Размер имеет значение
АрхивТехнологииПока Yahoo собиралась открыть русскоязычный вариант своей веб-почты (которому никто не удивляется, и которого никто не ждет), Google приготовил нечто действительно необычное.
Уж чем-чем, а веб-почтой нас не удивить. Всё, что можно было придумать, уже придумано, а изменения носят только количественный характер: больше места, меньше спама. Ничего нового тут, кажется, случиться не может.
Как выяснилось, может. Главные события последних дней в интернете были напрямую связаны именно с почтой.
Yahoo Mail says "Privet"!
В Сети у России свой особый путь. Пользователи Рунета предпочитают "Яндекс" и Mail.ru, а не Google и MSN. Разве что Livejournal у рунетчиков общий с остальным интернетом, остальное всё своё. Причина, скорее всего, заключается в том, что западным интернет-гигантам Рунет до сих пор был не слишком интересен (они ему, впрочем, тоже).
В конце марта компания Yahoo, владелец крупнейшего в мире портала, вспомнила о существовании России. Всем прочим этот сетевой "макдональдс", кажется, уже доступен: к настоящему моменту сайты Yahoo переведены на 11 языков, а специальные локализованные варианты портала действуют в 23 странах мира.
Об открытии представительства Yahoo в России речь пока не идёт. В планах компании только создание русскоязычной версии веб-почты Yahoo Mail. Пользователям русскоязычной версии Yahoo Mail будут доступны все основные сервисы, включая антивирусную защиту, фильтры спама SpamGuard, адресная книга и т.д. Объем почтового ящика составит 15 Мб.
Повлияет ли на Рунет открытие русскоязычной Yahoo Mail? Вряд ли. "Yahoo опоздало с этим действием на пару тройку лет, - считает главный редактор "Яндекса" Елена Колмановская. - В России, по данным ФОМ, уже 14,6 миллиона пользователей интернета, и у большинства из них есть почтовые ящики. "Подавляющее большинство почтовых ящиков расположено на трех ведущих порталах - Mail.ru, "Рамблере" и "Яндексе". И уговорить эти 90% перейти на другую почтовую службу - очень непростая и недешевая задача. Бренд Yahoo в России не является сильным, отечественные бренды занимают отечественные умы на порядок сильнее. Про маркетинговые же планы Yahoo в России пока ничего не слышно".
"Создание русскоязычной версии сервиса нельзя считать полноценным "выходом в Россию", - говорит вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru Анна Артамонова. - Выход в Россию - это открытие здесь своего представительства, создание сервисов, ориентированных на российскую аудиторию, организация продажи рекламы местным рекламодателям. Ничего такого у Yahoo в планах нет, насколько я понимаю, поэтому говорить о "перспективах Yahoo в России" пока нет смысла".
Сервисами, ориентированными на местную аудиторию, пытался заниматься Lycos, первый крупный западный портал, попытавшийся в 2001 году открыть полноценное представительство в России. Судьба его, однако, оказалась плачевна. Проработав два с половиной года, в конце 2003 года Lycos.ru прекратил существование.
В Yahoo избрали иной путь, чем Lycos в своё время. Судя по всему, в первую очередь, компанию интересуют русскоязычные пользователи интернета, проживающие не в России, а в Америке и Западной Европе. У Yahoo уже есть варианты сайта, рассчитанные на американцев, для которых основными языками являются испанский и китайский. Русскоязычных американцев, по данным Yahoo, насчитывается от двух до трех миллионов.
"Такой подход - ориентация, в первую очередь, на русскоговорящих западных пользователей почты, а не на россиян - для глобальной корпорации логичен", - говорит Андрей Себрант, бывший генеральный продюсер "Лайкос Россия". Опыт почты "Лайкоса" в России позволяет предсказать две проблемы, которые могут ожидать Yahoo. Во-первых, бизнес-модель почты на Западе не чисто рекламная. "Подразумевается еще наличие дополнительных сервисов, оплачиваемых самим пользователем, - объясняет Себрант. - В России такой почте трудно конкурировать с предложениями крупнейших местных игроков, которые те же услуги предлагают бесплатно". К тому же, неизбежны трудности с поддержкой сервисов, переведенных на языки стран, где нет постоянного представительства компании. "Сильного влияния на услуги бесплатной почты в Рунете инициатива Yahoo иметь не будет", - заключает Себрант.
