Новости
АрхивНе судимы будете! - Двойной эспрессо и музыки! - Это кто здесь «не прав»? - Ворон ворону… - Тату по лицензии - Японская масленица - Enlarge your drive! - И на трубе игрец - Война людей и машин - Расслабься и получи удовольствие - Cкелет моториста - Береги природу, мать твою… - Гибриды Toyota и Ford - Компьютер как улика - Полотна цвета «хакинг» - В лабиринтах мозга - Десятой будешь? - Физики обиделись - Холодно, еще холоднее…
Не судимы будете!
Судебные процессы в современной IT-индустрии давно вышли за рамки механизма восстановления справедливости, превратившись в неотъемлемую часть маркетинговых и рекламных кампаний участников рынка. В марте фотогигант Eastman Kodak решил показать всему миру, что его позиции, несмотря на спад в пленочном бизнесе, по-прежнему сильны. Первой жертвой «имиджевых судебных разборок» в Kodak выбрали Sony — одного из главных конкурентов.
В иске, поданном в окружной суд Рочестера, штат Нью-Йорк, Kodak обвинила японцев в незаконном использовании в фотокамерах и камкордерах около десятка ее технологий, запатентованных в период с 1987 по 2003 гг. Предмет притязаний и сумма иска не раскрываются, но Kodak просит суд запретить продажи продуктов конкурента не просто так. Основная цель компании — заставить Sony и ряд неназванных поставщиков фототехники (которые, по утверждению Kodak, тоже незаконно используют в своих продуктах запатентованные ею разработки) лицензировать технологии, вокруг которых разгорелся спор.
Напомним, что Kodak принадлежат более тысячи патентов в области цифровой фотографии, в том числе описывающие сенсоры CMOS и CCD. По утверждению представителя компании Жерара Мехнера (Gerard Meuchner), Kodak обратилась в суд после того, как три года переговоров так ни к чему и не привели — Sony платить за спорные разработки отказалась. В то же время, другие именитые компании, например Olympus и Sanyo, оказались более сговорчивыми.
Помимо денег патентная разборка в случае успеха принесет Kodak не только причитающиеся ей лицензионные отчисления, но и столь необходимое в нынешние трудные для фирмы времена паблисити, а также гордое звание победителя Sony — «которая делает камеры по технологиям Kodak». В Sony, впрочем, уверены, что уже через неделю покупатели забудут эту историю…— Т.Б.
Двойной эспрессо и музыки!
Цифровой музыкой и видео не занимается сейчас только ленивый. Не так давно на этот перспективный рынок вышла и сеть супермаркетов Wal-Mart, которая начала продажи музыки онлайн. В ответ конкурирующая ритэйловая сеть Tesco запустила в США онлайновый прокат DVD (ассортимент — 15 тысяч фильмов). За фиксированную плату клиент получает два, три или пять дисков в месяц. Диски совершенно обычные, не «самоуничтожающиеся», и чтобы получить следующий фильм, после просмотра их нужно вернуть. Пересылка происходит по почте в бесплатных конвертах Freepost.
Если помните, в момент открытия своих музыкальных сервисов iTunes глава компании Apple Стив Джобс сравнил цену в 99 центов за одну композицию со стоимостью чашечки кофе. Оказалось — напророчил. В ближайшее время в меню крупнейшей американской сети кофеен Starbucks появится… музыка. За чашкой кофе посетители смогут воспользоваться «местными» компьютерами Tablet PC, чтобы прослушать, сбросить на плейер и даже записать на CD понравившуюся композицию (данные передаются через Wi-Fi-сеть). Поставщиком клиентских терминалов выступает HP, она же занимается серверами и принтерами для печати лэйблов на диски. Напомним, что этим летом в продаже появятся iPod’ы, носящие логотип HP, так что компания подготовила отличную площадку для старта плейеров на высококонкурентном рынке. Кто будет поставлять музыкальный контент, не объявлено, но, вероятно, без Apple здесь не обойдется.
Продаваться музыка будет пачками по пять композиций минимум — они обойдутся в 7 долларов, а целый альбом будет стоить 13 долларов. Для начала нововведения коснутся лишь десятка кофеен в Калифорнии, но в дальнейшем компания планирует распространить музсервисы почти на каждое второе свое американское заведение, а также «экспортировать» проект в другие страны. Всего Starbucks еженедельно обслуживает более 30 млн. клиентов — такая посещаемость не снилась ни одной сети музыкальных магазинов. — Т.Б.
Это кто здесь «не прав»?
Компания Intel прекратит поставки наборов Centrino в Китай. Это решение руководство процессорного гиганта мотивирует невозможностью вовремя удовлетворить новым требованиям, которые китайские власти предъявляют к продуктам, оснащенным функциональностью Wi-Fi.
