Архивы: по дате | по разделам | по авторам

А вот и NET

Архив
автор : Сергей Леонов   03.03.2004

Интервью с руководством одной из московских районных локальных сетей.

Локальных сетей в спальных районах Москвы развелось великое множество, и принципиальных различий между ними не слишком много. Увы, в моем районе такой сети нет, поэтому пришлось обращаться к тем, кого было проще "достать" через знакомых. Оно и к лучшему: я в данном случае - лицо незаинтересованное. Итак, представляю: ООО "Сити онлайн" (CLN), Москва, Восточное Дегунино. В беседе участвовали генеральный директор Александр Кочемаров, коммерческий директор Сергей Анисимов и сотрудник службы аппаратной поддержки Виталий Егоров.

Пользователь сети имеет право не уметь читать, включать и выключать компьютер, имеет право разводить у себя на машине вирусы и прочую самоходную живность, как самостоятельно, так и с помощью других лиц, имеет право игнорировать просьбы и попытки с ним связаться со стороны работников сети. Кроме того, пользователь имеет полное право не думать вообще. Однако это не освобождает его от ответственности, в соответствии с Правилами компании, за поведение компьютера, зарегистрированного в сети на его имя.
- Выдержка со страницы службы техподдержки сети CLN

Итак, если не секрет: районы, сколько домов, сколько пользователей?..

- Обычная сеть, каких много. Существует четыре с лишним года. Больше 1100 пользователей. Примерно 90 домов. Свыше 90 ящиков.

Секундочку, а что такое "ящик"?

- Имеется в виду ящик под оборудование. Иногда стоит один ящик на дом, иногда несколько, до трех.

Каков процент подключающихся к вашей сети?

- Когда все это начиналось, по разговорам с теми, кто уже делал такие сети, статистика была следующая: подключается 2% от общего числа квартир. Сейчас дошло уже до 5%, по крайней мере в Восточном Дегунино.

Собираетесь расширяться?

- Есть мысли, есть. Но пока говорить об этом не будем.

Какие технические решения применяются (каналы, оборудование)?

- Насчет каналов конкретно сказать нельзя, все зависит от обстановки. И от того, у кого сколько денег. Есть точка присутствия Интернета, есть канал, от нее потянулась либо оптика, либо медная магистраль, по земле или по воздуху. Магистраль приходит в дом, там обычно стоит коммутатор. Для обеспечения прозрачности, в отличие от сетей с кучей маршрутизируемых участков, мы используем бриджи на Linux-системах. Оптика связывает только большие потоки трафика - межсетевые, между районами, затем - медные магистрали. А Ethernet - уже в пределах дома. Магистраль при этом может идти дальше.

Можно и сочетать разные технологии. У нас, например, в связи с тем, что история давняя, вначале была топология коаксиального кабеля, если кто еще помнит, что это такое, потом все перешло в нормальный Ethernet, но к одному дому до сих пор идет кусок коаксиала - это единственный дом, где, к сожалению, ничего нельзя поменять. Уже после того, как мы бросили кабель, там сделали ремонт, и кабель так заложили, что теперь до него просто не добраться, пока не снесут дом. Есть, кстати, и такой дом, в котором кабели тянутся из окна в окно. Там уже была сетка, и они захотели к нам подключиться. Соответственно, мы взяли его на баланс, не трогая кабельную систему.

Бывало, когда народ сам объединялся (три-четыре-пять-десять человек), а потом давали нам коллективные заявки на подключение. Как правило, мы перетягиваем кабели, делаем свою проводку, чтобы было видно, что это наш кабель. У нас есть некоторый опыт, и мы следим за качеством исполнения, так как было несколько скандалов, когда монтаж выполняли наши конкуренты… Наворотят каких-то гадостей, а нам потом разгребать - ведь мы за это отвечаем.

Радиоканалы не используете?

- Вообще, это запрещено, тем не менее любые сети имеют радиоканалы. Во-первых, ну кто получит разрешение Госсвязьнадзора на использование радиоканала? Эта проблема не стоит тех денег. Но у всех есть клиенты, к которым кабелем не дотянешься, - в промзонах, например. Поэтому у всех есть и радиоканалы, но об этом не любят говорить. В результате в сети используется все, что породила эволюция, начиная с момента появления коаксиального кабеля, - от "кокса" до оптики.

Что ставится в ящик, опять же зависит от количества пользователей. Есть дома, где установлено оборудование по 500–700 долларов за единицу.

Не воруют?

- Это большая головная боль. Решается в первую очередь технически - железными ящиками. Причем пока мы здесь работаем, сменилось уже несколько поколений ящиков, и для последнего, тьфу-тьфу, еще не было случаев, когда бы их ломали.

А где размещены ящики?

- В подвалах либо на чердаках.

Пускают ли вас туда ДЭЗы?

