Новости
АрхивФБР спешит на помощь - Пейте, дети, пепси-колу - Вопросы доверия - Одна сатана - Ищу тебя - Идет охота на ослов - Развод по-английски - Колпак отдай, палочку брось! - Java vs .NET: угроза с Востока - Чуешь, чем пахнет?! - И кирпичи худеют - Поворотись-ка, сынку - Алло… Это Интернет-магазин? - Последнее китайское предупреждение - Террористов не обслуживаем - Как бледнолицые «Команчей» замочили - Одна на всех, мы за ценой не постоим! - Big Fish
ФБР спешит на помощь
Федеральное бюро расследований США решило взять американских пользователей на испуг, выступив с новой инициативой по борьбе с пиратством. 19 февраля ФБР выпустило пресс-релиз, в котором предложило использовать для маркировки DVD, CD, видеокассет и прочих вместилищ интеллектуальной собственности специально разработанное лого, с собственной символикой и в традиционных цветах (синий, золотой, белый, красный). Тех же, кто не очень разбирается в символах, надпись на лого открытым текстом предупреждает, что пиратство опасно для вашего кошелька и здоровья.
Использование специального знака на продукции является делом сугубо добровольным, однако индустрия, на всех углах трубящая, что только в прошлом году у нее «украли» 20 млрд. долларов, скорее всего ухватится и за эту соломинку. Упор в новой кампании делается на американского обывателя (по мнению авторов идеи — с опаской относящегося к аббревиатуре FBI), а не на профессиональных пиратов — они-то вряд ли задрожат при виде эмблемы спецслужбы. Главные ассоциации индустрии (звукозаписывающих лэйблов — RIAA, кинопроизводителей — MPAA и две группы, представляющие создателей программного обеспечения) всецело поддержали инициативу, но пока не решили, в какой форме и где появится новое лого — непосредственно на дисках и кассетах или на упаковке (а то и в самом контенте).
Яна Монро (Jana Monroe, на фото) — глава созданного полтора года назад киберподразделения ФБР — заявила, что по важности борьба с пиратством стоит для Бюро на третьем месте после противостояния терроризму и контрразведывательной деятельности. Однако пока неизвестно, сколько денег правительство готово потратить на новую кампанию в частности и на крестовый поход против пиратов в целом. Эксперты весьма скептически относятся к инициативе федералов, резонно полагая, что никакие страшные значки не смогут отучить простых юзеров от любви к халяве. — Н.Б.
Пейте, дети, пепси-колу
Самый успешный сетевой музыкальный магазин iTunes Music Store взломан. Злоумышленникам не понадобилось ни специальных программ, ни особого оборудования, а только чуть-чуть смекалки и хорошее зрение. Ресурс Macmerc.com первым опубликовал технологию «хака», которая заключается в том, что нужно пойти в ближайший магазин (в Штатах), взять пластиковую бутылку пепси-колы со значком рекламной кампании iTunes, наклонить ее под углом 25 градусов к горизонту и напрячь зрение. Если на обратной стороне крышки будет надпись «try again», бутылку следует поставить на место, а если бессмысленный набор символов — идти к кассе, выигрыш ваш.
По большому счету, винить в подобном хаке «фруктовая» компания может только себя да своего партнера по рекламной акции — Pepsi-Cola, которая не смогла (или не захотела) изменить дизайн бутылки так, чтобы надпись нельзя было увидеть, не открутив крышку. Ничего нового в подобной «технике взлома» нет, и вряд ли бы она получила такой резонанс в Сети, если б не содержание рекламной кампании, в ходе которой покупатели «альтернативной колы» (еще один откровенный намек на альтернативность платформы Apple) могут выиграть музыкальные композиции в iTunes на общую сумму 100 млн. долларов. Под крышкой каждой третьей бутылки скрывается код, введя который на сайте iTunes, можно бесплатно загрузить одну композицию. Ирония заключается в том, что для рекламы сервиса компания пригласила четырнадцатилетнюю Анни Лит (Annie Leith), одну из обвиняемых в прошлогодней серии «антипиринговых» процессов RIAA. Анни отделалась легким испугом (и тремя тысячами штрафа), что не помешало ей появиться в рекламе со словами: «Мы все равно будем качать музыку из Интернета бесплатно». Ее слова оказались в буквальном смысле пророческими. Число желающих научиться простому методу взлома было так велико, что Macmerc.com просто не выдержал лавины запросов и рухнул через восемнадцать часов после опубликования новости.
