копиях. Напомним, что в прошлом году «Command and Conquer: Generals» вызвала не меньший резонанс. По сценарию «Генералов» группа международных террористов создает на территории Поднебесной свою базу и наносит сокрушительный ракетный удар по Пекину.

Пожалуй, издателям игрушек пора озаботиться локализацией не только интерфейса, но и сюжетной линии, иначе скандалов в дальнейшем не избежать. Хотя, с другой стороны, реклама лишней не бывает… — Т.Б.

Новые невероятности

Не успели утихнуть фанфары по поводу выхода «Unreal Tournament 2004», как Epic Games поспешила удивить игровое сообщество сенсационной демонстрацией. На Game Developers Conference (см. репортаж на стр. 18) компания представила Unreal Engine 3.0 — следующее поколение своего графического движка и завтрашний день жанра FPS.

Демонстрация проходила за закрытыми дверями, в кругу избранных, у которых были отобраны камеры и фотомобильники. По просочившейся информации, демо запускалось на 2-гигагерцовом процессоре AMD (модель неизвестна) и «следующем поколении» видеорешений от Nvidia. Несмотря на мощную конфигурацию компьютера программа несколько раз серьезно подтормаживала — было ясно, что движок сделан для следующего поколения «железа».

Engine 3.0, в частности, использует попиксельную (per-pixel lighting) модель освещения, что позволяет добиваться «кинематографического качества» теней. Технология High Dynamic Range Lighting отвечает за динамичные проблески и отражения света в зависимости от фактуры и цвета поверхности. Демонстрация начиналась с ночного полета дракона через готический замок: пролетая мимо витражей, монстр окрашивался в различные цвета пробивающимся сквозь мозаику светом. Еще одна технология — virtual displacement mapping — позволяет делать текстуры объемными. Так, кирпичи в стене выглядят выпуклыми, и кажется, что они отбрасывают тени.

Все эти нововведения дают возможность уменьшить число используемых полигонов, не особенно теряя в качестве картинки. В ходе демо был показан гоблиноподобный персонаж, отрисованный 6 миллионами полигонов (с зубами, волосами — в общем, все как положено). Затем количество полигонов сократили до 6,5 тысяч, но страшилище не стало выглядеть не хуже. Впрочем, ждать описанных красот еще долго: первые продукты на базе нового Unreal Engine 3.0 появятся не раньше 2006 года. — Т.Б.

Третий пошел!

В апреле будущего года к Международной космической станции отправится третий космический турист. Им станет 58-летний американский физик Грег Олсен (Greg Olsen, на фото), основатель двух полупроводниковых компаний Epitaxx и Sensors Unlimited.

Восьмидневный полет обойдется Олсену, как и его предшественникам, в 20 млн. долларов. Напомним, что эру орбитального туризма открыл в апреле 2001 года финансист Дэннис Тито, с детства мечтавший слетать в космос. В 2002 году Марк Шаттлворт посетил МКС уже с исследовательскими целями и в результате, по его собственному утверждению, окупил полет. Олсен тоже собирается лететь не просто ради развлечения, а рассчитывает провести на орбите ряд экспериментов.

 

В настоящее время Грег находится в подмосковном Центре подготовки космонавтов имени Гагарина, где ему предстоит пройти медкомиссию и предполетную подготовку. С американцем уже заключен предварительный контракт на полет.

Российская космическая программа так сильно нуждается в туристах и их деньгах, что Федеральное космическое агентство (ФКА, бывший Росавиакосмос) предложило NASA, чтобы космонавты жили на МКС в течение года, а не как сейчас — по шесть месяцев. Это позволит вдвое увеличить количество «коммерческих» мест в кораблях, доставляющих людей на станцию (NASA пока не дало ответ на это предложение).

Организацией тура, как и в предыдущих случаях, занимается компания Space Adventures. До конца 2005 года она должна представить ФКА и Ракетно-космической корпорации «Энергия» еще одного или двух туристов. Поговаривают даже о возможности организации свадебного путешествия на МКС. Отправиться на «медовую неделю» в космос сможет любая пара, прошедшая медкомиссию и подготовку и заплатившая по 20 млн. долларов с человека. Льготы молодоженам, увы, не предусмотрены.

