Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
24.02.2004

Полицейский разворот Intel - Куплю Диснея. Недорого - Характер нордический - SMS уже не катит - Буквоеды - Ошибочка вышла - Вырви глаз - Бельгийская тигра - Matrix has eBay - Ручной мух в шестом поколении - Там, за окном - Совсем как взрослая! - Руками не трогать - Артемида-охранница - Размер как у колибри, а глаз как у орла - Принц и нищий - Наглый баннер - Клан «Милые дамы» - Чего хотят женщины? - Спайдермэн правит миром! - Неоконченный дневник - Машина времени - Разгон облаков, установление хорошей погоды - Карты в руки - Причуды фасовки - Утро вечера мудренее

Полицейский разворот Intel

В конце января в Сети появились слухи о том, что корпорация Intel планирует добавить в свои 32-разрядные процессоры поддержку 64-разрядных инструкций. В преддверии весеннего IDF в Сан-Франциско эта тема бурно обсуждалась на многих Интернет-форумах. И вот первое же выступление Крейга Барретта (на фото) на Форуме разработчиков расставило жирные точки над i. Глава Intel подтвердил, что 64-разрядные расширения появятся в Pentium 4 и Xeon уже в этом году, а расширенный набор команд будет в основном программно совместим с разработкой конкурента — x86-64 от AMD (подробности можно найти на Terralab.ru).

Таким образом, Intel фактически признала ошибочность своего прежнего курса. Напомним, что до сих пор корпорация придерживалась четкой политики дифференциации платформ IA64 и IA32 и остро критиковала «половинчатое» решение AMD использовать 64-разрядные надстройки в 32-разрядных процессорах. Теперь же позиция лидера процессоростроения вдруг круто изменилась.

64-разрядные расширения будут включены в Xeon для двухпроцессорных серверов во втором квартале этого года; тогда же или чуть позже их появления можно ожидать в Pentium 4 на ядре Prescott. Многопроцессорным серверам придется подождать до следующего года. Программная поддержка расширений появится летом в дистрибутивах Linux от Red Hat, SuSE и MontaVista (технология ориентирована прежде всего на серверные ниши). Барретт подчеркнул, что новые расширения не имеют ничего общего с 64-разрядной архитектурой процессоров Itanium, которые, по мнению многих аналитиков, не оправдали ожиданий. — Н.Б.

Куплю Диснея. Недорого

На американском рынке назревает очередное слияние мирового масштаба: телекоммуникационный гигант Comcast сообщил о намерении приобрести медиа-империю Walt Disney за фантастическую сумму — 54 млрд. долларов. Потенциальному покупателю принадлежит самая большая в США кабельная сеть (21,3 млн. подписчиков), а Disney входит в число крупнейших производителей развлекательного медиа-контента в мире и тоже владеет рядом кабельных сетей (в том числе ABC и ESPN).

Comcast подыскивает себе контент-провайдера уже почти год, и среди прочих вариантов руководство фирмы рассматривало возможность приобретения части корпорации Vivendi (в конце концов от этой идеи отказались, сочтя Vivendi переоцененной). Что касается «Диснея», то первое предложение о сделке было отправлено лично главе компании Майклу Эйснеру (Michael Eisner), но после того, как Эйснер его отклонил, Comcast обратилась к акционерам, которые в последнее время косо смотрят на своего руководителя (на счету Эйснера, в частности, весьма непопулярный разрыв со студией Pixar, см. «КТ» #529). В итоге рулевые Disney оказались вроде бы и не против; правда, пока в этом деле вышла заминка — стороны никак не могут договориться насчет устраивающей всех цены.

Если сделка состоится, на ее оформление потребуется не меньше года. Зато результатом станет рождение сверхгиганта на развлекательном и коммуникационном рынках: по оценке Reuters Research, капитализация Comcast-Disney достигнет 122 млрд. долларов, а ежегодный доход — 45 миллиардов. С такими показателями мегакорпорация должна выйти на первое место в индустрии, лишив лидерства империю Time Warner (ее ожидаемый доход в этом году — 41 миллиард). — Е.З.

Характер нордический

Opera — норвежский островок программного и, что немаловажно, коммерческого свободомыслия, — судя по всему, не только не думает тонуть в бушующем океане Internet Explorer, но и с оптимизмом смотрит в будущее. В марте компания Opera Software превратится в акционерное общество и выйдет на рынок ценных бумаг — ее акции появятся в листинге Фондовой биржи Осло (Oslo Stock Exchange).

Глава компании Йон фон Тетшнер (Jon von Tetzchner, на фото) считает, что после девяти лет развития их продукт наконец может стать объектом для инвестиций. По словам Тетшнера, привлеченные через IPO средства позволят укрепить позиции компании как «одного из самых серьезных игроков на рынке Интернет-технологий». Андеррайтерами по процедуре IPO выступят Enskilda Securities и ABG Sundal Collier.

Чтобы тягаться с IE, «оперативным работникам» придется ой как засучить рукава. Доля Opera на рынке браузеров для десктопов — лишь 2%, в то время как продукту Microsoft принадлежит 96%. Впрочем, норвежцы не пытаются устраивать десктоповые гонки между сейнером для «продвинутых» и круизным лайнером для «всей прочей публики» и делают ставку на использование своего браузера в мобильных устройствах (напомним, что есть версии Opera под Windows, Linux, Mac OS, Symbian OS, QNX, TRON, FreeBSD, Solaris и Mediahighway). Осенью прошлого года Opera «прописалась» в смартфоне Nokia 6600. А в феврале Opera Software заключила контракт с Motorola о разработке гибридного продукта — HTML-браузера Opera и WAP-браузера на базе GSG для мобильных телефонов. В числе других партнеров норвежской фирмы — Sony Ericsson, Sony, Sharp, Kyocera, BenQ и др. — Т.Б.

SMS уже не катит

В феврале на американском рынке коммуникаций образовалось сразу два мощных союза. Yahoo! и оператор связи Sprint, а также AOL и AT&T Wireless практически одновременно запустили в обычных сотовых сетях службы мгновенного обмена сообщениями (IM) — соответственно Yahoo IM и AOL IM/ICQ.