- Без проблем. Хотя, конечно, проблемы есть, но ящики просто больше негде ставить - либо в подвалах, либо на чердаках - в технических помещениях. Есть дома без чердаков, там приходится что-то придумывать.

Каковы отношения с властями?

- Вполне нормальные. Мы работаем "по-белому", стараемся пользоваться поддержкой муниципалитета. Изначально писался проект информационной структуры района Восточное Дегунино, и до сих пор мы работаем в рамках этого проекта. Естественно, все давным-давно поменялось, но сама идея информационной структуры выглядит именно так. И насколько управа района или ДЭЗ могут поддержать эту инициативу - они ее поддерживают. Естественно, это только моральная поддержка, ну и иногда организационная. Например, когда нам очень нужно было помещение, нам пошли навстречу, хотя имели полное право сказать: "С какой стати мы должны вам его давать?"

Каким образом подключен Интернет? Первичный провайдер - не секрет?

- Тоже не совсем стандартная ситуация: в качестве транспорта мы используем КОМКОРовский канал, а трафик покупаем, скажем так, у близких знакомых, которые специально организовались у первичного провайдера.

Оплата канала за трафик или за порт?

- За трафик. Насколько нам известно, никто из первичных провайдеров полный unlimited не продает вообще, только российский, который, правда, в последнее время претерпел изменения - не всё "Россия", что Россия. После того как пиринг практически исчез в связи с тем, что передрались некоторые из крупных провайдеров, "Россия" у нас сильно ограничилась. Тем не менее, Россия-unlimited продается, не дешево, но продается.

А несимметричные системы, например спутниковый доступ?

- Пройденный этап, это все несерьезно. Не те масштабы, качество, скорость. Сейчас это даже одному человеку некомфортно.

Организации к вам подключаются?

- Конечно. У всех организаций разные запросы. Кому-то нужен только Интернет-трафик, кому-то - еще что-нибудь. Есть у нас один из старейших клиентов, который имел склад в одном месте, а потом приобрел офис в другом. Расстояние нехилое. Появилась задача обеспечить локальный трафик без Интернета. А локальный у нас бесплатный.

Какие у вас отношения с соседними сетями?

- Географически сложилось так, что с одной стороны мы отрезаны железной дорогой. Неплохо бы с сетью на той стороне связь иметь, но не получается. Другие соседи - с ними отношения нормальные, есть линки, хотя встречаются моральные уроды, с которыми просто не хочется никаких дел иметь. Есть сейчас районы, где лежит аж три кабеля, и приходится конкурировать либо в ценах, либо предоставляя "фишки", которых нет у других. Наши соседи с этим столкнулись, мы тоже, но меньше. Бывают периоды как холодной войны, так и горячей. Сейчас у нас холодная война только с одной сетью, с остальными эти этапы уже пройдены, и мы пытаемся просто мирно сосуществовать. Все территории давно поделены, и если кто куда залезает не в рамках договора - это уже нарушение. Сейчас без согласования не только с администрацией, а с людьми, которые на этой территории уже работают, очень сложно выжить.

В довольно больших сетях должны быть проблемы с вирусами. У вас как?

- По-разному. У нас есть своя технология борьбы с ними. В любом случае, есть служба поддержки. Она разделена на две части: хард-поддержка и софт, всего около пятнадцати человек. Одна группа отвечает за работоспособность оборудования, вторая за работу сети в логическом плане, в частности за борьбу с вирусами и помощь человеку, у которого все сделано правильно, но что-то не получается из-за некомпетентности или невнимательного чтения документов. Если у пользователя обнаруживается вирус, для него блокируются некоторые ресурсы сети (почта, возможность обращения к другим локальным компьютерам). Он звонит и спрашивает: «А что у меня случилось?» Его радуют, что у него вирус…

На самом деле, все несколько не так. Есть страничка на сайте, так называемая «доска почета», на которой помещен список пользователей и указано, что и за что у них заблокировано. Смысл в том, что человек в сети не один, и надо, чтобы другие не страдали. Ведь достаточно иметь один компьютер с вирусом, чтобы тормозилось полсети. У нас поддерживается сетевое окружение (Samba), и есть рабочая группа, это требует несколько больше внимания, в частности и в плане отслеживания вирусов, распространяющихся через shared-ресурсы. Вот для компьютеров с вирусами как раз блокируется работа с этим протоколом. Спамеры и владельцы почтовых вирусов наказываются блокировкой почты.

Кроме Samba, какой используется софт?

- Основная операционная система - Linux. К почтовому серверу прикручен DrWeb и антиспамерский лист от spamcop.net, как почти у всех сейчас. Лицензии пришлось купить.

Это, видимо, относится и к системе учета трафика?

- Вначале у нас была своя система. И у всех было свое, а потом разбежались кто куда. Нашлись специалисты, которые увидели, что есть такая ниша на рынке. Сейчас предложений вполне достаточно, принцип у всех один и тот же, но цены и качество разные. Учитывая, что все хотят быть белыми и пушистыми (особенно когда спрашивают, чем мы считаем трафик), удобнее покупать.