Напомним, что с июня этого года все производители компьютерной техники должны использовать местный, китайский стандарт шифрования WAPI в беспроводных локальных сетях Wi-Fi (см. новость «Пекин, ты не прав!» в «КТ» #534). Для того чтобы получить его спецификации, заграничным компаниям необходимо заключить специальный контракт с одним из 24 китайских производителей, которые уполномочены на то правительством КНР. Первоначально дав срок заинтересованным предприятиям до 1 декабря 2003 года, китайские власти позже перенесли дедлайн на шесть месяцев, однако и в эти рамки, как видно, удалось уложиться не всем. Впрочем, похоже, проблема здесь не техническая. Среди версий, объясняющих «фатальное опоздание» Intel, не последнее место занимают лицензионные отчисления, которые компания, вероятно, должна будет выплачивать китайским партнерам в случае использования их стандарта WAPI. Об отказе «плясать под китайскую дудку» помимо Intel заявила также Broadcom, тогда как другие производители Wi-Fi-чипсетов — Texas Instruments, Linksys (Cisco) и Atheros — настроены более миролюбиво.
Американские власти считают китайскую политику нечестной и грозятся применить «симметричные» меры. Китайцы же настаивают, что это чисто технический вопрос, не имеющий экономической подоплеки: речь-де лишь о том, чтобы сделать Wi-Fi более защищенным. Разрешением конфликта пока не пахнет: в неофициальном ответе на заявление Intel один из китайских чиновников лишь предложил компании «поумерить пыл» и еще раз подумать, стоит ли упускать столь важный рынок, каким сегодня стал Китай. — Е.З.
Ворон ворону…
На удивление мирно завершился почти четырехлетний судебный марафон с участием Microsoft и AT&T. Причиной конфликта, напомним, стало нарушение рэдмондской компанией патента на технологию сжатия речевых сигналов при передаче по телекоммуникационным сетям, полученного инженерами AT&T еще в далеком 1981 году.
Сыр-бор разгорелся в 1999-м, когда представители AT&T обнаружили свое ноу-хау в голосовом кодеке TrueSpeech от Microsoft, за который они не получили ни цента отчислений. Между тем эта технология успела засветиться во всех версиях «окон» начиная c 95-й, а также в многочисленных коммуникационных пакетах Microsoft (NetMeetings, Windows Messenger, Exchange 2000 Conferencing Server и др.). Переговоры по «речевой» теме, однако, закончились безрезультатно: Microsoft наотрез отказалась признать себя виновной, и в мае 2000 года дело перекочевало в суд. С тех пор тяжба потихонечку тлела: последняя искра вспыхнула в конце нынешнего февраля, когда AT&T затребовала у своего обидчика 90 млн. долларов. На сей раз Microsoft не стала упрямиться и предпочла ударить по рукам.
Выплаченная по итоговому соглашению сумма штрафа держится в секрете, позволяя предположить, что в накладе не остались обе стороны. Так, по мнению некоторых аналитиков, размер истинного куша AT&T не обнародован, дабы не вводить в соблазн другие компании, имеющие патентный зуб на софтверного гиганта. Между тем полученные AT&T миллионы — сущие копейки по сравнению с суммой контрактов, связывающих между собой две корпорации. Например, в том же «скандальном» 1999 году в рамках долгосрочного совместного проекта Microsoft прикупила акций «злейшего друга» на 5 млрд. долларов. — Д.К.
Тату по лицензии
Идея нанесения меток на записываемые носители с помощью лазера была прекрасно реализована компанией Yamaha. Технология DiscT@2 в флагманском CD-RW драйве CRW-F1 позволяла выжигать на свободной от данных рабочей поверхности носителя любые узоры и текстовую информацию (см. «КТ» #467). Казалось, с уходом Yamaha с рынка пишущих оптических приводов для компьютеров умерла и идея лазерных «татуировок».
Но к радости любителей лэйблов, компания HP возродила «покойницу» в технологии LightScribe. В отличие от DiscT@2 новинка наносит лэйбл не на рабочую поверхность, а на другую сторону диска, изначально предназначенную для маркировки. Запись меток осуществляется не каким-то дополнительным встроенным принтером, а тем же самым лазером, которым «прожигаются» и питы с данными. После записи диска программа просит пользователя перевернуть болванку другой стороной и «выжигает» на ее поверхности, покрытой специальной краской, заданную пользователем картинку (монохромную). Правда, и приводы и носители потребуются специальные: планируется, что и те и другие появятся в продаже нынешним летом.
Технология LightScribe, которую у HP может лицензировать любой производитель пишущих приводов и болванок (это уже сделали Hitachi, Toshiba, Mitsubishi, MicroVision, Moser Baer и Sonic Solutions), будет применяться не только в накопителях для ПК, но и в бытовой электронике — домашних CD- и DVD-рекордерах. В HP уверяют, что новая функция увеличит стоимость приводов не больше чем на 10 долларов, а носителей информации — не больше чем на 10 центов. — Т.Б.