Пользоваться новыми сервисами могут абоненты с телефонами, поддерживающими J2ME. IM-клиенты позволяют обмениваться сообщениями точно так же, как на ПК, включая возможность вести несколько «разговоров» сразу.

IM-сервис Yahoo! и Sprint обойдется всего в 3 доллара в месяц (это стоимость подписки, сами сообщения не тарифицируются). У AOL и AT&T другая ценовая политика, там взимают по 10 центов за одно исходящее сообщение (входящие бесплатны). Оба оператора продают телефоны с уже предустановленными IM-клиентами. — Т.Б.

Буквоеды

Судебные запреты на использование торговой марки Lindows в Европе (в настоящее время они действуют в Финляндии, Швеции и странах Бенилюкса) не только остаются в силе, но и становятся все строже («КТ» #530). В рекордные сроки (менее чем за два месяца разбирательств) Microsoft смогла добиться прекращения продаж LindowsOS на территории Франции. Корпорация требовала от единственного во Франции дистрибьютора спорного продукта — компании Hermitage Solutions — 308 тысяч евро в качестве возмещения за незаконное использование торговой марки, созвучной с Windows. Но 10 февраля стороны подписали мировую, ограничившись прекращением продаж LindowsOS. Впрочем, СЕО компании Lindows.com Майкл Робертсон (Michael Robertson) нашел остроумный выход из сложившейся ситуации. Следуя букве закона, специально для «проблемных» европейских стран из названия системы изъяли часть букв, превратив Lindows в Lin---s (произносится как LinDash). «Новая» ОС распространяется на одноименном сайте www.lin---s.com. Лучшую рекламную акцию и придумать трудно.

Парадоксально, но на «своем поле», в США, Microsoft никак не может одержать верх. 10 февраля окружной суд Сиэтла вынес решение, в котором еще раз было отмечено, что общеупотребительные термины должны оставаться таковыми несмотря на все попытки компаний (даже таких крупных, как Microsoft) сделать их своей исключительной собственностью. Похоже, американское правосудие не намерено признать за Microsoft исключительное право на использование слова Windows в качестве торговой марки (правда, у корпорации есть право на апелляцию). — Т.Б., Н.Б.

Ошибочка вышла

Представители компании General Electric (GE) раскрыли некоторые подробности масштабного отключения электроэнергии, произошедшего в Северной Америке в августе прошлого года. Тогда, напомним, без света остались около 50 млн. человек в США и Канаде. Официально причиной «затемнения» названо роковое стечение обстоятельств: повреждение одной из линий передач компании FirstEnergy в условиях перегрузки вызвало цепную реакцию аварий. Но, как сказано в отчете о расследовании, проводившемся специалистами GE совместно со служащими FirstEnergy и государственными экспертами, немалую долю вины следует возложить на программное обеспечение, использовавшееся для контроля за перебрасыванием электроэнергии из одной сети в другую.

Как оказалось, в программном комплексе XA/21, разработанном GE, скрывалась ошибка, которая могла проявиться только в редчайших случаях, после определенной серии событий на контролируемом участке. К несчастью, именно так и произошло 14 августа в диспетчерском центре FirstEnergy в городе Акрон, и сначала главный, а за ним и резервный серверы, на которых исполнялась XA/21, тихо, без каких-либо сигналов, вышли из строя. Поскольку именно на них лежала задача ведения логов, диспетчеры, следившие за ситуацией, не сумели вовремя среагировать и, возможно, подавить аварию в зародыше. Как следует из отчета, для обнаружения ошибки потребовался тщательный анализ нескольких миллионов строк кода и несколько недель напряженной работы. Комментировать природу бага в GE отказываются, но известно, что патч для его устранения был выпущен и установлен в FirstEnergy осенью.

Конечно, полностью застраховаться от компьютерных сбоев невозможно. Очередным свидетельством тому может служить столпотворение, случившееся на дорогах центральной части Мельбурна утром 12 февраля. Три десятка светофоров, одновременно вышедших из строя, породили огромные пробки на нескольких магистралях. Как вскоре выяснилось, отказала система удаленного управления светофорами SCATS, эксплуатирующаяся службой контроля дорожного движения VicRoads. Отказ, в свою очередь, был спровоцирован банальным сбоем жесткого диска. Техники из дорожного управления, ехавшие на службу, застряли в тех же самых пробках, поэтому светофоры удалось запустить лишь к полудню, временно переключив их на автономный режим работы.

Удаленное управление светофорами — не новинка: в Мельбурне на отдельных участках автомагистралей оно было введено еще двадцать лет назад. Такой механизм помогает эффективно регулировать дорожные потоки в часы пик и быстро реагировать на дорожно-транспортные происшествия. Но за все, увы, приходится платить… — Е.З.

Вырви глаз

С 14 февраля в аэропорту Франкфурта-на-Майне, одном из крупнейших в Европе, тестируется система биометрической идентификации пассажиров по радужной оболочке глаза, созданная компаниями Byometric Systems и Oki Electric Industry. Предполагается, что система, которая в дальнейшем, вероятно, будет развернута в семнадцати странах Евросоюза и Швейцарии, может стать эффективным средством в борьбе с терроризмом (от последствий трагедии 11 сентября 2001 года пострадали многие авиакомпании).

В аэропорту на постах паспортного контроля установлено семь сканирующих терминалов. В тестовой эксплуатации могут поучаствовать жители Швейцарии и граждане ЕС, пользующиеся услугами авиакомпании «Люфтганза». Желающие должны заранее пройти процедуру сканирования радужки, для того чтобы в дальнейшем при вылете за границу ускорить прохождение иммиграционного контроля (который сводится к сопоставлению паспортных данных, считываемых специальным сканером, и ассоциированного с ними в базе данных рисунка радужной оболочки глаза). Первым испытателем аппаратуры стал министр внутренних дел Германии Отто Шили (Otto Schily, на фото), отметивший, что подобные системы являются на данный момент самыми надежными. По заявлениям разработчиков, сканирование радужки обеспечивает гораздо большую точность, чем работа с отпечатками пальцев.

