Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ни цифры, ни буквы (2 часть)

АрхивТехнологии
автор : Кори Доктороу   19.03.2004

Продолжение статьи американского писателя Кори Доктороу об электронных книгах. В прошлом году он провел эксперимент: одновременно с публикацией своей книги на бумаге выложил её текст на своём сайте. Продажам это не повредило - наоборот, текст в интернете стал бесплатной рекламой.

Продолжение статьи американского писателя Кори Доктороу об электронных книгах. В прошлом году он провел эксперимент: одновременно с публикацией своей книги на бумаге выложил её текст на своём сайте. Продажам это не повредило - наоборот, текст в интернете стал бесплатной рекламой.

Найти первую часть статьи можно здесь.

Обожаю книги! С двенадцати лет я работал в библиотеках и книжных магазинах, - пока меня не увлекла сладкоголосая сирена хайтека. В двенадцать лет я мечтал стать писателем. Свою мечту я пронес через два десятилетия, написал три романа, издал сборник рассказов, учебник, подписал контракт еще на два романа и работаю над очередной книгой. Я получил главную "фантастическую" премию - премию Кэмпбелла - и в 2003 году был номинирован на "Небьюлу" за лучшую повесть.

Вторая моя страсть после книг - это компьютеры. Они принципиально отличаются от современных книг: так же, как напечатанные книги отличаются от монастырских библий. Они меня... слушаются.

Когда-то на каждую книгу уходило много месяцев кропотливого труда. Монахи переписывали ее от руки, специальным образом выделывали шкуры новорожденных ягнят, чтобы сделать переплет... Все изменилось, когда Гутенберг изобрел печатный станок, свой ксерокс. Сразу расширилась тематика книжной продукции. И теперь прежде гордый обладатель одной-двух книг мог собрать целую библиотеку.

Я задумался об этом, выпуская свой первый роман "Бродяга в Волшебном королевстве", который увидел свет 9 января 2003 года. В то время было много разговоров о нежизнеспособности электронных изданий, при том что в конференциях Usenet отсканированными версиями бумажных книг вовсю обменивались пираты (alt.binaries.ebooks, к примеру).

Из этого я сделал два вывода.

  • С каждым днем растет число тех, кому милей слово экранное.
  • С каждым днем становится все меньше любителей пошуршать бумажными страницами.

Сразу напрашивается множество вопросов. Почему так происходит, ведь

  • экранное разрешение уступает "бумажному";
  • желание физического обладания книгами заложено в подсознании - людям нравится, как книги пахнут, как красиво смотрятся на полках, даже пятно от соуса на полях страницы может быть связано с приятными воспоминаниями;
  • электронную книжку нельзя почитать в ванной;
  • электронную книжку нельзя читать, если отрубится электричество или нет компьютера;
  • бумага, в отличие от форматов файлов, более долговечна.

Но ни одно их этих очевидных положений не объясняет, почему электронные книги должны быть нежизнеспособны. Если экранное разрешение столь убого, что не в силах заменить бумагу, то почему все больше моих знакомых увлеченно роется в Сети в поисках полюбившейся литературы. Даже моя бабушка, несмотря на бытующее мнение о том, что пожилые люди не жалуют компьютеры, моя собственная бабушка постоянно шлет мне электронные письма. Она печатает со скоростью семьдесят слов в минуту и с гордостью показывает соседкам мои ответы.

Остальные аргументы интереснее. Но мне кажется, что электронные книги отличаются от бумажных. У них есть свои достоинства и недостатки. Как и у бумажных книг.

Было время, когда монахи писали книги от руки. Читать их могли только священники, заодно следившие, чтобы переписчики не слишком увлекались рисованием чертиков на полях. Книжные проповеди читали вслух, на латыни, слушала их в основном публика, необремененная знанием мертвых языков. С амвона, возвышаясь над прихожанами, вещали святые отцы, из курильниц струился фимиам...

Потом Гутенберг изобрел печатный станок, с помощью которого Мартин Лютер совершил переворот в общественном сознании. Он напечатал Библию на известных языках, чтобы граждане могли приобщаться к Слову Божьему самостоятельно.