Hitachi, «выдвинувшаяся» недавно на рынке серверных накопителей с самой емкой моделью (300 Гбайт, 10000 об./мин.), была «задвинута» обратно пресс-релизом Fujitsu, возвестившей о выпуске подобного диска (или даже лучшего, если учесть, что в изделии Fujitsu не пять «блинов», а четыре с большей плотностью). Свой ответный ход Hitachi сделала на поле винчестеров для настольных систем (на которое у Fujitsu нет особых притязаний), анонсировав нового мирового рекордсмена по объему — 3,5-дюймовый ATA-диск Deskstar 7K400 (400 Гбайт, 7200 об./мин.).
Диск содержит пять пластин с плотностью записи 61,7 млрд. бит/кв. дюйм, мотор тот же, что и в серверных дисках (с жидкостными подшипниками). Среднее время доступа — 8,5 мс; интерфейс — ATA-100 или Serial ATA; буфер — 8 Мбайт. Deskstar 7K400 ориентирован на применение в аудио/видеоустройствах, где требуются большой объем и низкая цена гигабайта, в частности — в бытовых видеомагнитофонах (на диск можно записать до 45 часов видео в формате HDTV). — А.С.
А через несколько дней после анонса Hitachi честь японского «винтостроения» поддержала Toshiba, объявившая, что ее микровинчестер с 0,85-дюймовыми пластинами (см. «КТ» #525) занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький жесткий диск. Напомним, что 2- и 4-гигабайтные малютки Toshiba появятся в продаже к концу года. — В.Бир.
Enlarge your drive!
В последнее время одной из самых обсуждаемых тем на «железячных» форумах Сети стала возможность удвоения емкости жесткого диска программным методом — с помощью пакета Norton Ghost.
Все началось с сообщения британского издания The Inquirer: якобы некий Скотт Комблю (Scott Komblue) нашел способ в домашних условиях буквально за пятнадцать минут увеличить емкость большинства жестких дисков примерно в два раза. Рецепт таков: берутся два винчестера, инициируется операция резервного копирования образа одного «винта» на другой с помощью программы Norton Ghost версии 2003.775 и в определенный момент прерывается. Этого достаточно, чтобы получить на одном из дисков новый раздел, объемом примерно равный емкости всего винчестера. После этого можно присовокупить появившееся место к уже имевшемуся и — получить жесткий диск, вместимостью в полтора-два раза больше прежнего (конкретный результат зависит от моделей использовавшихся дисков, детали описаны на www.computerra.ru/think/sentinel/32517).
Известие произвело настоящий фурор: за считанные часы «золотая лихорадка» охватила крупнейшие технофорумы. Большинство из тех, кто провел описанный эксперимент, рапортовали об успешном увеличении «видимого» операционной системой объема винчестера, а вот дальше мнения разделились. Несколько постингов сообщали, что на удвоенное дисковое пространство удалось записать файлы (и самое главное потом их считать), но у остальных, увы, ничего не получилось. К сожалению, чудес не бывает; новообразованный раздел перекрывает уже существовавшую на диске партицию, так что использовать «возникшую из воздуха» дополнительную емкость все равно не получается.
Вопрос, о том, чистый ли это «мухлеж» с наложением разделов или Norton Ghost в некоторых случаях действительно может задействовать некие скрытые резервные области винчестера (например, оставленные производителем для компенсации битых блоков), пока остается открытым. — Е.З., В.Бир.
И на трубе игрец
Преуспев на ниве «робостроения», ведущие японские компании в последнее время активно ищут новые рекламные ниши для демонстрации во всей красе талантов своих «чад». Искусство тут не исключение — после того как под натиском «Homo electronicus» пали бастионы хореографии и сценической игры, наши «братья меньшие» все чаще пробуют себя в качестве музыкантов-исполнителей. И хотя симфонический оркестр из роботов пока сформировать не получается, медные духовые им на откуп отдать можно уже сейчас: компания Toyota выпустила первую партию роботов-трубачей (на фото), о чем не преминула тут же раструбить на своей пресс-конференции.
Рост новоявленных «духовиков» — «метр с кепкой» (точнее, 120 см), а вес — 35 кг. Основой исполнительского аппарата «трубачей» являются пластичные искусственные «губы», позволяющие им плотно обхватывать мундштук инструмента и регулировать окраску «трубного гласа». В арсенале роботов также воздушный насос для нагнетания воздуха и цепкие «пальцы», бегло перебирающие клапаны в соответствии с мотивом. «Курс молодого бойца» по овладению инструментом малютки уже прошли, и сейчас вполне могут зарабатывать себе на электроэнергию, наигрывая популярные мелодии по желанию публики. По крайней мере, их исполнительская трактовка песни «When You Wish Upon a Star» во время презентации вызвала продолжительные овации зала. Следующей ступенью в обучении «роботрубачей», похоже, станет преподавание им основ оркестровой игры. На это, по прогнозам «педагогов», уйдет примерно год: первый концерт новоявленной «банды» планируется провести в марте 2005 года на открытии выставки Aichi Expo.