Остается, правда, непонятным, чем вызван такой ажиотаж, кроме возможности сэкономить 99 центов (в конце концов, практически любую мелодию можно скачать из пиринговых сетей), ведь за бутылку пепси все равно придется заплатить тот же доллар (не переписывать же код с помощью лупы прямо в магазине?!). В итоге обе компании все равно окажутся в выигрыше: Pepsi увеличит объемы продаж напитка, а Apple реализует больше iPod’ов (нужно же на чем-то слушать всю эту музыку), которые, кстати, и приносят прибыль, в отличие от пока еще убыточного магазина iTunes. — Н.Б.
Вопросы доверия
Для специалистов в области компьютерной безопасности начало года традиционно связано с крупнейшим отраслевым форумом RSA Conference, собирающим в Сан-Франциско 10 тысяч участников и гостей, представляющих бизнес, правительственные структуры и академические институты разных стран. О самых примечательных событиях выставки-конференции мы расскажем в следующем номере, здесь же, в порядке преамбулы, затронем одну из важных тем обсуждения, объявленную в программе заранее и звучащую примерно так: нынешнее состояние инициативы «доверяемый компьютинг» и будущее модулей доверяемой платформы (Trusted Platform Modules, TPM).
Тема эта чрезвычайно актуальна, поскольку главными двигателями консорциума Trusted Computing Group являются флагманы компьютерной индустрии — Intel, Microsoft, IBM, HP и AMD. А затеянная ими инициатива «доверяемых вычислений» еще недавно обещала в корне изменить архитектуру компьютеров, отобрав контроль за работой машины у пользователя/хозяина и отдав его в руки владельцев прав на обрабатываемый контент, фирм-разработчиков ПО и изготовителей «железа». Эта инициатива зародилась в 1998 году одновременно с принятием одиозного американского закона DMCA, а практически начала воплощаться через идею аппаратной криптографической защиты информации в компьютере с помощью специального чипа TPM, «модуля доверяемой платформы».
Правозащитники и независимые эксперты по компьютерной безопасности встретили эту инициативу буквально в штыки, как откровенную попытку установления корпоративного и государственного контроля за компьютерами и Интернетом (см. информационную страницу Trusted Computing на сайте кембриджского профессора Росса Андерсона www.cl.cam.ac.uk/~rja14/tcpa-faq.html). Во многом благодаря решительному отпору общественности, сумевшей привлечь и внимание политиков (в частности, деятельность TCG в 2003 году изучала комиссия Евросоюза), ключевые идеи «доверяемого компьютинга» ныне выглядят (или представляются публике) совсем иначе. На сегодняшний день все акценты перенесены с защиты копирайта на обеспечение безопасности данных владельца компьютера.
Вот как говорится об этом в последних пресс-релизах, посвященных выходу чипов TPM нового поколения (версии 1.2): «Trusted Computing Group — это организация для продвижения открытых промышленных стандартов <…> главная цель которых — помочь пользователям в защите их персональной информации (данных, паролей, ключей) от внешних программных атак и физического хищения». Более того, специальная информационная страница на сайте TCG (www.trustedcomputinggroup.org/about/faq) декларирует, что «обеспечение или встраивание в компьютеры технологий для управления цифровыми правами (DRM) не является целью TCG».
Насколько все эти декларации искренни, сказать трудно, потому что пока нет операционной среды, поддерживающей все возможности чипов TPM. Первой такой ОС должна стать Windows Longhorn корпорации Microsoft, чуть ли не «с первого байта» разрабатываемая на идеях Trusted Computing. — Б.К.
