Разделяй и властвуй
АрхивОгород КозловскогоНовая "огородная" проблема: практическое отсутствие материала для опусов из цикла "Борьба Человека с Машиной". Берешь новую "железку", подключаешь, устанавливаешь драйверы - и всё работает. Ну и как тут полноценный "Огород" напишешь?
Еще одна "огородная" проблема последних времен: практическое отсутствие материала для опусов из цикла "Борьба Человека с Машиной".
Как-то и "железяки" стали делать понадежнее и между собой посовместимее, и софт под них писать побезошибочнее, и целый ряд стандартов появился, и операционная система стала заметно устойчивее (если раньше, при Windows 98, я переставлял систему на моем, правду сказать, перегруженном компьютере не реже раза в три месяца, то теперешняя ХР держится чуть ли не третий год и... работают, тьфу, тьфу, тьфу!)... Берешь новую "железку", подключаешь, устанавливаешь драйверы - и всё работает. Ну и как тут полноценный, в традиционном стиле, "Огород" напишешь? Происходит приблизительно то же, что с литературой, когда убрали цензурные ограничения: писать можно стало что угодно, а читать - практически нечего. Вот раньше, когда надо было ухищряться, чтобы обмануть поднаторевшего в этих делах цензора... Или там передавать рукопись "за бугор", что придавало ей добавочный нерв... В литературном смысле времена, однако, потихоньку возвращаются к прежнему: из четырех написанных мною в последнее время сценариев для кино и телевидения три снимать отказались. Согласились, впрочем, что все сделано хорошо, ровно как заявлялось, но... изменилось время. И, поскольку хорошо и в соответствии, - деньги выплатили полностью! То есть не на беседу в ГБ вызвали, не в тюрьму посадили, - а заплатили деньги. Но снимать - отказались! М-да... А на технологическом фронте, увы, никаких откатов: и "железки", и софт всё лучше и лучше, всё совместимее и совместимее, всё беспроблемнее и беспроблемнее...
Но есть все-таки Бог на небесах: недавно мне подфартило. Запустил я на рендеринг и запись видеоролик, смонтированный из видеофрагментов, снятых в последние месяцы; процесс пошел, дошел процентов до шестидесяти и... выбил систему напрочь, в синий экран, в перезагрузку... Ну, бывает, - подумал я, - и запустил процесс снова. И снова - синий экран, перезагрузка. Еще раз... еще... Временами везло: выбивало не систему, а только саму программу, Ulead DVD MovieFactory 2, - но от этого, в общем-то, легче не становилось. Попробовал и другую программу рендеринга-мастеринга, попроще: Sonic MyDVD, - увы, с теми же результатами. Первым делом переинсталлировал программы. Не помогло. Тогда стал припоминать, что за софт в последнее время устанавливал; гадать, какие драйверы могли нагадить; откатывал систему на несколько пойнтов назад, - в результате только потерял настройки и счет своих пасьянсов... Все же и ХР перегрелась, - подумал я и поставил на другой диск свеженькую ОС, совсем пустую, только с Ulead MediaStudio Pro 7.0 да медиа-плейером. Даже пасьянсами пренебрег. А результат - прежний!.. Ну что тут будешь делать?!