По словам главы компании Space Adventures Эрика Андерсона (Eric Anderson), основная цель полета Олсена — проведение научных экспериментов по выращиванию полупроводниковых кристаллов, а также наблюдение за поверхностью Земли и атмосферой в инфракрасном диапазоне. Кстати, частично исследования уже оплатила NASA, так что у космонавта есть небольшая скидка на билет. Впрочем, Олсену она особо и ни к чему. В 2000 году он продал свою компанию Sensors Unlimited и все ее разработки за 700 млн. долларов корпорации Finisar, а в 2002 году выкупил право использовать имя компании в коммерческих целях за 6,1 млн. долларов и занимает сейчас в ней пост CEO (Sensors Unlimited специализируется на создании InGaAs-сенсоров для коротковолнового ИК-диапазона).

Дата запуска космического туриста пока уточняется. Вполне возможно, что при удачном стечении обстоятельств — если Олсен сможет закончить курс подготовки в сжатые сроки, полет перенесут с апреля будущего года на ближайший октябрь. — Т.Б.

Полный ахтунг…

В середине марта в Германии завершилась длившаяся почти два года антипиратская акция. Усилиями Министерства юстиции и Федерации по борьбе с нарушениями в сфере авторского права Германии была задержана преступная группа, состоявшая из пятнадцати человек (проживавших в Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Бремене и других городах страны). В общей сложности изъято девятнадцать серверов (больше 38 Тбайт дискового пространства), более двухсот ПК с несколькими десятками скоростных резаков и 40 тысяч пустых болванок CD-R и DVD±R.

Группа записывала на матрицы и продавала (в том числе рассылая по почте) по бросовым ценам самый разный контент. Профильным направлением были видеофильмы — и с немецким переводом, и оригинальные, но успешно продавался также софт, MP3-музыка, игры (образы дисков .ISO) для ПК и консолей. Контент поступал из Интернета — преступники имели доступ к так называемой «Сцене» — тусовке пиратских групп, которые «релизили» все подряд — от дорогущего корпоративного ПО до последних блокбастеров и синглов.

Все затраты на расследование правонарушений и проведение операции оплатила киноассоциация MPAA. Часть арестованных отпущена под подписку о невыезде, часть содержится в следственных изоляторах. Помимо обвинений в пиратстве членам группировки инкриминируется взлом корпоративных и университетских сетей с целью распространения вареза через их быстрые сетевые соединения. — Т.Б.

Руки прочь от человека дождя!

Что-то не везет в последнее время провайдеру мобильной связи Onetoo из Бирмингема — возникает ощущение, что на него ополчилось все гражданское население страны. Причиной тому — хамские рекламные постинги, вызывающие недовольство различных слоев британской публики. Недавно в войну с провайдером вступило Национальное общество страдающих аутизмом (NAS), решившее, что реклама Onetoo наносит «жестокий моральный ущерб больным». Яблоком раздора стали картинки, на которых изображен актер Дастин Хоффман в своей знаменитой роли из фильма «Человек дождя», перечеркнутый фразой «Притормози!» («Retard!»). По словам председателя NAS Стюарта Нотхолта (Stuart Notholt), выступить с гневным заявлением по поводу рекламного «креатива» его заставил шквал телефонных звонков от глубоко оскорбленных аутистов и членов их семей. «Представьте, что на подобной рекламе изображен негр или представитель какого-либо социального меньшинства — с этим бы никто не стал мириться», — негодует Стюарт.

Впервые картинка была опубликована в январском номере футбольного журнала FourFourTwo, где ее поместили на странице с рекламой заставок и мелодий для мобильных телефонов. По словам рекламодателей, свою идею дизайнеры позаимствовали у… британских скейтбордистов, обожающих носить футболки с похожей эмблемой. Впрочем, заметив, что защитники прав аутистов отнюдь не собираются шутить, представители провайдера публично извинились за неудачную хохму и заявили, что «впредь подобного не повторится».