  • Библия Лютера уступала по качеству роскошным рукописным фолиантам. Ей недоставало души, которую вкладывали церковные искусники-переписчики. Зато она относительно недорого стоила.
  • Библия Лютера не слишком вписывалась в традиционные для того времени каноны. Библия была призвана повышать авторитет проповедника, а "штучность" придавала ей особую ценность.
  • Библия Лютера умалила значимость Действа. Стало можно обходиться и без святых отцов, и без фимиама. Достаточно было собственных усилий. В ту пору никто кроме священников не знал, что чтение при тусклой свечке пагубно для зрения.
  • Что касается содержания, то здесь библии Лютера особого доверия не вызывали. Любой человек мог внести изменения в текст на этапе производства. За монахами стояло папство, "гарантия качества" была обеспечена и не подвергалась сомнению.

В конце 1990-х я участвовал в нескольких конференциях, на которых представители музыкальных лэйблов доказывали, что Napster обречен, потому что в нем нельзя найти обложек альбомов, нет никакой гарантии, что треки оцифрованы хорошо, да еще и связь порой рвется, а значит, файл придется качать сначала. Уверен, что многие кардиналы под этим бы подписались.

Что же церковники упустили? В чем привлекательность лютеровских библий?

  • Они были дешевые. К тому же для покупки Библии не требовалось разрешение духовенства.
  • Больше не нужно было слушать Слово Божье в пересказе священников. Можно было прочесть его самому.
  • Они стали основой индустрии книгопечатания. Появились новые жанры художественной литературы - проза, поэзия, научные трактаты, - все расцвело под печатным станком, который обязан своей популярности представлениям Мартина Лютера о доступности религии.

В чем привлекательность электронных книг?

  • Ими легко обмениваться. Даже если вы никогда не видели своего сетевого приятеля, вы всегда можете дать ему почитать электронную книгу. На популярности книги и автора это скажется самым благотворным образом.
  • Электронные книги можно использовать как хочешь. Общеизвестно, что в Napster в основном качали файлы из нынешнего Top40, однако его ценность заключалась в том, что в нем можно было найти музыку, которую нигде не купишь. Об этом хорошо сказал Билл Гейтс, объясняя корреспонденту New York Times неудачи Microsoft в области поиска в Интернете: "мы хорошо сделали поиск по стандартным запросам, но проигнорировали все остальное. А именно релевантность результатов по необычным запросам и определяет качество поиска". Так и с электронной книгой. Вы можете сделать с ней все, что угодно: можете закачать в свой КПК, можете заставить компьютер прочитать ее вслух или распечатать отдельные главы для чтения на пляже. Большинство людей просто читает книги с экрана, но нельзя забывать о богатой функциональности электронных книг, которая может однажды пригодиться каждому из нас.

Компьютер создан для жонглирования битами. Интернет создан для быстрой пересылки битов по всему миру. Следовательно, суть электронных книг заключается в жонглировании текстом и его распространении.

Юристы, специализирующиеся на авторском праве, определяют подобную деятельность словом "нарушение".

Копирайт предоставляет авторам практически неограниченную монополию на копирование или переделку своих работ. Вот почему нарушения авторского права никому не нравятся:

  • Волнуются авторы. Авторов учили, что закон об авторском праве - их единственное спасение от участи быть ограбленным. Доля истины, и немалая, в этом есть, когда, например, речь заходит о произволе издателя. Однако отсюда не следует, что копирайт должен защищать автора от читателя.
  • Негодуют читатели, когда их обвиняют в мошенничестве. Вы - бизнесмен. Читатели - это ваши клиенты. Называть клиентов мошенниками - значит, гробить свой бизнесе.
  • Переживают издатели. Мечутся потому, что их задача - урвать как можно больший кусок от пирога копирайта, урвать - и не выпускать. Поэтому НФ-журналы идут на любые уловки, чтобы облапошить авторов, заставляя их подписывать немыслимые контракты, по которым авторы отдают исключительные права на любые производные от их книг - вплоть до игрушек.
  • Нарушение авторского права, особенно в Сети, влечет за собой астрономические штрафы, начиная от 150 тысяч долларов. Буде праводержатели и их представители сочтут себя ущемленными, они могут затребовать от Интернет-провайдера ваше "досье" для предъявления его в суде в качестве вещественного доказательства вашей предполагаемой вины. Вины, которая еще не доказана.