Если у будущего оркестра образуется вакансия дирижера, то на нее с полным на то основанием может претендовать робот компании Sony по имени QRIO. Поработав в качестве хореографа и телевизионщика (см. «КТ» #527), этот разносторонний парень сменил амплуа и ныне успешно пробует себя за дирижерским пультом. Не так давно он дебютировал в качестве дирижера Токийского симфонического оркестра, исполнившего первую часть Пятой симфонии Бетховена (на фото). Правда, шансы на успешную карьеру на новом месте у малютки QRIO невелики. И дело тут отнюдь не в разнице художественных вкусов, а в экономических соображениях: вряд ли представители компании Toyota доверят дирижерскую палочку в своем брасс-оркестре детищу конкурента. — Д.К.
Война людей и машин
Нью-йоркская компания Realtime Music Solutions (известный изготовитель так называемых машин виртуального оркестра — продвинутых синтезаторов Sinfonia, имитирующих звучание живых музыкантов) вступила на тропу судебных войн с музыкальным профсоюзом. Поданный фирмой иск обвиняет Союз музыкантов Бродвея в нечестной практике, препятствующей использованию синтезаторов в театрах и музыкальных компаниях.
Влиятельный региональный бродвейский профсоюз в феврале этого года добился от «Оперной компании Бруклина» запрета на использование компьютерных машин-синтезаторов во всех будущих постановках. Причиной этого решения стали жаркие прошлогодние битвы вокруг Sinfonia, поскольку продюсеры ряда театров сочли, что синтезатор гораздо выгоднее живых людей, и стали увольнять музыкантов. В ответ музыканты объявили забастовку, которая парализовала работу бродвейских театров на четыре дня. Как и сотню лет назад — в период ожесточенных классовых боев — забастовка оказалась наиболее эффективным инструментом в борьбе за права человека.
Но поскольку уступка Бродвея музыкантам сильнейшим образом ударяет по продажам Sinfonia, Realtime Music решила обвинить профсоюз в «открытой враждебности и ложных обвинениях», подрывающих бизнес фирмы. Музыканты, в свою очередь, абсолютно убеждены в своей правоте, поскольку даже юридически первейшая задача профсоюза — обеспечивать рабочие места для своих членов. Исход этой судебной тяжбы во многом определит не только будущую судьбу музыкантов, но и многих других людей исполнительских профессий, в первую очередь — киноактеров. Ведь в Голливуде уже не первый год растет беспокойство, что синтезированные на компьютере артисты — синтактеры — вытеснят с экрана живых людей. — Б.К.
Биометрия ныне по преимуществу фигурирует во всевозможных «тоталитарных» приложениях — вроде повсеместно внедряемых систем идентификации, мониторинга персонала или разного рода детекторов лжи. Поэтому любое иное применение той же технологии уже вызывает интерес и достойно рассказа.
Работающее в Дублине европейское подразделение знаменитого исследовательского центра Media Lab Массачусетского технологического института (MIT’s Media Lab Europe) уже не первый год занимается задачами применения биометрической обратной связи в лечебных целях. В частности, подразделение Mind Games (mindgames.mle.ie) не так давно создало специальную компьютерную игру для помощи детям, страдающим от фобий, беспокойств и посттравматического стресса. Игра называется «Расслабься, чтобы выиграть» (Relax to Win) и с помощью биометрической обратной связи — сенсора на пальце — обучает детей контролировать и корректировать собственную психику.
Теперь в этом же подразделении на основе наработок Relax to Win создана новая, более изысканная программа для людей всех возрастов, получившая название Peace Composed (не имея возможности перевести это словосочетание дословно, передадим его смысл как «Умиротворенный композитор»). В определенном смысле можно говорить, что она ставит сочинительство музыки с ног на голову. Обычно музыкальное произведение создается, дабы воздействовать на психологическое состояние — вызвать, к примеру, радость или грусть, возбуждение или расслабление. Программа же Peace Composed, напротив, сочиняет музыку так, что она напрямую зависит от того, насколько расслаблен и умиротворен «композитор».
Всем процессом управляют специальные сенсоры, надеваемые на пальцы и регистрирующие изменения в электропроводности кожи — это известный биометрический параметр эмоционального состояния, известный как «кожно-гальваническая реакция» или GSR (Galvanic Skin Response). По мере того как слушатель — он же и композитор — все больше расслабляется, начинают играть разные инструменты — человек все глубже и глубже погружается в музыку.