В последнее, однако, верится с трудом: нынешний инцидент — уже четвертый по счету крупный скандал, возникший по вине рекламщиков Onetoo. В послужном списке этих «мастеров искусств» — обвинения в расизме и в призывах к нарушению общественного порядка. Первое предупреждение незадачливые дизайнеры получили после того, как на одной из своих реклам додумались приделать одетой в бикини негритянке голову гориллы, а второе — когда в журнале Sugar с их легкой руки появился незатейливый призыв посылать ругательства по SMS своим друзьям, врагам и товарищам по работе. Рекламный текст гласил: «Просто выберите тип необходимого вам ругательства из нижеследующего списка, и ваша жертва получит случайное сообщение из нашей базы данных». Что ж, «как аукнется, так и откликнется» — в последнее время ругань все чаще сыплется на самих провайдеров, «заваривших кашу». — Д.К.

Семимахом всех поражахом

27 марта в небе над Тихим океаном, примерно в 600 километрах от побережья Калифорнии был установлен новый мировой рекорд скорости полета в воздушном пространстве. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат X-43A американского аэрокосмического агентства NASA успешно преодолел рубеж 7 Махов, то есть более чем в семь раз превысил скорость звука (примерно 8110 км/час).

Интересно, что предыдущий рекорд, равный 6,7 М, был установлен почти сорок лет назад, в октябре 1967 года, экспериментальным летательным аппаратом X-15 с ракетным двигателем. Новый же беспилотный самолет X-43A спроектирован для достижения значительно большей скорости 10 М, но главная его особенность — гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (Scramjet). В двигателе такой конструкции значительно меньше подвижных частей, чем в обычных турбореактивных; в качестве горючего выступает водород, а окислитель-кислород черпается непосредственно из воздуха и сжимается благодаря высочайшей скорости аппарата. Эта идея чрезвычайно притягивает конструкторов своей простотой, однако чудовищно трудна в реализации. По сложности, говорят разработчики, создание такого двигателя напоминает попытку удержать спичку горящей посреди бушующего урагана.

Три небольших аппарата X-43A (длиной 3,65 м), на разработку и создание которых затрачено 250 млн. долларов, были подготовлены к испытаниям еще три года назад (см. «КТ» #394). Однако первый тест в июне 2001 года закончился полным фиаско из-за нештатного поведения (и принудительного подрыва) ракеты-ускорителя, что даже не позволило вывести аппарат в режим свободного полета. Поэтому вместо трех запусков с шестимесячным интервалом пришлось сделать длительный перерыв для поиска и исправления ошибок.

Нынешние испытания проходили по тому же сценарию, но теперь им сопутствовал успех. Модифицированный бомбардировщик B-52B взлетел с поля исследовательского центра NASA Драйден, неся под фюзеляжем X-43A с ракетой-ускорителем Pegasus. На высоте около 8 км произошло отделение комплекса, после чего Pegasus поднял аппарат до 29 км, одновременно разогнав его до сверхзвуковой скорости. Затем X-43A отделился от ускорителя и несколько минут совершал самостоятельный полет над Тихим океаном (гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель проработал около 10 секунд). Все операции на сей раз проходили в штатном режиме. После завершения эксперимента останки самолета нашли вечное пристанище на океанском дне. Такая же судьба уготована и третьему аппарату, при запуске которого, предположительно в конце года, конструкторы намерены достичь скорости 10 М, или 11585 км/час. Программа испытаний построена вокруг исследования аэродинамики планера и возможностей двигателя Scramjet в условиях реального полета, поскольку на протяжении всех сорока лет существования концепции ученым были доступны лишь эксперименты в аэродинамической трубе, длившиеся считанные миллисекунды.

Сторонники гиперзвуковых воздушно-реактивных машин считают, что этот тип летательных аппаратов является наиболее перспективным направлением для уменьшения стоимости космических полетов и дальнейшего развития авиации. Но реального внедрения технологии раньше, чем лет через двадцать, ждать не стоит. — Б.К.