В основе каждого терминала — разработанный компанией Oki биометрический идентификатор IRISPASS-WG обеспечивающий высокую скорость сканирования (максимальное время — 3 секунды, а вся процедура контроля занимает около 20 секунд) и точность измерения (вероятность ошибочной положительной идентификации составляет 0,000083%). Для получения изображения радужной оболочки глаза используется источник света низкой интенсивности (соответствует международным стандартам безопасности и безвреден для человека), излучающий в диапазоне, близком к инфракрасному. Byometric Systems, в свою очередь, разрабатала программное обеспечение, которое распознает и сравнивает рисунки радужки.

Если за полгода испытаний система докажет свою жизнеспособность, аналогичные терминалы получат прописку и в других аэропортах Европы. Дополнительный толчок развитию этого проекта должно придать запланированное в странах Евросоюза введение паспортов нового образца, содержащих биометрические данные владельца. — Н.Б.

Бельгийская тигра

В середине февраля полиция арестовала девятнадцатилетнюю студентку Брюссельского технологического университета, широко известную в Сети под ником Gigabyte. Она обвиняется в создании и распространении нескольких вредоносных программ.

Отдел бельгийской полиции по борьбе с киберпреступлениями задержал хакершу в тот момент, когда она готовилась разместить на своем сайте очередной вирус. При обыске в ее квартире были изъяты пять компьютеров и носители информации. После допроса Gigabyte отпустили под подписку о невыезде. По словам следователя Оливье Богарта (Olivier Bogaert), ведущего дело, обвиняемая очень талантлива и ему жаль, что она направила свои способности не в то русло.

Гигабайт известна в Бельгии давно — славу помог приобрести юный возраст и пол, все-таки девушка-хакер — редкость. По ее собственному утверждению, программированием Гигабайт занялась в шесть лет, в четырнадцать написала первый вирус, а в восемнадцать стала известна как автор первого вируса на C# — языке платформы Microsoft .NET.

Юная хакерша утверждает, что лишь писала вирусы и размещала их на своем сайте, а распространением вредоносных программ никогда не занималась. Гигабайт уверена, что предъявленные ей обвинения столь же абсурдны, как и обвинение изобретателя пистолета в том, что из его творения кто-то был застрелен. Однако суд вряд ли примет во внимание эти доводы. С 2000 года в Бельгии действует законодательство, предусматривающее уголовную ответственность не только за распространение, но и за написание вирусов. Гигабайт грозит штраф размером около 125 тысяч долларов и тюремное заключение сроком до трех лет. Но скорее всего, суд ограничится штрафом — все-таки девушка… — Т.Б.

Matrix has eBay

Если вам встретилось очень выгодное предложение какого-то ходового товара на аукционе eBay, например цифровой видеокамеры или хорошего MP3-плейера долларов за 30–40, ни в коем случае не соблазняйтесь низкой ценой. Знатоки бьют тревогу: крупнейший онлайновый аукцион мира охвачен эпидемией финансовых пирамид, не сулящих большинству их участников ничего, кроме потерянных денег.

Как правило, подобные махинации базируются на простой «матричной» схеме. Соблазненный дешевизной покупатель перенаправляется на сайты, где ему для отвода глаз предлагают заплатить указанные деньги в обмен на другие товары («сидюки», электронные книги и пр.). После этой процедуры имя покупателя попадает в «клубный список», а затем от новоявленного «члена клуба» требуется подобным же образом заарканить несколько других простаков, разместив на аукционе ряд аналогичных объявлений. От эффективности «клева» напрямую зависит, вознесется ли его организатор на верхушку «пирамиды», получив, например, вожделенный iPod.

«Матричные» схемы на аукционных прилавках в последнее время получили столь широкое распространение, что для многих посетителей это уже стало признаком легальности подобных сделок. Как признался участник одной из пирамид, «я довольно скептически отношусь к этой затее. Но всего сорок баксов — почему бы не попробовать? Получишь товар — замечательно, нет — ничего страшного. Будет урок». О масштабах мошенничеств на eBay свидетельствуют хотя бы те несколько тысяч ссылок на «полубесплатные» плейеры, которые в настоящий момент выводит поисковая система сайта. По словам представителей eBay, о подобных махинациях в своей вотчине до недавнего времени им ничего не было известно. Несмотря на то что сотрудники аукциона, спохватившись в последний момент, пытаются удалять особенно скандальные предложения вручную, выкорчевать подобные «сорняки» среди миллионов лотов — задача нереальная. Так что «уроки», судя по всему, еще будут продолжаться долго. — Д.К.

Ручной мух в шестом поколении

В феврале PalmSource представила следующее поколение своих операционных систем для наладонников и смартфонов.

Флагманская Palm OS 6, предназначенная для HiEnd-устройств, получила коммерческое название Cobalt (что-то палмоводов в последнее время тянет на металлургию, сначала вольфрам [Tungsten] продавали, теперь вот до кобальта добрались). Судя по опубликованным скриншотам, пользовательский интерфейс не претерпел значительных изменений, однако, как сообщается, система фактически переписана с нуля, чтобы оптимизировать выполнение «родных» ARM-приложений. В Cobalt заявлены многозадачность и многопоточность, возможность работы сразу с несколькими сетевыми подключениями, мощная криптосистема, поддержка до 256 Мбайт RAM и ROM, экранов с разрешением до 32000x32000 пикселов (c реализацией антиалиасинга и других эффектов), мультимедийных стандартов ADPCM/PCM, MP3, MPEG1 и MPEG4 (в богатой мультимедийной функциональности чувствуется наследство BeOS). Помимо этого, в списке достоинств фигурирует улучшенная совместимость с Windows (в частности, с Microsoft Outlook) и старыми Palm-приложениями (через эмулятор).

Вторая анонсированная ОС — Garnet (тоже не обошлось без минералогических аллюзий) — представляет собой развитие ветви Palm OS 5 и предназначена для менее мощных мэйнстрим-наладонников и смартфонов. Доработка коснулась средств защиты коммуникаций, работы с памятью и мультимедиа (число поддерживаемых стандартов по сравнению с Cobalt ограничено — для снижения конечной стоимости и из-за меньшей мощности целевых устройств).