Главное, жала невыполненная задача: рендеринг-мастеринг DVD-фильма. Пришлось пошевелить мозгами, чтобы решить ее даже в этих экстремальных условиях. Решил. Криво, - но все же решил. Делюсь: вдруг кому пригодится. Обычно в программах вроде вышеназванных происходит следующее: сначала поданный на вход видеоролик в формате AVI (практически - в MiniDV, каким пришел с камеры) рендерится в MPEG-2, что, собственно, и занимает основное время процесса; потом ролик разбивается, согласно вашим указаниям, на разделы и главки, создается меню, формируются VOB-файлы, которые впоследствии и записываются на DVD. И я вознамерился процессы разделить: сначала превратить AVI-ролик в ролик MPEG-2, а потом уже подать его на разбивку и формирование VOB’ов. Загрузил AVI-ролик в VideoEditor (речь в этом "Огороде" - там, где не оговорено особо, - идет исключительно о программах из пакета Ulead MediaStudio Pro 7.0) и попросил создать видеофайл в формате MPEG-2, то есть провести только рендеринг. Процесс пошел, через положенное время - вылетел, - однако оставил на диске заметных размеров MPEG2-файл. (Когда запускаешь рендеринг одновременно с мастерингом, а программа вылетает, - ничего пригодного к дальнейшему использованию на диске, увы, не остается, - во всяком случае, ничего подобного из временного рабочего каталога мне извлечь не удалось.) Я снова загрузил AVI-файл и запустил его на рендеринг с того места, на котором оборвался первый MPEG2-ролик. Потом, после очередного вылета, проделал это еще раз, - и получил три MPEG2-файла, которые благополучно и склеил в видеоредакторе. Осталось загрузить результат в "Фабрику грез" (MovieFactory), провести мастеринг и записать на диск. Что уже не требовало от компьютера особого напряжения и получилось на раз. То есть задачу я решил, а проблема - осталась.
В чем она, я догадался, когда стал чистить один из винчестеров, где лежали цифровые оригиналы моих избранных фотографий, занимая гигабайт под сто. Давно переписанные на DVD-диски, они все еще отъедали дисковое пространство, потому что очень уж удобно демонстрировать их гостям, не лазая по DVD-стеллажу. Но для демонстрации формат TIFF совсем не обязателен, - решил я, - а перевод картинок в JPG гигов восемьдесят, пожалуй, освободит. Для пакетного перевода TIF’ов в JPEG’и я воспользовался старинной, еще под Windows 95 написанной, очень, на мой взгляд, удобной и совершенно безглючно-безотказной программой - Graphic Workshop 95, которой пользуюсь уже девятый год. И вот представьте, - ее тоже на середине процесса (для перевода в другой формат задавалось несколько сотен фотографий) стало вышибать из седла. Тут-то я, наконец, понял, что дело в "железе". То ли процессор, обросший пылью веков, стал перегреваться, то ли какой конденсатор в памяти начал прорастать металлическими кристаллами. Но поди найди сегодня процессор под мою "маму", поди найди память стандарта Rambus, - разве что где-нибудь на развалах в Митино. Печально... Не менять же всё сразу: и материнскую плату, и процессор, и память. Не выкидывать же на помойку то, что сейчас стоит в компьютере и худо-бедно, с глюками, но все же работает... Ладно, преодолев почти непреодолимое отвращение, я развинтил корпус и увидел, что процессор пылью отнюдь не зарос, но что правая защелка на одной из четырех пластинок памяти отскочила и пластинка стоит в слоте неплотно. Я щелкнул защелкой, собрал компьютер, запустил. Рендеринг прошел идеально, - даже на старой, перегруженной, системе. Да! Все-таки электроника - это наука о контактах!
Ну что ж, на сем очередной эпизод из саги о "Борьбе Человека с Машиной" завершился, и пришла пора возвращаться к изучению возможностей разного рода программ. В отличие от Голубицкого, я давно потерял интерес к исследованию новых программ до последнего их винтика и пользуюсь умолчальными установками и понятными командами, - ровно до того времени, пока сама жизнь не поставит новые, элементарно-привычным способом не решаемые, задачи. В данном случае сама жизнь явилась ко мне в образе моего близкого приятеля, профессора Матвеева, хирурга-эндоскописта (это когда операции делают, не разрезая грудь или живот, а вставляя туда трубочку, а через нее - видеокамеру с освещением и изысканные инструменты микроскопических размеров): он назаписывал эти свои операции на видеомагнитофон, оцифровал, смонтировал и изготовил - в учебных целях - несколько DVD-дисков. Оригиналы, занимающие массу места, потер. И вот ему понадобилось некоторые фрагменты операций вставить в какую-то презентацию (для поездки за границу). Задача: извлечь фрагменты с DVD-дисков и записать их в формате AVI, понимаемом PowerPoint’ом. Причем понадобилось срочно.
