Пиар - дело тонкое
АрхивКолонка ЗолотоваАлена Писклова, прошедшая в полуфинал открытого конкурса "Мисс Вселенная. Россия" - торжество PR-технологий в чистом виде.
Сегодня жительница одного из городков Подмосковья, известная под псевдонимом Алёна Писклова, празднует свой день рождения. Восемнадцатый. Конечно, и спрашивать о, и обсуждать c представительницами слабого пола тему возраста нетактично, но спросите себя сами, вспомнили ли вы об этом сейчас? Вряд ли. В случае с Алёной все грани давно стёрлись: образ девчушки замылили до невообразимости ради торжества светлой идеи превосходства настоящей красоты над красивостью. Впрочем, довольно лозунгов, здесь их не будет. Вы сами-то верите в то, что всё получилось случайно?
Пересказывать историю в подробностях смысла нет - последние две недели за ней следил каждый. Поэтому давайте пробежимся по основным этапам и остановимся поподробнее на финале. Началось всё в середине марта, когда компании Rambler и Firebird Prod. организовали открытый конкурс с целью выбрать россиянку, которая представляла бы Россию на международном конкурсе красоты "Мисс Вселенная". Алёна, оказавшаяся среди участниц, не подавала заявку сама - за неё это сделала (шутки ради) подруга. И - случайно - попала в точку: конфликтующий с соседками по виртуальному подиуму образ Пискловой вызвал неожиданный протест у части зрителей, заставив их встать на сторону столь необычного кандидата. В популярном российском сегменте LiveJournal был брошен соответствующий клич, и в первые же сутки, согласно легенде, принятой сторонниками Пискловой, за неё было подано свыше десяти тысяч голосов (более трезвая оценка - 2500, что, впрочем, тоже немало). Результатом всей этой борьбы, ведшейся и через интернет, и с помощью SMS, стал выход "народной героини" в полуфинал. Голосование в полуфинале завершается 5 апреля, т.е. сегодня. Но, увы, ещё 1 апреля приём голосов в пользу Пискловой был приостановлен без каких-либо объяснений.
Конечно, раз правила конкурса установлены и объявлены, их стоит соблюдать. Но 30 марта организаторы внесли поправку: запрещена подача более чем одного голоса с одного мобильного телефона. Пойти на такой шаг их вынудил беспредел, учинённый пискловцами: многие из которых голосовали не по одному разу. Этого недостаточно для снятия кандидатуры Пискловой (высказываются подозрения в том, что и других претенденток поднимали на вершину рейтинга аналогичным способом, с той лишь разницей, что вместо светлых чувств (или дословно, из отзывов голосовавших за Алёну - "желания приколоться"), были деньги. Но есть и другая, более веская причина. Как теперь известно, к моменту начала голосования Алёна была несовершеннолетней, так что вопрос исключения её из списков - лишь вопрос времени.
Творящееся на официальном сайте конкурса можно назвать только одним словом - бардак. Результаты не обновлялись уже несколько дней, сырые правила переписываются по ходу процесса, разобраться в том, за кого и когда голосовали и надо будет голосовать, невозможно. Удивляться тут нечему - Россия. И всё же есть один несомненный момент, недооценить важность которого, значит, пропустить самое главное во всей этой шумной истории. Но для оценки его нужно отвлечься от российских реалий. Вспомните конфуз, случившийся с Джанет Джексон на матче за Суперкубок по американскому футболу пару месяцев назад. Скажете, случайность? Да полно вам. Когда аудитория насчитывает миллионы зрителей, ошибки со стороны актёров исключены: любая "импровизация" заранее срежессирована и отрепетирована. "Случайная" демонстрация груди на самом деле стала тщательно спланированным действом, необходимость которого сперва прочувствовали продюсеры и издатели, после разработали и скрупулёзно оценили с точки зрения эффективности PR-эксперты, и только под конец сама героиня осторожно намекнула о возможности инцидента в прессе и, не отступая ни на шаг от сценария, исполнила трюк (результат - абсолютный рекорд по числу поисковых запросов за историю Сети). История Пискловой напоминает такую же продуманную PR-акцию. Надлежащая подача образа скромной альтернативной героини позволила раскрутить вокруг очередного (вспомните бардак на сайте) и, в общем-то, ничем особо не выделяющегося конкурса красоты неслыханную шумиху. Случившееся уже называют одним из самых ярких событий в Рунете за всю его историю: делают сайты сторонники, делают сайты противники, печатаются майки, хоронятся куклы Барби, и всё это под совершенно бредовые лозунги и декларации, вроде "Алёна взорвала сетевое сообщество", "Алёна вскрыла проблемы", "Алёна - выражение чаяний" и т.п. Какие проблемы, какой взрыв, какие чаяния, господа? Всё решено и выверено. Нашими руками корпоративные PR-технологи делают Имя.