Журналисты германского компьютерного журнала «c’t» (www.ctmagazin.de) регулярно предпринимают любопытные расследования (полтора года назад мы рассказывали об одном из них, продемонстрировавшем, как легко обмануть всевозможные биометрические системы опознания, см. «КТ» #446). На сей раз сотрудники журнала собрали неопровержимые свидетельства того, что вирусописатели продают спамерам IP-адреса компьютеров, зараженных программами-троянцами. А спамеры, в свою очередь, используют зараженные машины — без ведома хозяев, разумеется, — как платформу для массовой рассылки рекламы.
Троянец, фигурирующий в расследовании журнала, распространяется вирусом Randex (www.f-secure.com/v-descs/randex.shtml). Эта маленькая программка связывается со своим «хозяином» через чат-протокол IRC. Среди ее функций — поиск на машине CD-ключей к играм и тайная установка из Сети дополнительного ПО. Троянец инсталлирует прокси-сервер, который и используется для рассылки спама через зараженный ПК. Одному из читателей журнала, студенту колледжа, удалось выяснить, кто является распространителем этого вируса в Британии, а редакции «c’t» — выступить в качестве стороны, покупающей доступ к зараженным машинам. Когда формальная процедура была завершена и задокументирована, журнал передал собранные материалы в Скотланд-Ярд, после чего было арестовано несколько человек в разных странах. — Б.К.
Ищу тебя
Очередная вирусная напасть свалилась на головы сетян аккурат после Дня защитника отечества: как сообщила «Лаборатория Касперского», менее чем за четыре часа червь Bizex успел заразить около 50 тысяч машин по всему миру. Новинка имеет уникальный механизм репликации через Интернет-пейджер ICQ, а заражение компьютера происходит с использованием дыр в браузере Internet Explorer и операционной системе Windows (правда, это довольно старые баги, к которым давно выпущены заплатки).
Начинается все с того, что потенциальной жертве поступает ICQ-сообщение от кого-то (часто — от человека, находящегося в контакт-листе), содержащее ссылку на сайт Jokeworld.biz и смайлик. Клик на ссылке приводит к загрузке лицевой страницы сайта и (если уязвимости не запатчены) к исполнению вирусного кода. Затем файл-загрузчик докачивает основной компонент червя. При инсталляции Bizex устанавливает измененные системные библиотеки ICQ, с помощью которых получает доступ к контакт-листу пользователя и рассылает по нему ту самую ссылку, с которой все началось. Кроме того, червь перехватывает данные, передаваемые по протоколу HTTPS, собирает сведения об используемых на машине электронных платежных системах (E-gold, American Express и др.) и отправляет их своему автору.
К счастью, свирепствовал Bizex недолго, через четыре часа после начала эпидемии сайт Jokeworld.biz от Сети отключили. А America Online чуть позже модифицировала серверную часть ICQ, дабы избежать повторения подобных инцидентов. — Е.З.
Идет охота на ослов
Компания Symantec объявила 24 февраля днем охоты на невинных животных. Очередное обновление базы данных заставило программу Norton Antivirus (вне зависимости от версии) разглядеть в популярном клиенте пиринговой сети eDonkey2000 новый вирус Backdoor.Blarul. Продукт Symantec уничтожает уже установленную копию «Ослика» и не позволяет провести повторную инсталляцию, стирая запускаемый файл программы.
В здоровье дистрибутивов eDonkey сомневаться не приходится, текущая версия 0.52 вышла довольно давно и до дня Икс воспринималась всеми антивирусами вполне благосклонно. Посему можно предположить, что в борьбе за количество отлавливаемых вирусов — параметр, по которому большинство начинающих пользователей выбирает антивирус, — Symantec решила продолжить уничтожение потенциально аморальных программ. Первыми стали всевозможные «кейгены» — теперь вот любимый народом «Ослик». Похоже, следующим шагом борцов за чистоплотность станет автоматическое уничтожение файлов с расширениями mp3 и avi. Странно, что еще никто не догадался включать в список самых вредных вирусов продукты конкурентов. — С.В.