В ходе PalmSource Developer Conference компания объявила и о том, что лагерь разработчиков, участвующих в программе «Palm OS Ready»: Intel, ATI, M-Systems, Motorola, Samsung Semiconductor и Texas Instruments, пополнился еще одним заметным игроком. Им стала NVIDIA, которая будет разрабатывать графические подсистемы для PDA под управлением Cobalt и Garnet. Семейство графических чипов для Palm OS устройств получит имя GoForce. Планируется, что именно графический чип от NVIDIA позволит работать с экранами большего разрешения, будет отвечать за обработку фото и видео (захваченных встроенной камерой) и принесет в наладонники мощную 3D-графику, которая справится с любой современной игрой. Вместе с тем NVIDIA обещает низкое энергопотребление, без чего устройствам на батарейках никак нельзя. Осталось только дождаться воплощения обещаний в «железе». — Т.Б.

Там, за окном

Knoppix и подобные ему «живые» дистрибутивы операционной системы Linux сегодня уже не в диковинку: на одном CD умещается и сама ОС, и десятки приложений для нее, причем все это богатство может работать прямо с диска, без установки на винчестер. Но, оказывается, похожий проект развивается и для Microsoft Windows — усилиями энтузиаста Барта Лагервея (Bart Lagerwej), вот уже год работающего над программой PE Builder (www.nu2.nu/pebuilder). Этот свободно распространяемый инструмент (код его, впрочем, закрыт) позволяет изготовить из стандартного дистрибутива Windows XP или Windows Server 2003 специальную версию, которая размещается на одном CD- или DVD-диске и загружается прямо с него, опять-таки не требуя использования винчестера. Получившийся «урезанный» вариант Windows, конечно, не дотягивает до полнофункциональной ОС, поскольку реализованы лишь базовые функции программного интерфейса Win32 (включая поддержку сетей и файловых систем), а число процессов, которые можно запустить, не превышает шести. Но для проведения «спасательных операций» и всевозможных администраторских работ этого вполне достаточно, тем более что на том же диске помещаются и необходимые прикладные программы.

Преимущества разработки Лагервея перед стандартной Windows PE (обладающей сходной функциональностью и выпускаемой Microsoft для автоматизации развертывания Windows на больших предприятиях) заключаются в более широком выборе инструментов для администрирования системы и обходе лицензионных ограничений WinPE (она доступна лишь некоторым корпоративным покупателям). — Е.З.

Совсем как взрослая!

Хотя операционные системы Windows 2000/XP давно потеснили семейство Win9x на жестких дисках не только корпоративных, но и домашних систем, «поколение 90-х» и не думает сдаваться — многие пользователи продолжают жить на старых ОС. Зачем им изменять, если компьютер используется для работы в текстовом редакторе и лазанья по Интернету?

Между тем даже самому консервативному юзеру хочется быть уверенным в безопасности морально устаревшей ОС, что, увы, не всегда возможно. Удобная практика выпуска сервис-паков — регулярных кумулятивных апдейтов — для семейства 9x, к сожалению, не реализована, и при каждой переустановке OC (а именно этим «девятка» ой как грешит) приходится раз за разом вытаскивать все из Сети по кусочкам. Вероятно, этот неувлекательный процесс надоел одному из продвинутых пользователей.

В феврале, на exuberant.web1000.com/98sesp.html был размещен неофициальный Service Pack 1.1 для Windows 98 SE. Самоустанавливающийся файл размером 7,5 Мбайт содержит все 52 заплатки (hot fix) с Windows Update; обновление, позволяющее отображать в системном трее 256 цветов вместо 16 (более красивые иконки); улучшенные Defrag, ScanDisk и Notepad (версии из WinME); оптимизировано использование файла подкачки (ОС не будет использовать своп до тех пор, пока не «съест» всю оперативную память); улучшена поддержка WDM/USB (проблемы с драйверами); Windows Scripting Host 5.6; Visual Basic 6.0 SP5; добавлена цветовая тема для десктопа а-ля Windows 2000 и парочка косметических доработок внешнего вида и производительности.

Работает апдейт только на английской версии Win98SE. В настоящее время готовится неофициальный SP1 для WinME (в него войдут 27 заплаток, улучшенный Notepad, будет оптимизирована работа со swap-файлом и т. д.). — Т.Б.

Руками не трогать

Как продлить жизнь CD- и DVD-дискам? Таким вопросом задались сотрудники Национального института стандартов и технологий США (NIST) и провели исследование, выявившее основные факторы, которые препятствуют долголетию оптических носителей. Во время «стресс-тестирования» дискам наносили механические повреждения, их травили химическими реагентами, подвергали воздействию разных типов излучений, после чего с каждого из пострадавших носителей пробовали извлечь информацию.

Как выяснилось в ходе «египетских казней», многих причин преждевременного «старения» дисков их владельцы недооценивают. Одна из них — дневной свет: подолгу находясь на солнышке, диски страдают от перегрева и ультрафиолетовых лучей. Еще одним «невидимым врагом» CD и DVD является постепенно деформирующая их гравитация, поэтому экспонаты домашних «дискотек» настоятельно рекомендуется ставить на полки вертикально. Как ни удивительно, отпечатки хозяйских пальцев на рабочей поверхности порой вредят «сидюкам» гораздо больше случайных царапин, а лучшим средством для протирки является мягкая тряпочка, смоченная изопропиловым спиртом.

Выводы из своего «краш-теста» специалисты отразили в «курсе молодого бойца», опубликованном на официальном сайте института (www.itl.nist.gov/div895/carefordisc/disccare.html). По уверению составителей, если следовать указанным рекомендациям, средний срок службы оптических дисков может составить не менее трех десятилетий. Правда, вопрос о том, останутся ли к тому времени в зоне бытовой досягаемости устройства, с помощью которых можно будет прочитать старые добрые «сиди» и «дивиди», увы, остается открытым. — Д.К.

Артемида-охранница

Японская компания Tmsuk (www.tmsuk.co.jp ), разрабатывающая коммерческую робототехнику различного назначения (см., например, «КТ» #527), представила модель робота-охранника T-63 Artemis.

Аппарат, предназначенный для патрулирования закрытых помещений, назван в честь древнегреческой богини Артемиды, покровительницы диких зверей и охоты, которая строго наказывала тех, кто нарушает обычаи. Электронный секьюрити может обнаружить нарушителя с помощью инфракрасного сенсора, передать информацию о вторжении в службу безопасности и пометить подозреваемого из подобия пейнтбольного ружья (эффективная дальность стрельбы 10 метров, максимальная — 20 метров), стреляющего шариками с люминесцентной краской. Кроме того, Artemis умеет ставить дымовую завесу и сообщать о возгорании на подконтрольной территории.