В целом произведение состоит из семи различных уровней. И всякий раз, когда слушателю удается чуть больше расслабиться, открывается новый музыкальный слой (последовательно добавляется звучание басов, клавишных, струнных инструментов, флейты). Самое трудное — научиться концентрировать внимание на расслаблении (как правило, начинающим удается слышать лишь басовую линию произведения). Интересно, что способность к расслаблению и концентрации внимания являются также важнейшими начальными ступенями при освоении искусства медитации — с древнейших времен чрезвычайно эффективного метода оздоровления психики.
Пока что система Peace Composed находится в стадии работоспособного прототипа. Успешные эксперименты на добровольцах свидетельствуют, что подобная программа может стать весьма полезным инструментом для управления стрессовыми состояниями и коррекции перенапряженной психики. Поэтому сейчас разработчики активно занимаются усовершенствованием интерфейса. — Б.К.
Cкелет моториста
В середине марта на Техническом симпозиуме Агентства передовых оборонных исследований DARPA, проходившем в Анахейме, Калифорния, публике был продемонстрирован экзоскелет BLEEX. Надеваемый на ноги солдата или выносящего раненых медбрата, он призван многократно усилить возможности мышц человека.
Для управления экзоскелетом, разработанным в Калифорнийском университете в Беркли, не требуется ни джойстика, ни каких-либо других устройств ввода информации. Достаточно двинуть ногой, и робот скопирует движение человека. Система контроля чутко следит, чтобы из-за центр тяжести не покинул область устойчивости над стопами, что привело бы к падению.
Вес первой модели около 50 кг, и она способна помочь солдату переносить 32 кг поклажи в прикрепленном к роботу рюкзаке. При этом, по словам разработчиков, человеку кажется что он тащит не более 2 кг груза. Для приведения в действие мощной гидравлики робота в том же рюкзаке находится небольшой двигатель внутреннего сгорания, одной заправки которого хватает для двухчасовой прогулки. Интересно, легко ли встать с таким весом, если солдат все же споткнется и упадет на спину?
Собственно двигатель и ограничивает пока не слишком впечатляющие возможности робота. В новую модель, способную перемещать вдвое больший вес, разработчики планируют установить более тихий и мощный двигатель на перекиси водорода, которая быстро расширяется без горения при контакте с катализатором. Подобные двигатели давно применяют в торпедах, где важна большая мощность, компактность и бесшумность работы. — Г.А.
Береги природу, мать твою…
Одной из характерных и — что уж там говорить — неприглядных черт современного общества стала вбитая в подсознание человека тяга к неуемному потреблению. В бизнесе считается нормой постоянное расширение производства, для решения этой задачи безостановочно работает гигантская маркетинговая машина, а о бездумно уничтожаемых ради этого ресурсах планеты по преимуществу стараются не думать (как о мозоли, которая, конечно, беспокоит и которой, конечно, надо заняться, но как-нибудь потом, попозже…).
Исследователи Университета ООН (UNU), находящегося в Токио, опубликовали аналитический отчет о воздействии производства персональных компьютеров на окружающую среду. Среди наиболее впечатляющих результатов исследования можно назвать, к примеру, такую цифру: установлено, что на производство среднего настольного ПК и монитора к нему расходуется около 1,8 т сырья и сопутствующих материалов. Другой (не столь неожиданный, но тоже важный) результат свидетельствует, что значительно больший — примерно на порядок — потенциал для сбережения энергии несет продление жизненного цикла компьютера, нежели утилизация комплектующих.
Если говорить о более конкретных цифрах, то, как утверждается в отчете, для изготовления типового настольного компьютера и 17-дюймового монитора на электронно-лучевой трубке требуется по крайней мере 240 кг ископаемого топлива, 22 кг разнообразных химикатов и 1,5 т воды (в одном из исследований ученых UNU 2002 года подсчитано, что на производство лишь одного двухграммового чипа памяти DRAM емкостью 32 Мбайт расходуется 1,7 кг топлива и химикатов плюс 32 кг воды). По мнению Эрика Уильямса (Eric Williams), сотрудника UNU и одного из соавторов отчета, самый лучший путь к минимизации неблаготворного воздействия электронной промышленности на окружающую среду — это продление ресурса высокотехнологичных изделий. Каждому человеку надо тщательно обдумывать, так ли уж нужен новый компьютер или можно обойтись апгрейдом уже имеющейся машины?
Веб-сайт UNU, посвященный влиянию инфотехнологий на окружающую среду, находится по адресу www.it-environment.org. — Б.К.
Гибриды Toyota и Ford
Традиционно ориентированный на громоздкие и прожорливые транспортные средства американский автопром решил, наконец, обратить внимание на экономичные автомобили.
В концерне Ford Motor не хотят изобретать велосипед и вместо дорогостоящих исследований планируют сразу заняться внедрением передовых технологий. А лидером в этой области, как известно, являются японцы, а точнее — Toyota, давно использующая гибридные бензино-электрические двигатели в своих авто Prius. На базе этих двигателей Ford уже в этом году и выпустит свой первый гибридный автомобиль — джип Escape (кстати, в текущем году появится и первый гибридный джип Toyota на базе Lexus RX330).