И у пользователей не возникает вопросов по учету трафика?

- Это когда мы обладаем всеми бумажками? Если написано гигабайт, значит гигабайт, а у пользователя просто в глазах троится. Вопросы, как правило, не по количеству. Билинг позволяет посмотреть не только когда и сколько, но и куда и где. Такие вопросы были, когда невозможно было понять, что человек делал, а с введением новой системы они отпали сами собой. Когда пользователю показывают что, где и как - он сам разберется, что там делал. Если у клиента возникают вопросы типа «За что вы хотите взять с меня столько денег?», мы можем дать ответ, с какого именно сайта он получил такое количество информации, можно включить детализацию с указанием портов и так далее, а системы учета трафика чем дальше, тем больше становятся прозрачными и понятными.

Кстати, каковы тарифные планы?

- Самый дешевый: абонентская плата - $10, в которую входит 100 мегабайт, превышение - по 8 центов. Сказать, что это дешевле, чем других сетях, мы не можем, но у нас здесь нет такой жесткой конкуренции, если она будет - придется бороться. Трафик оплачивается только входящий.

Как насчет подключения пользователем своего оборудования к сети (прокси, NAT, роутеры и т. п.)?

- Сами отвечаете за свою работу. Если это не мешает жить другим, то все нормально. А в плане перепродажи трафика, надо учитывать, что есть закон. С какой стати человек будет получать от компании Интернет и перепродавать его кому-то другому? По большому счету это преступление, но люди так делают - перепродают. Например, отключили его соседа, а его самого еще нет - и такие варианты возможны. Если что-то вызывает подозрения - производится проверка. Возможно же еще обычное воровство трафика, когда у кого-то денег нет, а у соседа есть. Физически ведь от сети никто никого не отключает, можно войти под чужим логином. Даже проверка MAC-адреса не помогает - есть средства (всегда были), позволяющие его сменить, но не все про них знали, а сейчас уже каждый школьник это умеет.

Кстати, «умные» школьники доставляют много проблем?

(Смех.) - Нет, они играют в игры и к большему не стремятся. А «ломать» сеть - это не школьники, а люди, достаточно грамотные. Кабели, может, и рвут, кое-где приходится в стояке раз в неделю их перетягивать, но тут не совсем понятно: может, хулиганы, может, крысы, а может, злые соседи. Иногда умные, но злые соседи перекусывают определенные пары - снаружи кабель вроде целый, а на самом деле нет.

Какие ресурсы предоставляет сеть кроме Интернета?

- Игровые серверы. Ultima Online - мы можем им гордиться, он в российских топах, играют на нем не только наши пользователи из локальной сети, но и из Интернета - Россия, Израиль… Ultima… про нее можно много рассказывать, это образ жизни. Наш шард очень быстро поднялся, в том числе из-за того, что в серверной части мы использовали самые новые эмуляторы, и сейчас это, можно сказать, лучший российский шард. Кроме того, есть еще три порта: Starcraft, Counter Strike и третий Quake - то, во что дети играют. Они тоже открыты в Интернет и тоже пользуются популярностью.

А файловые ресурсы?

- Да, есть такие. Но мало того что их нужно просто положить, надо еще рассортировать и сделать базу данных по ним.

Вы их размещаете на своих серверах или они находятся у пользователей? Это я плавно подхожу к вопросу…

- Ясно к какому. Вообще-то никто не отменял закона о лицензировании. Всем понятно, то, что уже лежит на сервере, в кинотеатрах будет еще через две недели, так же и с музыкой. Конечно же, мы не можем сказать, что это наше. И другие сети говорят: мол, это вообще не на нашей территории, более того - у пользователей. Правильней будет именно так сказать. Но откуда у пользователя три штуки баксов только на сервер? Хотя один из последних проектов - сервер под японское аниме - пользователи действительно делали сами. Нам это не интересно, но хотите - пожалуйста. Они скинулись на диски, а сервер собрали и поставили на нашу площадку с хорошим трафиком. Нет проблем для развития, делайте все, что угодно. Естественно, администрация не занимается поддержкой этих серверов. При большом количестве пользователей находятся энтузиасты, которые берут на себя эти обязанности. Ну, не совсем энтузиасты - мы пытаемся им что-то подбрасывать, какие-то услуги сделать подешевле… Эти ресурсы полезны в целом для сети - зачастую к нам и подключаются только для того, чтобы пользоваться локальными ресурсами. Правда, тут палка о двух концах: ресурсы внутри сети уменьшают наш Интернет-трафик, но чтобы привлекать пользователей и иметь какой-то статус среди локальных сетей, они должны быть, причем нормальные и качественные. В убыток себе, за счет Интернет-трафика, можно поиметь большее число пользователей, а за счет них, соответственно, этот убыток погасить (дружный смех в отношении использованного глагола "поиметь").

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.