Развод по-английски
Очередной скандал, связанный с мошенничеством с помощью сотовых телефонов, разразился в Англии. Не успел Независимый комитет по надзору за телефонными информационными услугами (ICSTIS) опровергнуть слухи о звонках с предложением поучаствовать в розыгрыше приза, ответив на который, абонент платил по 20 фунтов (почти 40 долларов) за минуту, как сотни пострадавших обратились с жалобами о новом способе «развода». После «разбора полетов» были закрыты две фирмы, использовавшие следующую схему. Позвонив на чей-нибудь телефон, они создавали запись о пропущенном вызове, а когда ничего не подозревающий абонент отвечал на него, то попадал (во всех смыслах) на так называемый платный номер (premium rate number). Стоимость такого звонка составляла почти 30 долларов, а обещанный в лотерее приз в 1000 фунтов стерлингов так никому и не был выплачен.
ICSTIS, чья основная задача — контролировать компании, предоставляющие платные «информационные услуги» (на самом деле, большая их часть — или различные лотереи, или сервисы сексуального толка), пришла к выводу, что деятельность фирм-мошенников была незаконной. Представители комитета порекомендовали пользователям не отвечать на непрошеные звонки, чтобы избежать недоразумений. Остается непонятным только, как абонент должен определить, не отвечая на вызов, звонят ли ему мошенники или кто-то из знакомых поменял номер.
Кстати, в Британии сотовый спам уже отнюдь не в диковинку. По данным исследования, проведенного компанией Empower Interactive, 65% абонентов получают до пяти непрошеных сообщений в неделю, а в ICSTIS зарегистрировано уже около 10 тысяч жалоб по этому поводу. И хотя 80% британских операторов связи считают спам серьезной проблемой, только 20% из них пытаются как-то оградить от напасти своих клиентов. А ведь через годик-другой все эти «гримасы капитализма» докатятся и до нас… — Н.Б.
Колпак отдай, палочку брось!
Компании семейства пингвиньих одна за другой становятся жертвами судебных разбирательств. Не успела Lindows сменить свое имя в Европе (см. «КТ» #531), как MandrakeSoft проиграла в суде первой инстанции длившийся четыре года процесс о незаконном использовании интеллектуальной собственности.
Спор касается имени «Mandrake» и магического колпака, который недавно исчез из лого и с коробок с программными продуктами компании. Все права на наименование Mandrake принадлежат американской фирме Hearst Holdings и ее дочерней компании King Features Syndicate — создателям одной из старейших серий комиксов «Волшебник Мандрейк» («Mandrake the Magician»), которая в этом году отмечает свое семидесятилетие.
MandrakeSoft, чья штаб-квартира находится в Париже, грозит штраф в 70 тысяч евро, а также запрет использования торговой марки и доменных имен. Но пока компания может продолжать деятельность и использовать марку без ограничений — уже подана апелляция. По оценкам юристов, ее рассмотрение может продлиться года три. — Т.Б.
Java vs .NET: угроза с Востока
Китай, не только отказывается от продуктов Microsoft, но и переходит в наступление, предлагая миру собственные офисные решения. В феврале китайская компания Evermore Software представила англоязычную версию Evermore Integrated Office — пакета, который позиционируется как альтернатива MS Office. В отличие от последнего, EIOffice работает с данными любого типа (текст, электронные таблицы, звук, видео) в одном приложении и сохраняет их в едином файловом формате (.eio). Для обеспечения совместимости пакет содержит средства экспорта-импорта в привычные .doc, .xls, .ppt, .pdf.
EIOffice написан на Java и работает как под Linux, так и под Windows. Сейчас разрабатываются версии под Mac OS X и Solaris. Интересна схема лицензирования, ориентированная прежде всего на корпоративных пользователей. Компания не продает продукт, а сдает его в аренду — за $100 в год или за $250 на три года (в эту сумму входит техподдержка и апгрейд при появлении новых версий). Зарубежным пользователям EIOffice (который в КНР продается уже больше года) будет доступен в мае.
Одновременно с этой новостью было объявлено об успешной разработке
32-разрядного процессора для встроенных приложений (частота 500 МГц и производительность 444 MIPS — рекорд для китайской электроники). Энергопотребление чипа — менее 0,5 Вт. Где микросхема будет производиться и сколько будет стоить, пока неизвестно. — Т.Б.