Робот двигается по зданию, руководствуясь заложенной программой. Свое местонахождение он определяет с помощью радара и ультразвукового датчика и может даже пользоваться лифтом, нажимая нужные кнопки манипулятором. Камера, установленная в головной части, в реальном времени передает изображение на охранные мониторы через сотовый модуль стандарта FOMA (3G). В качестве источника питания создатели, учитывая особенности применения, выбрали аккумуляторы, обеспечивающие бесперебойную работу на протяжении 8 часов. То ли из соображений безопасности, то ли из-за того, что разработка еще не завершена, Tmsuk не сообщает точных технических характеристик своего детища, ограничиваясь общими словами. Поэтому скорость передвижения, чувствительность датчиков (за исключением противопожарного, действующего на расстоянии до 10 метров) и прочие достоинства новинки остаются в тумане.

Компания работала над проектом три года и теперь готова запустить Artemis в производство. Правда, речь идет не о продаже (видимо, агрегат достаточно дорог), а об аренде аппаратов. Ориентировочная стоимость годовой аренды робота-охранника, включая настройку, страховку и техническую поддержку, составит около 30 тысяч долларов. — Н.Б.

Размер как у колибри, а глаз как у орла

Группа американских исследователей из Университета Делавэра добилась новых успехов в разработке робота-птицы, предназначенного для эффективного решения задач наблюдения. Работа над миниатюрным махолетом идет третий год под руководством профессора Сунила Агравала (Sunil Agrawal). Самая большая трудность — это, конечно же, адекватно воспроизвести в машине специфику полета птиц или насекомых. Особенно тех, которые способны зависать в воздухе, поскольку именно это свойство новой платформы для видеокамер наблюдения больше всего привлекает спонсоров проекта — американских военных.

Начинался проект весьма скромно, с авиамоделей из легких бальзовых реек, тонкой бумаги и «мотора» из закрученного резинового жгута. После успеха первых тестов конструкторы перешли к электроприводу, питающемуся от батареи, и к испытаниям на природе, а время полета достигло нескольких минут. Парящий в небе робот даже привлек внимание птиц, которые с любопытством стали кружить по соседству.

На сегодняшний день разработчикам удалось существенно усовершенствовать конструкцию, повысив прочность и снизив вес орнитоптера с 50 до 15 г благодаря использованию графитового волокна и лавсановой пленки. Это дает возможность разместить на борту электронику и средства управления. Одновременно ведутся работы над программным обеспечением для управления «стаей» роботов, поскольку групповой полет птиц-наблюдателей сулит лучшие возможности для обзора. В перспективе команда Агравала надеется построить радиоуправляемую модель орнитоптера размером примерно с ладонь, имитирующую полет колибри. Исследования финансируют Военно-воздушные силы США, Национальный научный фонд и Национальный институт стандартов и технологий. — Б.К.

Принц и нищий

Компания Vertu, дочернее предприятие Nokia, производящее телефоны «не для всех», объявила о выпуске новой коллекции The Ascent (можно перевести как «подъем, крутизна»). Цены мобильников, изготовленных из стали, твердого и прочного аморфного сплава LiquidMetal, керамики и сапфирового стекла, действительно заоблачные (хоть и существенно меньше, чем у моделей первой коллекции Signature, вышедшей в 2002-м) — от 4 тысяч долларов.

Джайлс Риз (Giles Rees), вице-президент по продажам, заявил, что Vertu по-прежнему делает ставку на роскошь отделки, а не на технологическую начинку своих продуктов. По словам Риза, функции вроде мультимедийных сообщений MMS и уж тем более встроенных фотокамер — это не то, что нужно покупателям телефонов Vertu. Действительно богатые люди, мол, даже SMS не пользуются, не говоря о всяких планировщиках — для того чтобы напомнить о встрече, всегда есть секретарь.

Строгость строгостью, но примитивность новых аппаратов удивляет — ни одна из моделей не имеет не то что Bluetooth, но даже цветного дисплея! Правда, добавились полифонические мелодии вызовов (их нельзя редактировать, как и загружать собственные), но и это не привычная «попса», а фирменные «металлические» перезвоны Vertu, похожие на звон бокалов с искрящимся шампанским.

В общем, у богатых, как обычно, свои фирменные причуды. — Т.Б.

Наглый баннер

В конце января миру была представлена новая технология показа рекламных роликов в Интернете — теперь пользователь может сполна насладиться непотоковыми тридцатисекундными полноэкранными видеоклипами с качественным звуком, которые весят аж по два мегабайта.

У среднестатистических потребителей Интернет-рекламы давно выработался условный рефлекс на выпадающие окна и Flash-ролики — большинство пользователей мгновенно закрывает их, не обращая внимания на содержание. CTR баннерной рекламы упал до жалких десятых долей процента — мозг типичного веб-серфера уже не анализирует фрагменты изображений размером 468х60 пикселов, а продвинутые особи вообще устанавливают на свои компьютеры программы, избавляющие от навязчивой рекламы. Между тем аппетиты крупных рекламодателей все растут, и их нужно как-то удовлетворять.

Автор нового способа «зомбирования» — нью-йоркская рекламная фирма Unicast — утверждает, что разработанный формат рекламы не похож на все то, что обитатели Сети видели ранее. «Мы используем технологию Java-апплетов там, где все остальные используют JavaScript», — сообщил глава Unicast Джон де Пар (John dePar). При посещении «заряженного» сайта видеоклип незаметно начинает подгружаться на компьютер ни о чем не подозревающего пользователя. По окончании загрузки, как только жертва переключается с одного окна на другое, видеоролик разворачивается во весь экран и, не спрашивая разрешения, начинает воспроизводиться.