Желтая подводная лесопилка

По данным статистики, которая, как известно, знает все, человек в своих неудержимых порывах покорить природу уже затопил искусственными водоемами примерно 200 млн. деревьев. Или, грубо говоря, около 1% всего древесного ресурса планеты. Деревья в затопленных лесах, разумеется, погибают, но, как правило, не гниют. Холодная вода и недостаток кислорода создают почти идеальные условия для сохранения древесины на века и даже тысячелетия. Поэтому деревья, затопленные несколько десятилетий назад в эпоху массового строительства ГЭС, представляют собой высококачественное сырье для мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

Ныне в мире существует целый ряд компаний, специализирующихся на подводных лесозаготовках, но пилить деревья с помощью водолазов — занятие чрезвычайно трудоемкое и опасное для жизни. Поэтому канадская фирма Triton Logging (www.tritonlogging.com) решила идти в ногу со временем и сконструировала подводного дистанционно управляемого робота-лесоруба, названного Sawfish, то есть «рыба-пила».

Sawfish — внушительный аппарат желтого цвета, длиной три с половиной метра и весом около трех тонн. Доставив робота на понтоне в нужное место, его опускают краном в воду, а далее оператор, находящийся на поверхности, управляет машиной с помощью джойстиков и бортовых телекамер высокого разрешения. Захватывая основание дерева большущим манипулятором в виде клешни, робот прикрепляет к стволу электроотверткой надувную подушку и наполняет ее сжатым воздухом. После этого в дело вступает мощная полутораметровая цепная пила, и, когда клешня манипулятора разжимается, подушка увлекает спиленное дерево на поверхность. Где его уже поджидают рабочие для последующей транспортировки, обработки и сушки, как в любом процессе лесозаготовки.

Нынешняя версия робота позволяет спиливать 36 деревьев за три-четыре часа погружения. Конструкторы гордятся экологической чистотой своего аппарата — его приводит в движение электромотор мощностью 40 лошадиных сил, а гидравлическая система работает на растительном масле. Глубина погружения — до 300 метров. В принципе робот мог бы спиливать и больше деревьев — по одному каждые пять-шесть минут, но пока главной проблемой остаются воздушные подушки многократного применения. Конвейерное устройство их подачи вмещает лишь 36 штук, кроме того, для особо крупных деревьев нужны и подушки побольше. Над усовершенствованием этих элементов сейчас и работает производственно-конструкторское подразделение Triton Logging Engineering.

Полгода опытной эксплуатации Sawfish в водах искусственного озера Луи, образованного плотиной в канадской провинции Британская Колумбия, прекрасно подтвердили работоспособность найденных конструктивных решений. Теперь Triton Logging планирует изготавливать подводных лесорубов не только для себя, но и на продажу по цене около 750 тысяч долларов за штуку. Как показывает опыт, эти деньги окупаются за три-пять лет эксплуатации, то есть примерно за тот же срок, что и любое другое лесозаготовительное оборудование. — Б.К.

Лампочка IBM

Сотрудникам Брукхейвенской национальной лаборатории США и Уотсоновского исследовательского центра IBM впервые удалось получить светящиеся углеродные нанотрубки. Пожалуй, на сегодня это самый маленький электрический источник света.

Что только не делают ученые из углеродных нанотрубок — гигантских цилиндрических молекул, стенки которых состоят из одного или нескольких слоев атомов углерода. Некоторые из них обладают полупроводниковыми свойствами, другие — прекрасные проводники, многие виды нанотрубок удивительно прочны. И хотя практические приложения в этой области пока не вышли из стен лабораторий, из нанотрубок уже научились делать провода, транзисторы, логические вентили и даже вить веревки.

Однако упомянутое открытие существенно расширяет спектр применения удивительных образований. В новых нанотрубках расположение атомов углерода таково, что электрический ток может переноситься и электронами, и дырками. Встречаясь, электрон и дырка рекомбинируют — то есть электрон «падает» в дырку, излучая при этом инфракрасный фотон.