Подробности сделки не разглашаются, но американцы утверждают, что она выгодна для обеих сторон. Сколько бы ни стоила гибридная технология, позволяющая снизить объемы потребляемого топлива и выбросов в атмосферу, вложения Ford’а вернутся сторицей. Спрос на экологически чистые автомобили постоянно растет, растет и конкуренция на рынке, где жизненно необходимо уже сейчас столбить позиции (помимо Toyota гибридные авто делает также Honda). — Т.Б.
В Великобритании издана любопытная книга «Следы вины», посвященная роли компьютеров в сборе улик при расследовании уголовных преступлений («Traces Of Guilt» by Neil Barrett, Bantam Press). Автор книги Нил Барретт, профессор компьютерной криминалистики в Королевском военном колледже Университета Крэнфилд, в юные годы сам был хакером, а ныне является одним из ведущих британских экспертов, консультирующих крупные компании, полицию и суды при расследовании преступлений, связанных с использованием компьютеров. Понятно, что по мере компьютеризации нашей жизни подобных дел в судах становится все больше и больше.
По оценкам рецензентов и читателей, ознакомившихся с книгой, автору удалось совместить интереснейшие сюжеты из жизни, множество тонких технических подробностей, изложенных в понятном для неспециалистов виде, и своеобразный едкий юмор. По сути, информация дается из первых рук, поскольку среди четырнадцати глав, составляющих книгу, двенадцать посвящены уголовным делам, в расследовании которых Нил Барретт участвовал лично (еще одна глава посвящена технологиям социального инжинирига, которые столь умело применяют криминальные хакеры).
С помощью многочисленных свидетельств, остающихся в компьютерах даже после того, как преступники, казалось бы, уничтожили все компрометирующие файлы, экспертам нередко удается разрушить даже самые прочные алиби. Например, в одном из громких дел с хладнокровным, заранее просчитанным убийством преступника удалось припереть к стенке благодаря отстававшим на час внутренним часам компьютера, выдававшего квитанции в аптеке.
Хотя книга «Следы вины» написана с расчетом на неспециалистов, массу полезного в ней найдут и опытные сетевые администраторы. По роду своей профессиональной деятельности Нилу Барретту приходилось досконально изучать типичные методы кракеров, проникающих в компьютерные системы, и в книге дается пошаговое описание такого рода действий. Подробно описан и еще один, пока не слишком распространенный аспект криминальной жизни — использование стойкого шифрования для сокрытия следов преступления. Широко известно, что самым эффективным средством борьбы с этой проблемой является закладка-keylogger, установленная в машину подозреваемого для перехвата вводимых с клавиатуры паролей и ключей. Куда меньше известно (это рассказано в книге Барретта), что компьютерное спецподразделение английской полиции (National Hi-Tech Crime Unit) имеет доступ к дешифровальным ресурсам штаб-квартиры правительственной связи Великобритании — одной из мощнейших разведслужб планеты, — когда дело связано с вопросами национальной безопасности или угрозами для важных элементов национальной инфраструктуры.
На сайте веб-магазина Amazon.com книга получает высшие баллы читателей за свою редкостную информативность, так что можно надеяться, что на нее обратят внимание и российские компьютерные издательства. — Б.К.
Полотна цвета «хакинг»
Необычная экспозиция открылась в Национальном музейном центре королевы Софии в Мадриде — вниманию посетителей представлены кинофильмы о повседневной жизни компьютерных хакеров. Как считает организатор кинопоказа под названием «Хакеры: искусство абстракции» — художница и специалист по современному искусству Дженни Маркету (Jenny Marketou), основной целью мероприятия является демонстрация неразрывной связи между хакингом и традиционным искусством.
Все началось с хакерской конференции H2K2, проходившей в Нью-Йорке пару лет назад. Беседуя с делегатами, Дженни с удивлением обнаружила, что для многих из них хакинг отнюдь не сводится к жонглированию битами, а понимается гораздо шире — как любой акт творения. Это открытие произвело на искусствоведа столь сильное впечатление, что ей захотелось сделать мировоззрение представителей компьютерного андеграунда достоянием широкой публики. Увы, привлечь к сотрудничеству большинство своих новых знакомых ей так и не удалось — помимо соображений «профессиональной тайны», многие скептически отнеслись к идее представить свои работы в стенах храма искусств. «Порой мне казалось, что я работаю внутри черного ящика», — призналась Дженни.