Английский провайдер широкополосного доступа в Сеть Telewest Broadband (www.telewest.co.uk) анонсировал услугу ScentMail — «первый в мире коммерческий сервис, позволяющий передавать запахи через Интернет». По мнению компании, обоняние — третье по счету чувство, доступное теперь нетизянам (помимо зрения и слуха), — «привнесет в киберпространство свежую струю».
Обонять просторы Сети и электронную почту предлагается с помощью устройства, подключаемого к ПК или приставке интерактивного телевидения. Аппарат, названный Scent Dome («аромо-купол», на фото), может воспроизводить шестьдесят запахов с помощью сменного картриджа, содержащего двадцать базовых ароматов. При загрузке «пахучей» веб-страницы или получении письма аромо-купол смешает базовые ароматы в соответствии с пришедшим кодом, описывающим, чем должно отдавать послание, и распылит смесь в воздухе. В дальнейшем предполагается довести количество воспроизводимых запахов до двух тысяч.
Технология передачи запахов через Сеть была предложена еще четыре года назад израильскими учеными, а аппаратная часть является детищем американской компании Trisenx. Так что за англичанами осталась лишь сомнительная честь попробовать заработать деньги на удачной компиляции чужих идей. Кстати, аналитики довольно скептически относятся к перспективам сервиса. Во-первых, пугает цена, установленная на Scent Dome, — 250 футов (почти 500 долларов), что многовато даже для недешевой Великобритании (к слову, фирма Trisenx продает аппарат за 269 долларов). Во-вторых, в Сети пока практически нет мест, которые можно было бы «понюхать». В-третьих, по непонятным причинам для использования технологии требуется широкополосное подключение. Скорее всего, последнее — заслуга маркетологов компании; трудно представить, что код, необходимый для смешения двадцати базовых запахов, генерирует большой объем трафика.
С другой стороны, идея может заинтересовать онлайновые магазины, продающие парфюмерию и продукты питания. Будем надеяться, что к моменту распространения технологии (если это, конечно, вообще произойдет) придумают эффективные методы борьбы со спамом, иначе после получения пары десятков «аромо-рекламок» в комнате будет стоять такой духан, что хоть топор вешай. А уж как будут пахнуть вирусы, и подумать страшно… — Н.Б.
И кирпичи худеют
На открывшемся 23 февраля в Каннах международном форуме 3GSM World Congress было представлено первое детище альянса Nokia и IBM — новый коммуникатор Nokia 9500. По внешнему виду и конструкции он похож на старичка Nokia 9210 (заслужившего в народе за массу и габариты прозвище «кирпич»), однако размеры устройства уменьшились до 148х57х24 мм, а масса — до 222 г. Позиционируется коммуникатор как бизнес-решение для менеджеров среднего и высшего звена, поэтому и цена назначена соответствующая — 800 евро (появится в продаже в конце года). Однако цифра эта вряд ли испугает корпоративных клиентов, а функционал у модели очень богатый. Заявлена поддержка GSM 900/1800/1900, E-GPRS (EDGE), Wi-Fi (802.11b), Bluetooth, протоколов POP3, IMAP4, SMTP, SyncML; SSL/TLS, Ipsec VPN, IPv6, USB 2.0. Nokia 9500 оснащена двумя цветными (65 536 оттенков) дисплеями разрешением 640х200 (Series 80 User Interface) и 128х128 (Series 40 UI) соответственно. VGA-камера и поддержка карт памяти (MMC) тоже не забыты, а объем встроенной памяти достиг 80 Мбайт. Поддерживается запись и воспроизведение видео и проигрывание MP3-композиций. Батарея емкостью 1300 mAh, по заявлению Nokia, обеспечит работу в режиме разговора в течение 4–6 часов, а в режиме ожидания (при включенном WLAN) — 180–240 часов.