Пока сделаны лишь первые шаги, и ученые еще не до конца понимают механизм свечения нанотрубок. Его тщательное исследование, возможно, позволит создать эффективные углеродные излучатели самых разных длин волн и использовать их, например, в светильниках или дисплеях. — Г.А.

Кулер Чижевского

Любопытную технологию воздушного охлаждения электронных чипов разрабатывают в Университете Пэдью (Purdue) при поддержке Национального научного фонда США. Она обещает быть бесшумной, дешевой и эффективной, причем ионный «нановентилятор» может встраиваться непосредственно в чип.

Идея нового способа охлаждения довольно проста. Сначала нужно ионизировать воздух, а затем увлекаемый ионами воздушный поток можно будет «прокачать» электрическим полем через охлаждающие чип микроканалы. Однако эту простоту достаточно трудно реализовать на практике.

Начнем с ионизации. Авторы предлагают использовать в качестве отрицательных электродов углеродные нанотрубки, а положительные электроды разместить в десяти микронах от них. В этом случае хватит всего ста вольт, чтобы «вырвать» из острых концов нанотрубок электроны, которые, ускорившись и ударив по молекуле воздуха, ионизируют ее подобно тому, как это происходит в обычной молнии. Однако ударная ионизация одновременно будет нагревать воздух, так что эффективность этого способа охлаждения еще вилами по воде писана.

Пока ученым удалось продемонстрировать, как можно прокачать ионизированный воздух по микроканалам. Для этого они предложили использовать в каждом канале множество групп из трех чередующихся электродов (см. рис.) и периодически менять на них напряжение так, чтобы продвигать вдоль канала ионы вместе с увлекаемым воздухом. Экспериментальные данные об эффективности такого способа охлаждения авторы обещают обнародовать только летом, а пока говорят, что их технология может быть сравнима с водяным охлаждением, и уже подали заявку на патент. Впрочем, патентование сомнительных идей всегда было неплохим рекламным ходом. Ведь возможность их практического воплощения патентное ведомство не проверяет и за последствия не отвечает (что, например, делать с пылью, которая может закоротить наноэлектроды или забить микроканалы?).

Однако шумность и цена компьютерных кулеров постоянно растет вслед за ростом тепловыделения процессоров. Так что, будем надеяться, эту или похожую технологию охлаждения чипов ученым все-таки удастся довести до практических решений. — Г.А.

С «мылом» — на чистую воду

Любопытное исследование провела группа психологов Корнуэльского университета (Нью-Йорк), решившая оценить степень правдивости бесед, ведущихся посредством различных средств связи. Для эксперимента была отобрана группа из тридцати студентов-добровольцев, каждому из которых поручили скрупулезно подсчитывать лживые фразы, сказанные ими в течение дня во всех беседах — будь то обычный разговор, телефонный звонок или ICQ-чат.

Результат исследования оказался довольно неожиданным: вопреки традиционному мнению психологов, онлайновые беседы по степени правдивости заметно опередили офлайновые. Если в разговорах с глазу на глаз и звонках по телефону доля лживых фраз составляла соответственно 27 и 37%, то в электронных письмах и IM-сообщениях собеседники оказались куда честнее — тут «коэффициент вранья» составил лишь 14 и 21%. Как убежден руководитель исследовательской группы профессор Джефф Хэнкок (Jeff Hancock), в этом нет ничего удивительного: ведь у интернетчиков гораздо больше шансов быть «пойманными соврамши», чем у их офлайновых собратьев, поскольку против «электронного» лжеца может быть использован текст письма, хранящийся у адресата. Кроме того, участники «электронных» бесед всегда имеют достаточно времени, чтобы обдумать ответ, не выпаливая первое, что приходит в голову.

Как надеется профессор Хэнкок, проведенное исследование позволит руководителям офисов заметно повысить КПД служебных бесед своих подшефных путем активного внедрения электронных методов общения. Впрочем, ушлые воротилы бизнеса, вероятно, учтут и «обратную сторону медали», переведя от греха подальше общение с клиентами и партнерами по бизнесу в чистый офлайн. — Д.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.