Системные требования: Windows, Internet Explorer, Windows Media Player 7.1 и виртуальная машина Java от Microsoft. Счастливые обладатели указанной конфигурации, не очень интересующиеся рекламой, могут отключить Microsoft VM в настройках IE. Любопытная ситуация сложилась с поддержкой JVM от Sun. Изначально она была заявлена Unicast, но во время тестирования выявилась «устойчивая нестабильность» в работе, вызванная «изменениями в последних релизах от Sun», и от поддержки самой распространенной в Сети Java-платформы пришлось временно отказаться. Учитывая, что Microsoft не поставляет свою Java VM в последних ОС Windows, прогрессивный формат рекламы пока могут увидеть немногие. Unicast обещала вскоре исправить досадную оплошность.

Интерес к новинке проявили Pepsi, Honda и Warner Brothers. Серии тридцатисекундных роликов, изготовленные для них изобретательными рекламистами из Unicast, уже крутятся на About.com, ESPN и MSN. Так что пока производители рекламных фильтров срочно клепают противоядие, рядовые пользователи спорят, скоро ли двигатель торговли станет прерывать сеансы Интернет-серфинга пятиминутными рекламными паузами… — С.С.

Клан «Милые дамы»

AOL Games — подразделение крупнейшего в США провайдера America Online — опубликовала результаты исследования игровой Интернет-аудитории «Casual Games Report», которые, мягко говоря, не только трудно принять на веру, но впору и вовсе поднять на смех.

Компания Digital Marketing Services, выполнявшая заказ AOL (с середины декабря 2003 года по середину января 2004-го было опрошено более 3,6 тысячи человек), утверждает, что самые активные онлайновые игроки — женщины в возрасте «за сорок». Они-де проводят за играми в полтора раза больше времени, чем мужчины, и являются даже более активными геймерами, чем подростки, предпочитая игрушки чтению, занятию спортом и… телепередачам (думали бы, прежде чем замахиваться на святое!). Большая часть этих извращенок играет с полуночи до пяти утра (?!!). В среднем женщины тратят на игры 41% онлайнового времени (9 часов), а мужчины 26% (6 часов).

Кстати, сильный пол играть заставляет фактор соперничества — соревнование важно для 35% мужчин и 29% женщин. На вопрос, почему они делают это, 62% дам ответили, что игрушки снимают стресс. Мужчины любят азарт и игры на деньги, тогда как женщины предпочитают не рисковать своими средствами.

Дальше больше. Около 20% всех знакомств, заведенных в Сети дамами «за сорок», впоследствии продолжились «в реале». И еще одно феноменальное утверждение. Количество взрослых, регулярно просиживающих за онлайновыми игрищами не меньше восьми часов, вдвое превышает число столь же увлеченных играми тинейджеров. Мы, конечно, понимаем, что первое поколение хардкор-геймеров давно повзрослело и уж теперь-то у них никто не стоит над душой, не заставляет учиться и не гонит в постель, но как же работа, еще раз работа и семья?!

Между тем половина подростков якобы утверждает, что тратит на сетевые игры больше времени, чем на чтение книг (опять явное вранье — кто из нынешних подростков вообще читает, и уж тем более — в Америке?!). Средний американский тинейджер проводит в сетевых баталиях по 7,4 часа в неделю (статистику явно портят слабаки и хлюпики).

В общем, из нового исследования трудно сделать какие-то выводы кроме одного: в Штатах в Сети играются все, от мала до велика. — Т.Б.

Чего хотят женщины?

«Когда пару лет назад мы начинали свой бизнес, рынок был на 96% мужским, ныне же все перевернулось вверх тормашками», — удивленно разводит руками менеджер онлайнового магазина по продаже гаджетов Dabs.com Луиза Дербишир (Louise Derbyshire). И ее можно понять. Cогласно исследованию, проведенному британской аналитической компанией Verdict, в 2003 году жительницы страны впервые в истории одержали верх над мужчинами в области Интернет-шопинга: в среднем дамы потратили в сетевых супермаркетах 495 фунтов стерлингов, в то время как размер онлайновой мужской «потребительской корзины» составил всего лишь 470 фунтов. Что ж, эта победа вполне заслужена, если учесть, что по сравнению с 2002 годом жительницы Британии стали делать покупки в онлайне на 71,4% чаще — у мужчин вшестеро меньший прирост.

По мнению аналитиков, в нынешнем сетевом потребительском «матриархате» нет ничего удивительного, и он лишь доказывает, что Интернет из диковинки постепенно становится обычным средством связи — ведь «шопинг» во все века признавался прерогативой прекрасного пола. Если мужчины лезут в Паутину в основном за электроникой, интересы их подруг куда разнообразнее — им нравится приобретать в онлайне продукты, мебель, косметику, одежду и книги. Порукой растущей популярности Сети в Британии является и то, что в категорию наиболее щедрых Интернет-покупателей выбились пенсионеры. Все активнее осваивающие Сеть бабушки-дедушки имеют гораздо больше свободного времени для прогулок по виртуальным торговым рядам и совершают покупки куда чаще своих «продвинутых» внуков, благодаря чему онлайновая покупательская корзина публики «за 55», составила в среднем 527 фунтов, увеличившись за год на четыре трети.

К утешению мужчин, можно сказать, что они пока еще «берут числом», составляя больше половины (53,7%) онлайновых покупателей Британии. Впрочем, не исключено, что в нынешнем году прекрасному полу покорится и этот бастион. — Д.К.

Спайдермэн правит миром!

Крупнейшие в мире издательства комиксов — Marvel Enterprises и DC — всерьез прониклись успехами кинопостановок своих продуктов. Обе компании начали пачками скупать доменные имена, которые, очевидно, станут официальными сайтами фильмов по мотивам графических новелл. Marvel приобрела Deathlokmovie, Elektramovie, Fantastic-Four, Iron-Man-movie и Sub-Marinermovie.com, а DC застолбила CaptainMarvelmovie, GreenLantermovie, PlasticManmovie, Shazammovie и Watchmenmovie.com. Конечно, регистрация доменов не говорит о том, что все сетевые дома впоследствии найдут своих жильцов, но сама по себе инициатива заслуживает внимания.