Технические характеристики коммуникатора на высоте, но их одних не хватило бы, чтобы аналитики признали дебют удачным. Работающая под управлением Symbian OS 7.0S (c J2ME Personal Profile), Nokia 9500 предоставляет возможность интеграции в бизнес-приложения IBM: в наличии клиент электронной почты, браузер Opera (HTML/XHTML, HTML 4.01, JavaScript 1.3), IM-пейджер Lotus Sametime, WebSphere Everyplace Access Client, IBM Tivoli, заявлена расширенная работа с Java с использованием IBM WebSphere Micro Environment. Кроме IBM, новый продукт Nokia поддержали Cisco Systems (Wireless LAN), Fujitsu, HP (печать с мобильных устройств), Oracle, SAP и Symantec (брандмауэры, антивирусы). Список партнеров солидный и наводит на мысли о заре персональных компьютеров — на манеже, как говорится, все те же.
Аналитики особо отмечают присутствие в коммуникаторе поддержки WLAN. В нынешних условиях, когда хот-споты W-Fi в развитых странах растут, как грибы, распространение WLAN-терминалов может существенно повлиять на дальнейшее развитие рынка сотовой связи — недорогая IP-телефония плюс быстрый доступ в Интернет многого стоят. Причем Nokia здесь не одинока, в течение года должна появиться модель от Motorola со встроенным WLAN-модулем, а японский оператор NTT уже тестирует сотовый терминал, поддерживающий Wi-Fi. — Н.Б.
Поворотись-ка, сынку
Компания Hitachi представила новую разработку в области визуализации трехмерных изображений — голографический дисплей Transpost. В отличие от существующих образцов он позволяет создавать как движущееся, так и неподвижное объемное изображение и обеспечивает 360-градусный обзор наблюдаемого объекта. Изображение выглядит по-разному в зависимости от позиции наблюдателя и угла зрения — так что объемную фигуру можно рассмотреть со всех сторон.
Конструкция представляет собой тумбу диаметром 40 сантиметров, центральная часть которой выполнена из прозрачного пластика. Внутри находится XGA-проектор (1024х768), с помощью 24 неподвижных зеркал создающий изображение на прозрачном плоском дисплее, который вращается со скоростью 30 оборотов в секунду. Таким образом, один кадр содержит изображение объекта с 24 сторон, а вращение дисплея обеспечивает четкость голограммы.
Подготовка голограммы осуществляется похожим способом. Объект помещают в центр круга, образованного 24 зеркалами, наклоненными так, чтобы отражение объекта можно было снять цифровой камерой, расположенной выше. Полученный файл после компьютерной обработки можно использовать для создания трехмерной картинки.
По сути, разработчики не придумали ничего нового, кроме специального вращающегося дисплея с малым углом обзора (чтобы кадры не накладывались друг на друга). К сожалению, из-за неэффективного использования площади кадра изображение имеет низкое разрешение (около 100х100 пикселов), однако это можно исправить, если взять проектор с большим разрешением или систему из 24 проекторов. Среди достоинств технологии — простота и дешевизна, что позволяет надеяться на ее скорое внедрение. Пока же представители компании крутят на установке ролик, сильно напоминающий тот, что показывал симпатяга робот R2-D2 Люку Скайуокеру в самой первой серии «Звездных войн». — Н.Б.
В начале февраля были утверждены две технологии, позволяющие общаться с веб-приложениями голосом по телефону. Спецификация VoiceXML 2.0 получила статус рекомендации консорциума W3C, а VoiceXML Forum, среди членов которого компании AT&T, IBM, Lucent и Motorola, объявил спецификацию X+V (XHTML+Voice Profile) версии 1.2, поддерживающую VoiceXML 2.0.
Новые веб-стандарты расширяют способы доступа к Сети посредством использования клавиатур мобильных устройств, голосовых команд, прослушивания записанной заранее или синтезированной речи и музыки. Это даст пользователям возможность взаимодействовать со специализированными голосовыми веб-сервисами с помощью обычного телефона, что незаменимо, например, для людей с ослабленным зрением. Голосовой доступ может оказаться полезным и в случаях, когда глаза и руки заняты — например, при управлении автомобилем. Среди перспективных веб-сервисов — автоматизированный заказ товаров, бронирование билетов, отправка и получение сообщений голосовой и электронной почты, доступ к справочной информации и т. д. Технология также применима при взаимодействии с обычными «визуальными» веб-сайтами, когда использовать клавиатуру и мышь по какой-то причине неудобно. Стандарт VoiceXML 2.0 содержит сотни нововведений, изменений, уточнений и не совместим с предыдущей версией 1.0, принятой W3C в 2000 году. Во второй версии обеспечена расширенная поддержка различных языков и телефонных стандартов, более тесная интеграция с SSML, HTTP, CSS2.