Впрочем, многочасовые Интернет-беседы с корифеями компьютерного искусства и бомбардировка письмами «широких хакерских масс» с просьбой о содействии все-таки пробили стену — и в распоряжении Дженни оказалось несколько десятков лент, отснятых как профессиональными кинематографистами, так и самими хакерами. В залах Королевского музея показаны такие кинополотна, как «Тяжелое время свободы» Эммануила Гольдштейна (Emmanuel Goldstein), «Свободное радио» Кевина Кайзера (Kevin Kayser) и «Хактивист» Йена Уолкера (Ian Walker). После просмотра посетителей ждали беседы о прошлом, настоящем и будущем компьютерного андеграунда, в которых, помимо авторов и героев фильмов, участвовали искусствоведы и служители закона. Самые горячие дебаты развернулись вокруг остроактуальных для художников всех времен тем — свободы, цензуры и авторских прав. Причем «по одну сторону баррикад» с хакерами неожиданно оказались люди, весьма далекие от компьютерных технологий. Так, директор департамента аудиовизуальных искусств Королевского музея Берта Зихель (Berta Sichel) считает хакеров «великими интеллектуальными подвижниками» нашего времени и убеждена, что «в наш век нарастающей несвободы хакинг является жизненно важным актом самозащиты граждан».
По словам Дженни Маркету, она считает свою задачу выполненной, если хоть в ком-то из зрителей удалось разрушить стереотип хакера как «кибертеррориста», особенно назойливо насаждаемый в массовом сознании после 11 сентября 2001 года. — Д.К.
В лабиринтах мозга
Пытаясь постичь тайны работы человеческого мозга и сознания, ученые изобретают все новые и новые методики и технологии. Одной из наиболее эффективных техник подобного рода в последнее время слывет магнитно-резонансное сканирование (MRI), позволяющее наблюдать на мониторе активизацию тех или иных областей мозга непосредственно в процессе его работы. Поскольку поле исследований необозримо, обычно ученые-нейрологи и психологи при MRI-сканированиях фиксируют свой интерес на довольно узких, вполне конкретных и несложных задачах для наблюдаемых — типа перемещения точек по экрану, реакции на ту или иную конкретную картинку и тому подобном. В мартовском номере журнала Science опубликованы результаты работы израильских ученых из Вейцмановского института (г. Реховот), использовавших существенно иной подход. Была исследована степень схожести реакций мозга значительной группы людей, продолжительное время смотревших один и тот же фильм — классический вестерн Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» с Клинтом Иствудом в главной роли.
Одним из интереснейших и довольно неожиданных выводов исследования стало то, что мозг, как правило, реагирует на происходящее в фильме единообразно, независимо от возраста, образования и пола человека. Все добровольцы смотрели один и тот же фрагмент фильма продолжительностью около получаса, будучи помещенными при этом внутрь MRI-машины.
Программное обеспечение, специально созданное для анализа активности мозга при просмотре фильма, показало, что все люди фокусируют свое внимание на одних и тех же лицах и объектах, даже когда на экране разворачиваются сложные сцены. Схожесть реакций столь сильна, что можно выделить небольшую область мозга одного человека и предсказывать, какова будет активность соответствующих областей у других людей во время тех или иных эпизодов того же фильма. Также эксперимент наглядно показал, как разные области мозга обрабатывают разные типы сцен. Например, область, предположительно отвечающая за распознавание лиц, реагирует в фильме лишь на те сцены, где даются крупные планы героев. В то время как соседняя область, предположительно отвечающая за ориентацию в пространстве, активизируется преимущественно в тех случаях, когда показывают панораму местности. Еще одним интересным результатом, по мнению исследователей, стало то, что при демонстрации на экране осторожного движения рук в мозге всех зрителей активизируется область, связанная с чувством осязания.
В то же время ученые выявили и такие области в активно работающей коре мозга, поведение которых невозможно предсказать по аналогии с реакциями других людей. Эти участки по ходу фильма демонстрируют реакцию, совершенно не похожую на реакцию тех же участков в мозгу других людей. Ученые предполагают, что ими обнаружены области, несущие сугубо индивидуальные особенности каждой личности, практически не связанные с текущими внешними раздражителями.
Есть надежда, что новые результаты помогут выстроить более внятную карту нашего мозга, и, быть может, даже окажутся полезны в будущем при диагностике и лечении психических расстройств. Ну а на вопрос, почему для исследований был выбран именно вестерн «Хороший, плохой, злой» ученые отвечают незамысловато: это одна из любимых картин руководителя проекта Ури Хассона (Uri Hasson). — Б.К.
Десятой будешь?
Необычайный шум, поднятый вокруг Седны прессой, объясняется тем, что стабильная орбита и размер делают ее похожей на Плутон, а значит, следует задуматься о включении в состав Солнечной системы десятой планеты. Однако многие астрономы предостерегают от поспешных выводов: за последние десять лет в окрестностях орбиты Плутона (в поясе Койпера и облаке Оорта) обнаружены сотни малых небесных тел, лишь незначительно уступающих в размерах Плутону (из недавних открытий можно вспомнить, например, объект 2004 DW, см. «КТ» #532). В ближайшие же годы ученые, исследующие эту область, предрекают здесь открытие нескольких объектов более крупных, нежели девятая планета Солнечной системы. Таким образом, если сейчас решиться на придание «планетарного статуса» Седне, вполне возможно, что скоро список планет у Солнца перевалит за два десятка… — Е.З.