Впрочем, с фильмами-комиксами у издателей не все гладко. Так, Marvel до сих пор в судебном порядке пытается добиться от Sony выплаты дополнительных 6 млн. долларов отчислений за фильмы «Men in Black» и «MIB II», которые потерялись где-то в бухгалтерских книгах. Sony все отрицает, но 6 млн. долларов — это не кот наплакал, поэтому «комиксоделы» намерены идти до конца, даже несмотря на возможную потерю Sony в качестве партнера — такой лакомый продукт, как комиксы, интересен всем без исключения кинокомпаниям и анимационным студиям. В феврале руководство Marvel поспешило встретиться с Pixar, разорвавшей отношения с Walt Disney. В планах издателя комиксов не только фильмы, но и несколько десятков полнометражных анимационных лент.

В свою очередь, к Marvel в гости пожаловала Electronic Arts. И опять же речь идет не о визите вежливости: компании подписали договор о сотрудничестве в деле создания игр. Контракт подразумевает использование более сотни персонажей комиксов Marvel и совместное создание новых супергероев. Жанр игр, согласно договору, ограничен файтингом, так что теперь фанаты комиксов про Бэтмэна и Супермэна наконец смогут разрешить споры о том, чей же любимый герой круче и кто кому надерет зад. Первая игра от EA и Marvel выйдет в конце 2005 года. Напомним, что Marvel уже лицензировала своих героев (Человека-паука и людей Икс) компании Activision, но речь идет о других игровых жанрах, так что проблем тут не возникнет. — Т.Б.

Неоконченный дневник

Вот и не стало еще одного футуристического проекта исследовательского агентства DARPA при Министерстве обороны США. К похороненным в прошлом году системе оповещения о террористических атаках TIA (Terrorism Information Awareness) и виртуальному «тотализатору» FutureMap добавился проект LifeLog — амбициозная попытка создания единой базы данных, содержащей информацию о любых внешних проявлениях личности человека (см. «КТ» #504). Среди бескрайнего океана данных (все, что чувствует и делает человек) эксперты по искусственному интеллекту намеревались со временем выудить информационные «течения», непосредственно влияющие на мотивы поведения их «хозяина», что в перспективе обещало создание автономного электронного солдата.

Проект тихо скончался в конце января, при этом его создатели из DARPA не привели каких-либо внятных объяснений своему решению — лишь пресс-секретарь агентства Джен Уолкер (Jan Walker) вскользь упомянула о каких-то «изменениях приоритетов». По мнению ряда независимых экспертов, LifeLog, возможно, пал под натиском критики, которую обрушили на него общественные организации. Не секрет, что пока пиарщики из DARPA взахлеб расписывали достоинства будущего «универсального солдата», американские правозащитники предпочитали не отрываться от грешной земли, всерьез опасаясь, что гигантские «дневники» со временем превратятся во всеобъемлющие досье на инакомыслящих.

Если правозащитникам прощание с LifeLog явно пришлось по сердцу, то у некоторых профессионалов в области computer science оно вызвало уныние. По мнению многих исследователей, это был весьма перспективный проект, представлявший интерес как для дальнейших экспериментов в области искусственного интеллекта, так и для теории познания в целом. Впрочем, все не так уж плохо: в стенах DARPA продолжают развиваться по намеченному плану другие, не столь скандальные «родственники» LifeLog — в частности, проект по созданию программного секретаря. Не дремлют и конкуренты: так, в Microsoft ведут активную работу над родственным проектом MyLifeBits по сортировке и хранению воспоминаний. Черту под настроениями своих коллег подводит профессор Массачусетского технологического института Дэвид Каргер (David Karger): «Не удивлюсь, если подобные исследования скоро будут финансироваться под какой-нибудь другой вывеской. Просто не могу представить, что в DARPA пустили на ветер свою работу в столь важной области». — Д.К.

Машина времени

Международной группе астрофизиков удалось обнаружить самую далекую из когда-либо наблюдавшихся галактик, находящуюся в 13 млрд. световых лет от Земли (обведенная область на фото). Свет от нее шел до нас так долго, что сейчас мы видим портрет галактики вскоре (по космическим меркам, конечно) после Большого взрыва — как полагают астрономы, где-то через 750 млн. лет после рождения Вселенной.

Обнаружить такой далекий объект помогла не только мощь современных «машин времени» — телескопов (галактику наблюдали с помощью орбитальной обсерватории Хаббла, а также пары самых больших наземных телескопов в обсерватории Кека с зеркалами диаметром десять метров), но и счастливое стечение обстоятельств. На пути от новооткрытой галактики свет проходит рядом с галактическим кластером Абель 2218, огромная масса которого искривляет пространство так, что получается своеобразная гравитационная линза, в 25 раз усиливающая яркость удаленного объекта.

Диаметр галактики около двух тысяч световых лет, она примерно в пятьдесят раз меньше нашего Млечного пути. 13 млрд. лет назад в ней интенсивно шло звездообразование со скоростью приблизительно три солнца в год. Это и другие последние наблюдения свидетельствуют, что процесс образования звезд и галактик из плотных газовых облаков проходит гораздо быстрее, чем считалось до сих пор.

Галактики и квазары постоянно соревнуются за звание самых далеких объектов. Расстояние до них определяют по красному смещению спектральных линий, возникающему из-за эффекта Доплера. Чем дальше объект, тем быстрее он от нас удаляется из-за расширения Вселенной и тем больше смещение. До этого были известны галактика и тринадцать квазаров с красным смещением 6,5, а у новой галактики эта величина достигает 7. — Г.А.

Разгон облаков, установление хорошей погоды

Автомобильный гигант Nissan сделал крупный заказ небольшой канадской компании HailStop. Для своих обширных открытых стоянок с готовыми автомобилями в городе Кантон, штат Огайо, концерн заказал необычную систему защиты от града.

Град сравнительно редкое, но крайне разрушительное явление. Обычно градины имеют диаметр от пяти миллиметров до двух-трех сантиметров, но встречаются экземпляры весом до килограмма, а скорость их падения достигает десятков метров в секунду. Для образования градин необходимо сильно переохлажденное облако с восходящими потоками воздуха, которые должны долго удерживать замерзшие капельки воды, чтобы на них успело намерзнуть достаточно много льда.

Новая автоматическая система борьбы с градом HailStop способна с помощью радара обнаружить опасное облако и расстрелять его из необычной «звуковой пушки». Последняя представляет собой направленное вверх сопло высотой несколько метров, в котором каждые шесть секунд взрывается смесь воздуха с ацетиленом. По утверждению компании, такая пушка обстреливает облако «положительно ионизированными ударными волнами, провоцирующими в нем микронеустойчивости», которые и препятствуют образованию града. Одна установка «гарантированно защищает площадь диаметром в километр».