Язык разметки VoiceXML, контролирующий диалог приложения с пользователем, — краеугольный камень целого набора разрабатываемых W3C спецификаций под общим именем Speech Interface Framework. К этой же группе веб-стандартов относятся, например, еще малоизвестные Speech Synthesis Markup Language (SSML) — язык речевых запросов с использованием заранее записанных звуковых фрагментов и синтеза речи, а также Speech Recognition Grammar Specification (SRGS) — язык сопоставления результатов распознавания речи или тонового сигнала телефона и грамматик, описывающих ожидаемые действия пользователя. SRGS получил статус официальной рекомендации W3C в декабре 2003-го, а принятие SSML ожидается в ближайшее время.
Рабочая группа по голосовым браузерам, развивающая Speech Interface Framework, действует в составе W3C с 1998 года и является одной из самых многочисленных и активных. В нее входит более тридцати флагманов IT-индустрии и крупнейших телефонных операторов, среди которых Hitachi, HP, IBM, Intel, Microsoft, Motorola, Nokia, Siemens и Sun. Так что помешать этой «могучей кучке» воплотить в свет красивую идею голосового общения с веб-сайтами могут только… корыстные интересы отдельных участников. Специальный совет, отслеживающий их заявки на патенты и лицензии, за время существования рабочей группы созывался дважды. Последний конфликт с патентами, затрагивающими VoiceXML 2.0, длился более трех месяцев и был разрешен в пользу всеобщего свободного использования языка минувшим летом. Если мальчики больше не станут ссориться и делить игрушки, то VoiceXML, SSML, SRGS, CCML и еще десяток выдуманных ими акронимов перестанут быть бессмысленной абракадаброй уже для нынешнего поколения Интернет-пользователей. — С.С.
Последнее китайское предупреждение
Китайские власти вынесли распространителям спама «последнее предупреждение». В ультимативной форме спамерам предложено или прекратить свою вредную деятельность, или быть отрезанными от китайского сектора Сети. За последние несколько месяцев выявлено 656 серверов, с которых производилась массовая рассылка рекламы (только 63 из них находятся на территории Китая). Мониторинг их деятельности возьмет на себя ассоциация «Интернет сообщество Китая», и, если после 20 марта отправка спама с этих серверов будет продолжена, их изолируют от китайского Интернета. Правда, есть подозрение, что результат ультиматума будет не лучше, чем у прошлогоднего «последнего китайского предупреждения». Тогда Китай «забанил» 127 серверов, теперь в «черном списке» их уже больше шестисот. — Н.Б.
Террористов не обслуживаем
Один из крупнейших сборщиков ПК — компания Dell — привела в соответствие с требованиями правительства США свой английский и американский сайты, через которые можно заказать компьютеры с доставкой. Обновление достойно того, чтобы лечь в основу очередного (и далеко не самого плохого) фельетона Михаила Задорнова, обожающего рассказывать истории «про американскую тупость».
При заказе компьютера покупатель должен ответить на ряд вопросов: Кто будет конечным пользователем продукта? Как он будет применяться? Будет ли вывезен компьютер? Если да, то в какую страну? Будет ли использоваться ПК в любой связи с оружием массового поражения — в том числе атомным, биологическим, химическим или ракетным? Если на последний вопрос клиент отвечает увердительно, заказ на полном серьезе аннулируется!
По словам руководства компании, речь идет о стандартной процедуре, которая обязательна для любых американских корпораций, экспортирующих продукты высоких технологий. На ряд стран правительство Соединенных Штатов наложило экспортные ограничения, которые компании, хочешь не хочешь, обязаны соблюдать. Под тем же соусом Dell не принимает заказы, в которых в качестве места доставки указан гостиничный номер. В то же время вопросы задаются только на сайте — при заказе по телефону целями покупки никто не интересуется.