Физики обиделись
Около двух лет назад Стивен Вольфрам, автор широко известного пакета Mathematica и основатель компании Wolfram Research издал книгу «A New Kind of Science». В этой работе, с которой можно ознакомиться на сайте www.wolframscience.com/nksonline, автор претендует на открытие науки нового типа, где привычный язык математики должен быть заменен языком простых компьютерных программ. На примере клеточных автоматов Вольфрам демонстрирует, как программы будут описывать все многообразное и сложное поведение природы и как они должны будут помочь решить знаменитые физические проблемы.
Вряд ли много ученых серьезно восприняли скорее философские призывы автора, а кое-кто, возможно, и обиделся на его неуважительное отношение к их «любимым» проблемам. Тем не менее, книга стала бестселлером и продолжает смущать еще не окрепшие (или окостеневшие) в научных исследованиях умы.
В содержательной части книги Вольфрам, в частности, предложил «Принцип вычислительной эквивалентности» и классификацию задач по их вычислительной сложности. По его мнению, большинство сложных задач вроде моделирования климата в принципе не поддаются обычному математическому описанию, отличаются непредсказуемым поведением и не сводимы к более простым алгоритмам. Сложные задачи можно четко отделить от простых (таких, например, как колебания маятника), решаемых с помощью бумажки и ручки. Этот обычный подход теоретической физики неприменим для описания сложного поведения природы и рано или поздно будет забыт так же, как ныне забыт секрет строительства египетских пирамид.
В ответ на это «посягательство» два физика из Иллинойского университета в Урбана-Шампейн показали, что классификация Вольфрама совершенно несостоятельна. В своей короткой заметке, недавно опубликованной в Physical Review Letters, они продемонстрировали, как путем объединения и укрупнения ячеек тех же клеточных автоматов можно свести сложную задачу к простой и легко вычислимой. Причем с точно таким же поведением на больших промежутках времени. Если нам нужно, как обычно и бывает, только приближенное решение, то всю сложность и непредсказуемость поведения системы можно будет оставить в деталях картинки высокого разрешения, сделав грубое решение легко предсказуемым. Например, для подсчета давления в сосуде незачем вычислять движение каждой молекулы. Тем самым обычный подход физиков-теоретиков еще рано отправлять в анналы истории.
Вольфрам высоко оценил эту статью, которая, впрочем, совершенно его не смутила. Возникает вопрос: может, его «претендующая на переворот в науке» книга и была задумана только как хитрый ход для рекламы продукции фирмы Wolfram Research? — Г.А.
Холодно, еще холоднее…
Ученые из Института квантовой оптики Макса Планка в Гархинге, Германия, разработали принципиально новый метод лазерного охлаждения молекул и атомов между двух зеркал. Одно из его главных достоинств в том, что он сохраняет квантовое состояние атомов, а значит, может применяться в устройствах обработки и передачи квантовой информации.
Отмеченный Нобелевской премией метод лазерного охлаждения атомов позволяет достичь рекордно низких температур и широко используется во многих научных лабораториях. С его помощью уже удалось создать сверхточные часы и получить новые состояния вещества. Однако этот метод неприменим к молекулам и грубо вторгается в электронные состояния атомов. Его главная идея состоит в облучении атомов лазером, у которого энергия фотонов чуть меньше средней энергии квантового перехода. Возбужденный атом затем спонтанно излучает в среднем чуть больше энергии, чем получил, и за счет многократных поглощений и излучений постепенно охлаждается. Но у молекул очень много близких энергетических уровней, возникают разнообразные переходы между ними, и обычный метод лазерного охлаждения уже не работает.
В новом методе атом или молекулу помещают в глубокий вакуум между двух зеркал, находящихся на расстоянии 100 мкм друг от друга. Лазерный луч используют для возбуждения получившегося оптического резонатора, а не самой молекулы. Грубо говоря, после многократных переотражений от зеркал лазерные фотоны покидают щель, но уже обладая чуть большей энергией. Дополнительная энергия берется из-за рассеяния фотонов движущейся в щели молекулой. Это уменьшает ее скорость, а следовательно, охлаждает молекулу, одновременно удерживая ее внутри зеркальной щели. Поскольку теперь поглощение света молекулой и спонтанное испускание отсутствует, ее квантовое состояние остается неизменным.
Первые успешные эксперименты проведены с атомом рубидия. И хотя рекордно низких температур достигнуто не было, результаты, особенно по времени удержания, самые обнадеживающие. Специалисты с большим энтузиазмом восприняли сообщение о новых возможностях экспериментировать со сверххолодными молекулами. Эти возможности обещают удивительные физические открытия и новые методы работы с квантовой информацией. — Г.А.