Нужен ли русский Yahoo русскоязычным американцам - это ещё вопрос. "Русские люди, живущие не в России, обычно владеют местным языком, - говорит Колмановская. - Так что отсутствие русского интерфейса вряд ли было препятствием к использованию почты Yahoo. Мой прогноз: это не увеличит число русскоязычных пользователей почты Yahoo, но, возможно, увеличит их приверженность к бренду - приятно сознавать, что и о тебе заботятся".
Search is Number Two Online Activity – Email is Number One; "Heck, Yeah," Say Google Founders
Yahoo Mail лишена преимуществ перед крупными российскими почтовыми сервисами. У Mail.ru и "Яндекса" есть собственные эффективные системы защиты от спама, а размер почтового ящика у Yahoo Mail по нашим меркам и вовсе не дает никакого повода для гордости. Yahoo предоставляет только 15 мегабайт, а "Яндекс" и Mail.ru - 20 и 25 мегабайт ("Кстати, и мы и Mail.ru перестали увеличивать объем ящика, поскольку оказалось, что борьба со спамом сильно снижает потребности в объеме", - заметила Елена Колмановская).
Однако спустя несколько дней всем стало ясно, что размер всё же имеет значение.
Первого апреля Google публикует пресс-релиз, начинающийся со слов: "Поиск на втором месте, на первом месте - электронная почта; "Ну дык, блин", - говорят основатели Google". Далее сообщалось, что Google разрабатывает собственную веб-почту под названием Gmail. Главными её отличиями от соперников будет отказ от папок в пользу "умного" поиска и фильтрации, отсутствие баннеров (вместо них Google развесит свои традиционные контекстные рекламные ссылки), а также новаторский способ группировки и отображения диалогов (в чём его суть, не сообщалось). Но самое главное - почтовый ящик будет иметь ёмкость в один гигабайт.
Объявление выглядело настолько странно, и несмотря на наличие датированной 31 марта статьи о Gmail в New York Times, многие приняли его за первоапрельский розыгрыш. Это и был розыгрыш, но только отчасти. Пресс-релиз действительно был шуткой. В Google, видать, решили посмеяться над всеобщими ожиданиями, когда же они "продадутся" и станут как все. А падение, как известно с дот-комовских времен, всегда начинается с появления веб-почты - и Yahoo когда-то был "только каталогом".
Всё остальное, в том числе и гигабайтный ящик - чистая правда.
Поскольку пока Gmail доступен только избранным бета-тестерам, и почти никто не знает, что там внутри, все пытаются выудить хоть какой-то смысл из той скупой информации, которую Google опубликовал. Особо в этом никто не преуспел. Главное же, что подвергается обсуждению (и осуждению) - это намерение Google показывать контекстные рекламные ссылки на страницах писем.
Какие рекламные ссылки он покажет, будет зависеть от текста письма. Если же никакой подходящей рекламы не найдется, будут показаны ссылки на сайты, близкие письму по смыслу. Это-то и стало причиной возмущений: как же так, Гугль хочет читать нашу почту! Возмущений, нужно заметить, довольно странных. Против фильтров спама таких возражений не возникает, а ведь они занимаются ровно тем же - автоматически анализируют текст писем.
Самое интересное в Gmail -твовсе не рекламные ссылки и даже не ящик размером один гигабайт. Это не простая веб-почта. У неё весьма необычный и интересный интерфейс. Ничего подобного, похоже, нигде не было.
Подробнее о Gmail и его особенностях читайте завтра (вторник, 6 апреля) на "Компьютерре-Онлайн".