Однако многие специалисты-метеорологи теряются в догадках, каким же образом звуковая пушка может помешать образованию града, и очень сомневаются в ее эффективности. Компания HailStop, впрочем, по вполне понятным причинам хранит молчание. Обычно градовое облако расстреливают из пушек или ракет, распыляющих йодистый свинец или йодистое серебро. Частицы этих веществ становятся дополнительными центрами конденсации, «облегчающими» облако от лишней воды и сильно уменьшающими размер льдинок за счет большего их количества. Однако «звуковая пушка» гораздо дешевле, что, видимо, и подкупило автомобилестроителей. Впрочем, первый же град покажет, кто был прав и не стала ли экономная Nissan жертвой околонаучных мошенников. — Г.А.

Карты в руки

Продвинутая военная технология для обнаружения подводных лодок противника сегодня обретает популярность в качестве чрезвычайно удобного, безопасного и сравнительно недорогого способа картографирования морского дна вблизи побережья. Речь идет о технологии ALB (от Airborne Lidar Bathymetry — «воздушная лидарная батиметрия», иными словами — измерение глубины с помощью лазерного радара, размещенного на самолете или вертолете).

Работает эта техника следующим образом. Лидар испускает лазерный импульс с борта воздушного судна в направлении водной поверхности. Свет лазера отражается как от воды, так и чуть позже ото дна. Сенсоры ALB регистрируют оба отраженных сигнала. Интервал времени между приходом отражений пропорционален глубине — с учетом скорости света в воде и дополнительных переменных стихии, таких как степень волнения на море, приливы-отливы и т. д. За время полета процесс сканирования повторяется миллионы раз, так что в результате компьютер генерирует подробную океанографическую карту, весьма ценную при навигации, поиске нефти и газа, решении задач охраны побережья, демаркационной разметке экономических зон, наконец, просто при хозяйственном обслуживании пляжей и прибрежных рифов.

Начало применения ALB относят к 1960-м годам, когда ВМС США стали использовать размещенные на самолетах лазеры для поиска субмарин на сравнительно небольших глубинах (сейчас до 70 метров). В течение 1970-80-х годов появилось несколько поколений более продвинутых прототипов сканирующих систем ALB. За последние годы, с началом коммерческого применения метода, картографирование дна с воздуха уже доказало, что способно состязаться в точности с традиционными методами замеров с борта корабля. Важнейшее преимущество ALB в том, что эта технология строит карты примерно в двадцать раз быстрее традиционных корабельных систем, а обходится вдвое дешевле. Не говоря уже о том, что картографировать территории со сложным скалистым рельефом гораздо безопаснее с воздуха.

Считается, что применяемый в ALB зеленый лазер не оказывает вредного воздействия на окружающую среду и не опасен для человека, попавшего в зону сканирования. На сегодняшний день коммерческие заказы на лазерное картографирование с воздуха выполняют по всему миру две ведущие ALB-системы: LADS Mk II австралийской фирмы Tenix LADS (www.tenix.com) и SHOALS (Scanning Hydrographic Operational Airborne Lidar Survey) Инженерного корпуса армии США. — Б.К.

Причуды фасовки

Неожиданные результаты получила команда математиков и физиков из Корнельского и Принстонского университетов, изучавшая случайную упаковку… конфет M&Ms.

Задачи упаковки имеют давнюю историю. Еще в шестнадцатом веке Иоганн Кеплер установил, что при оптимальной упаковке шаров в «шахматном» порядке они заполнят примерно 74% доступного объема. Правда, строгое математическое доказательство этот, казалось бы, очевидный результат получил лишь в 1998 году.

Однако если шары набросаны случайным образом, то они заполняют лишь 64% объема. Долгое время считалось, что этот результат лучший. Каково же было удивление ученых, когда они обнаружили, что поднадоевшие своей рекламой конфеты M&Ms, имеющие форму сфероида (сплюснутого шара), занимают 68–71% доступного объема. Для проверки даже были выполнены контрольные измерения методом ядерного магнитного резонанса, которые подтвердили, что конфеты набросаны случайным образом и не сложились в коробке в какую-нибудь плотную упорядоченную структуру.

Впрочем, подумав и сделав расчеты, авторы поняли, что так и должно быть. Более того, если шары не сплюснуть, а, наоборот, вытянуть в форме сигары, то они уложатся еще плотнее, заполнив почти 74% объема. Дело в том, что правильные шары, занимая устойчивые позиции в случайной упаковке, могут только слегка двигаться в разные стороны. А у сфероидов есть еще дополнительная, вращательная степень свободы, вот упаковка и получается плотнее. — Г.А.

Утро вечера мудренее

Если у тебя есть трудная проблема, лучше с ней переспать. Похоже, эта старая народная мудрость получила научное обоснование благодаря работам нейробиологов из Любекского университета в Германии.

Ученые предлагали нескольким группам добровольцев решить хитрую математическую задачу. С помощью рутинного правила по одной последовательности чисел нужно было найти последнее число в другой последовательности. Однако ответ можно было получить и гораздо более простым способом, о котором, правда, нужно было еще догадаться.

Оказалось, что если задачу объясняли вечером, то те, кто безмятежно спал, следующим утром догадывались о легком способе вдвое чаще тех, кто ночью бодрствовал. Это нельзя объяснить банальной усталостью, поскольку добровольцы, которым ставили задачу утром, вечером показывали такой же плохой результат. Получается, что сон пробуждает интуицию.

Дело в том, считают ученые, что во время сна наш мозг обрабатывает и раскладывает по полочкам полученную за день информацию. По-видимому, во время фазы быстрого сна, занимающей 20–25 процентов его общей продолжительности, происходит переработка и перемещение накопленной за день информации из кратковременной памяти в долговременную. Добровольцам «снилось» решение их задачи, хотя многие забывают сны сразу после пробуждения.

Специалисты подчеркивают, что сегодня хронический недосып принял масштабы эпидемии. А полноценный сон очень важен для творческой деятельности. Порой даже днем полезно полчасика подремать, чтобы восстановить свои способности. — Г.А.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.