Покой нам только снится
АрхивБизнесОдна из самых крупных антипиратских организаций в России, Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов, собралась, чтобы обсудить результаты своей деятельности и поддержать собственный боевой дух.
Компьютерное пиратство в России - явление распространенное. Многие даже не догадываются, что копировать лицензионные диски незаконно. Пользователи, конечно, подозревают о существовании статьи в Уголовном кодексе РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение авторского права, но очень немногие связывают эту статью и те самые диски, которые сами покупают на рынке.
Если посмотреть на масштабы распространения контрафактной продукции, дело может показаться безнадежным. Нелицензионные диски стоят куда дешевле, а выбор их гораздо шире. Даже если нужно что-то совсем редкое, всегда находятся "умельцы", которые за плату достанут нужный диск. Словом, сервис поставлен как надо. Качество порой подводит (пираты не дают никаких гарантий безопасности, а благодаря работе "взломщиков", покупатель часто получает не совсем то, что замышляли разработчики), но это никого не останавливает.
В России работают несколько организаций, занимающихся антипиратской деятельностью. Недавно состоялось собрание самой крупной из них из них - Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП). Это общественная организация, в которую входят 160 компаний из 50 регионов России. Собрания партнеров проводятся дважды в год, что позволяет держать друг друга в курсе последних новостей и достижений в области защиты авторского права.
Российские фирмы-производители ПО отнюдь не бездействуют. С сентября 2003 года в Москве было возбуждено около 76 уголовных дел, а по регионам - более 180.
Конечно, не все дела доходят до суда. Статья 146 УК РФ (о нарушении авторских и смежных прав) предусматривает не только уголовную, но гражданскую и административную ответственность. Но для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, его вину еще нужно доказать. Тут борцы с пиратами сталкиваются с одной из своих главных проблем - отсутствием интереса правоохранительных органов к подобным нарушителям.
"Причины пассивности правоохранительных органов могут быть совершенно разными: отсуствие опыта (элементарное незнание того, как правильно собирать, оформлять материалы по такого рода делам), нежелание конфликтовать с влиятельными покровителями пиратов, большое количество других, "более важных", с их точки зрения, дел, собственный интерес и так далее и тому подобное, - объясняет Валерий Пущин, юрист компании "1С". - Если они упираются, важно понять, в чем причина их пассивности. Если, например, конкретным сотрудникам просто не хватает знаний, региональные представители помогают им в методическом плане: проводят консультации, раздают методические пособия, демонстрируют опыт других регионов. Ну, а если органы бездействуют, что называется, "по злому умыслу", то тут включается механизм обжалования, предусмотренный процессуальным законодательством. Практически каждому борцу с пиратством, начинавшему работу в своем регионе, приходилось обжаловать постановления следователей об отказе в возбуждении уголовных дел. В итоге, благодаря настойчивости заявителей необоснованных отказов становится все меньше и меньше".
Впрочем, некоторые положительные результаты есть. Возможно, в масштабах страны они не слишком заметны, но по Москве вполне можно проследить деятельность борцов с пиратами. Почти на всех станциях московского метрополитена исчезли былые развалы контрафактных дисков. Их место заняли палатки с лицензионной продукцией, чистыми дисками и кассетами. На очереди компьютерные рынки.
Однако ситуация сложилась непростая. Казалось бы, если заручиться поддержкой правоохранительных органов, можно очищать целые районы от лотков с пиратской продукцией. Но нет. Хотя с недавнего времени приняты поправки в УПК, согласно которым 146-ая статья становится статьей публичного обвинения, то есть заявление от потерпевшего (правообладателя) становится для возбуждения дела
необязательным, на практике, чтобы преследовать пиратов за нарушение авторских прав, весьма желательно иметь отдельную доверенность от каждого обладателя таких прав. Несомненно, подобная схема существенно затрудняет борьбу с нарушителями, особенно в регионах. "Одной из задач НП ППП как раз и является содействие региональным представителям в получении комплекта полномочий сразу от нескольких правообладателей", - говорит Валерий Пущин.
Предстоит сделать еще очень многое, но партнеры из НП ППП полны энтузиазма и с радостью делятся новыми планами и проектами. Встречи, подобные недавней, необходимы не только для того, чтобы информировать друг друга о ходе событий, но и для поддержания "боевого" духа, который так нужен для существования общественной организации. А им участники партнерства не обделены.