Верховный суд США на прошлогодних слушаниях по делу "Элдред против Эшкрофта" (Eldred v. Ashcroft) пришел к выводу, что 98% работ, защищенных копирайтом, могут потерять свою актуальность задолго до того, как истечет срок действия копирайта. У всех на слуху имена отцов-основателей научной фантастики: Мэри Шелли10, Артура Конан Дойля, Эдгара Алана По, Жюля Верна, Герберта Уэллса. Зато их преемников, включая самого Хьюго Гернсбека11, мирская слава может и обойти: если их произведения будут по-прежнему "защищены" копирайтом, о них могут забыть прежде, чем их книги попадут в свободный доступ.

Сам по себе копирайт не есть зло, в нем есть и достоинства, и недостатки. Это как соус чили: главное - не переборщить.

От библии Лютера - к первым звукозаписям, от кабеля - к МР3… Очевидно, что главное требование к любому новому медиа - максимальная демократичность. Другими словами, легкость воспроизводства информации.

Но я вовсе не хочу сказать, что привычные средства медиа свое отжили. Художники продолжают иллюстрировать книги, концерты великих пианистов в Карнеги-холле проходят при полном аншлаге, а из книг серии "ЖЗЛ" можно почерпнуть куда больше, нежели из сухих официальных справочников. Но дело в том, что если в вашем распоряжении лишь церковные послушники, то каждая переписанная ими книга неизбежно будет нести на себе отпечаток одной-единственной Библии. Печатный станок, положивший начало книгоизданию, безусловно оживил судьбу книги.

За плодами демократии уследить непросто: когда в каждом углу стоит копир, переловить всех желающих сделать копию с книги невозможно. А раз уследить все равно невозможно, значит, необходимо узаконить соответствующее положение об авторских правах, учитывающее интересы и авторов, и читательской аудитории.
Когда появились видеомагнитофоны, в Закон об авторском праве была внесена поправка, касающаяся time shifting; когда изобрели радио, Конгресс отозвался бланкетной лицензией (покрывающей неопределенный репертуар); вдогонку кабельному ТВ полетело правительственное распоряжение о продаже организациям кабельного ТВ доступа к программам по фиксированной процентной ставке.

Так является ли "книговарез" нарушением Закона об авторском праве? Разве мир от этого перевернется? Коли католическая церковь не рухнула под тяжестью печатного станка, то сам бог велел НФ устоять в борьбе с "книговарезом".

Сюрприз

Вот вроде и все, но… ваше долготерпение должно быть вознаграждено, и мне бы хотелось сделать вам маленький подарок.

Около года назад я выложил "Бродяга в Волшебном королевстве" в Сеть, выбрав самый жесткий вариант лицензии Creative Commons. Все, что было дозволено читателям, - рассылать текст книги. Это был так называемый пробный камень. Правда, тогда мне казалось, что я совершаю очень решительный поступок.

А сейчас я намерен перейти к действительно решительным действиям. Я разрешаю вам создавать любые производные на основе моей книги. Вы можете снимать кино, переводить, записывать аудиоварианты книги, делать рисунки на майках… Но - с двумя оговорками: вы не имеете права препятствовать другим делать то же самое с плодами ваших трудов; и второе: вы не станете пользоваться моим бескорыстием, чтобы сделать свой маленький гешефт.

Итак, я ступил в воду. Небо не рухнуло. Посмотрим, что будет дальше. Подробности смотрите на www.craphound.com/down (русский перевод книги "Бродяга в Волшебном королевстве" - тут).

Автор, чья деятельность подпадает под действие данного документа (далее Даритель) передает все права на свое произведение (далее Произведение) в общее пользование.

Даритель отказывается от своих прав на данное Произведение, лишает этих прав своих наследников и прочих правопреемников в пользу общественности.

Оным Посвящением Даритель в дальнейшем обязуется не претендовать на какие бы то ни было права на свои произведения, согласно Закону об авторском праве.

Даритель признает, что его добровольный отказ от всех прав на данное Произведение не имеет обратной силы и что на данное Произведение не распространяется Закон об охране авторских прав.

Даритель отдает себе отчет, что однажды отданное в открытый доступ Произведение может быть свободно воспроизведено, передано, изменено или использовано в коммерческих или некоммерческих целях кем угодно и как угодно, в том числе методами, доселе науке неизвестными.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.