Я стал звонить своему главному видео-DVD-консультанту и суперзнатоку Ulead MediaStudio, неоднократно поминаемому в "Огородах" Сергею Блохнину, - и рецепт получил. Оказывается, для извлечения содержимого с DVD-видеодиска следует прибегнуть к помощи "Захватчика" (Video Capture) из вышеназванного пакета, того самого "Захватчика", с помощью которого я скачивал цифровое видео с камеры на винчестер, - только в Setup’е вместо обычного Ulead DirectShow Capture Plug-in’а - использовать Ulead DVD-VR Plug-in, а источником указать DVD-диск. Формат результирующего файла будет, понятно, MPEG-2, который уже потом, через VideoEditor, легко превращается в AVI. Хотя, конечно, степень сжатия видеоматериала уже не уменьшится.
Профессор получил что хотел, но, вернувшись домой, полез в Интернет и обнаружил там несколько специальных программок для извлечения AVI’шек с DVD-дисков, - однако результат они давали, кажется, чуть худший, чем программы из пакета Ulead MediaStudio.
Впрочем, тут самое время заметить, что программ, позволяющих манипулировать с видео, существует немало, так что рецепты мои отнюдь не универсальны, - просто, коль уж я исторически привязался именно к Ulead MediaStudio (по преимуществу из-за наличия у меня толстой и внятной книжки о нем и из-за слухов, что это один из "самых профессиональных" среди любительских видеопакетов), - из него и пытаюсь выжать все возможное. Пока качество и возможности пакета меня устраивают, мигрировать куда-то еще не хочется; если же возникнут проблемы, - что ж поделать, мигрирую. Если вы привязаны к другим программам, - бог вам с помощь, - до тех самых пор, пока вас все в них устраивает. Приведу пример: более легкая (хотя и более медлительная) программа DVD-мастеринга, уже упомянутая мною Sonic MyDVD, не дает возможности разбивать ролик на главки, отображаемые в меню, поскольку работает исключительно разделами. То есть вы в нее загружаете несколько роликов, каждый из которых становится разделом. Вроде бы и удобно (хотя не всегда; например, когда мне надо было сделать DVD-диск из видеоматериалов, снятых в форматах 4:3 и 16:9, я не смог в Sonic MyDVD сгруппировать их в два больших раздела), - но когда воспроизведение идет автоматом, сплошь, - между разделами возникают неприятные торможения. Да и выбрать из роликов подходящие картинки для вывода в меню Sonic MyDVD не позволяет. И русского языка не понимает напрочь! Зато имеет пусть простенький, но встроенный видеоредактор... Возможности же по созданию и разделов, и главок, и подстройки под себя меню Ulead DVD MovieFactory 2 почти безграничны, Однако, увы, не безглючны: как бы упорно, например, ни задавали вы белый цвет шрифта, на экранах меню, следующих за первым, белого шрифта вы все равно не получите... Что печально, когда фон меню, скажем, черный или вообще - темноватый.
Когда профессор ушел, я вдруг подумал, что сейчас обладаю необходимым знанием, дабы привести в порядок DVD-диск со своими первыми видеоопытами: записал я его, не успев еще разобраться с тонкостями DVD-мастеринга, одним часовым куском, и, когда хотел посмотреть или показать кому-нибудь из гостей тот или иной эпизод, вынужден был долго проматывать содержимое или вызывать его по временны,м меткам, которые предварительно надо было еще записать и не потерять бумажку с ними.
Я установил в "Захватчике" плагин DVD-VR, влез на первый диск, забрал на винчестер все его MPEG2-содержимое, загрузил в видеоредактор, подрезал, слил, - после чего направил в "Фабрику грез"1. Где и разбил на должные главки: с правильными названиями и выразительными картинками. Скорость видеопотоков я везде выставлял по максимуму, так что надеюсь, если и потерял в качестве от такого ремастеринга, - потерял на глаз незаметно.
Чего от души желаю и вам.
1 Главное в этой ситуации - проверить, проставлена ли галочка в чекбоксе "Do not convert compliant MPEG files", - чтобы заново не начинать рендеринг.