Кстати, и другие компьютерные гиганты — IBM, HP, Sun Microsystems — предупреждают, что купленное у них оборудование нельзя использовать в «незаконных целях», но там речь идет лишь о формальном соблюдении экспортных ограничений. — Т.Б.
Как бледнолицые «Команчей» замочили
Пентагон объявил о прекращении работ над боевым вертолетом нового поколения RAH-66 Comanche. Проект, начатый в 1983 году, предусматривал создание и запуск в производство винтокрылой машины с экипажем из двух человек, способной проводить разведку и атаковать некоторые цели. Благодаря умной электронике, RAH-66 летает в любую погоду и время суток, будучи малозаметным для радаров противника. Всего на нужды программы предполагалось выделить 39 млрд. долларов, подрядчиками выступали Boeing и United Technology (через подразделение Sikorsky Aircraft). Однако потратив два десятка лет и 7 млрд. долларов, эксперты военного ведомства сочли, что машина морально устарела еще до постановки на вооружение: она не способна эффективно противостоять современным противовоздушным средствам, а для ведения разведки и борьбы с танками сегодня предпочтительнее использовать автоматические летательные аппараты (UAV). Доработка RAH-66 возможна, но она потребовала бы слишком много денег.
Начало ограниченного производства Comanche планировалось на 2006 год при цене вертолета в 60 млн. долларов. К настоящему моменту построено всего две машины. Высвобожденные финансовые ресурсы (учитывая сокращение бюджета, это 14,6 млрд. долларов) пойдут на удовлетворение текущих нужд армии США — в частности, на приобретение новых вертолетов и модернизацию стоящих на вооружении, а также на разработку UAV. — Е.З.
Одна на всех, мы за ценой не постоим!
Американское аэрокосмическое агентство решило ввести единую систему идентификации для более чем 90 тысяч своих служащих. Программа «One NASA», которая будет построена на базе смарт-карт, обойдется казне почти в 100 млн. долларов.
Воплощать проект в жизнь поручено компании Maximus, которой дано на разработку два года. Смарт-карты будут поддерживать как бесконтактные, так и контактные варианты идентификации и передачи данных во время передвижения людей по объектам и при работе в сетях NASA. Гости будут получать такие же бэджи с урезанными правами.
«One NASA» соответствует спецификациям GSC-IS (Government Smart Card Interoperability Specification), что обеспечивает совместимость карт NASA и записанных на них данных с другими подобными правительственными схемами идентификации. Обкатку система пройдет в Космическом центре им. Маршалла, расположенном в Хантсвилле, Алабама. — Т.Б.
Big Fish
На окраинах Солнечной системы, в поясе Койпера, обнаружено гигантское небесное тело 2004 DW, диаметр которого, по предварительным оценкам, достигает 1650 километров. Это самая крупная находка астрономов в Солнечной системе с момента открытия в 1930 году Плутона, чей диаметр составляет 2300 километров.
Пояс Койпера назван так по имени известного американского астронома, который предсказал его существование в пятидесятые годы прошлого века. Эта область лежит сразу за орбитой Нептуна и содержит изрядное количество астероидо- и кометоподобных объектов, как предполагается, вытолкнутых гравитацией «на обочину» нашего мира в процессе образования Солнечной системы. По-видимому, некоторые спутники планет-гигантов родом именно из пояса Койпера, да и сам Плутон вместе со спутником Хароном многие астрономы считают просто крупнейшими представителями «койперовского семейства». К настоящему времени в этой области найдено несколько сотен объектов диаметром более 100 километров, общее число которых, вероятно, порядка ста тысяч.
В 2002 году астрономы из Калифорнийского технологического института и Йельского университета обнаружили в поясе Койпера тело диаметром 1250 километров (то есть размером примерно с Харон), получившее имя Кваоар. Теперь та же команда побила свой прежний рекорд. Пока астрономы не торопятся публиковать результаты, уточняя орбиту и размеры объекта 2004 DW. — Г.А.