Новости
АрхивДэнги, дэнги давай!!! - Ставим заплатки, починяем софтвер! - Остекляем. Дешево - Ушла в народ и не вернулась - Музыка монет - Почем минута тишины? - Всё под контролем - Жить стало лучше… - Карман не резиновый - Считалочка - Следующий! - К стоматологу! - Нашествие двойных агентов - Не пишите на камнях! - Голосуй мегагерцем - Этот продажный Белый дом - Бремя славы - Из веба на Луну - Сколько весит вирус? - Крылья или хвост? - Нам больнее от мужчин - Купи себе подружку! - С песней по жизни
Дэнги, дэнги давай!!!
SCO Group — злейший враг мирового OpenSource-сообщества — в феврале наконец-то выступила с более конкретными обвинениями. Компания изменила формулировку иска и представила суду дополнительные свидетельства того, что операционная система Linux была незаконным образом построена на базе Unix. Согласно формулировке SCO, использование элементов Unix позволило увеличить производительность и масштабируемость Linux. Также были заимствованы компоненты ведения логов об ошибках, поддержка кластеров и поточности (threading), файловая система AIX и программа-планировщик NUMA. По словам представителей SCO, в Linux 2.4.x, 2.5.x, и 2.6.x содержится огромное количество чужого кода.
Кроме того, SCO выдвинула новые обвинения в том, что IBM в нарушение контракта не только экспортировала Unix-ПО в Индию, но и нарушала закон, ввозя программы в страны, в отношении которых были введены меры экспортного контроля, — Иран, Северную Корею и Кубу. Тем самым, утверждает глава SCO Дарл Макбрайд (Darl McBride), корпорация «угрожала национальной безопасности США».
Помимо расширения списка обвинений и предоставления дополнительных доказательств, SCO Group увеличила и сумму иска к IBM. Ранее компания требовала 3 млрд. долларов. В феврале подумала и решила добавить еще парочку миллиардов, для ровного счета. Решать этот пятимиллиардный спор по-прежнему предстоит окружному суду Солт-Лейк-Сити. — Т.Б.
Ставим заплатки, починяем софтвер!
Корпорация Microsoft щедрой рукой рассыпала перед пользователями очередную пачку заплаток.
Больше всего шума наделала уязвимость сетевого протокола ASN.1 (Abstract Syntax Notation), получившая в рекомендациях Microsoft статус «критической ошибки». В библиотеке MSASN1.DLL обнаружена дыра, которая может быть использована для запуска на удаленной машине произвольного кода. Этот опасный баг касается всех операционных систем семейства NT, начиная с Windows NT 4.0 SP6a и заканчивая Windows XP.
Microsoft настоятельно рекомендует незамедлительно запатчить уязвимость. При этом любопытно, что проблема была обнаружена компанией eEye Digital еще в июле 2003 года, а патч Microsoft анонсировала только сейчас (судя по датам создания файлов, обновление было выпущено еще в октябре минувшего года — вероятно, все это время патч находился на тестировании). Скачать обновление можно на сайте Microsoft (Security Update 828028) либо через систему Windows Update. Этим же способом можно и нужно обновить Windows Internet Naming Service (WINS), дыра в котором тоже дает злоумышленникам возможность исполнения произвольного кода (830352). Правда, тут недоработка проявляется только в серверных версиях ОС семейства NT.
А вот установка очередного кумулятивного патча для Internet Explorer не только исправляет обычные ошибки и ошибочки (в том числе и очень неприятный баг с двойным скроллингом полосы прокрутки), но и исключает возможность пересылки паролей и имен пользователей в поле URL — прямым текстом вроде http://username:password@resource.site.com.
С установкой обновления 832894 Microsoft закрывает лазейку и для мошенников, которые использовали такой скрипт для обманной адресации на свой сайт — например, http://www.bank.com@fraud.com. Некоторые пользователи было возмутились «ущемлением функциональности» — кое-какие линки перестали работать. Но эксперты по безопасности в один голос заявили: нечего кричать, что вы теперь не можете зайти на какие-то сайты! Способ открытой передачи пароля и имени с самого начала был глупой и небезопасной. Ну и чтобы уж совсем «никого не пущать», Microsoft выпустила обновление менеджера авторизации (Authorization Manager Runtime) для Windows 2000 (821887).
Критическая дырявость не обошла стороной и Media Player в Windows 2000, XP и 2003. Заплатка 828026 закрывает возможность запуска на компьютере зловредного кода с помощью специально сгенерированного URL. Правда, Microsoft пришлось выпустить второй патч-последыш. Первая заплатка оказалась уж слишком строгой и запретила работу совершенно легальных URL-скриптов. 832353 восстанавливает утраченную работоспособность и апгрейдит версию Media Player 9 до 9.00.00.3093.
Ну вот, пожалуй, и все! По крайней мере неделю можно жить спокойно, враг не пройдет. — Т.Б.
Остекляем. Дешево
Таиландские пользователи теперь могут приобрести легальную копию операционной системы Windows XP в комплекте с локализованным Office XP за смешные деньги: примерно 40 долларов. Уникальное предложение — плод сотрудничества компании Microsoft с правительством Таиланда, объявившим в прошлом году общественную программу для помощи в приобретении компьютерной техники малоимущим слоям населения. По условиям программы, компьютер вместе с софтом должен стоить не больше 250 долларов, поэтому изначально участие Microsoft в проекте было просто невозможно и на первом этапе на ПК устанавливалась Linux с офисным пакетом OpenOffice. Однако в Редмонде быстро сориентировались и изготовили специальную «облегченную» версию ОС: в ее основу положена Windows XP Home Edition с несколько урезанной функциональностью (детали не оговариваются). Вместе с системой поставляется и урезанная версия Office XP. В обоих продуктах предусмотрена возможность платного обновления до полных версий.
По слухам, к лету компания планирует выпустить аналогичную light-версию для некоторых других стран в рамках программ, подобных организованной в Таиланде. Как считают аналитики, Microsoft серьезно озабочена наметившейся в Азии тенденцией перехода на альтернативное ПО, и «дешевая Windows» — своеобразный ответ Linux-угрозе. — Е.З.
Ушла в народ и не вернулась
Тяжба по поводу имени Lindows принимает все более интересный оборот. В конце января голландский суд не согласился с американским и встал на сторону Microsoft, признав наименование Lindows схожим до степени смешения с Windows и полностью запретив его использование на территории страны. В соответствии с вынесенным решением, начиная с февраля голландские реселлеры должны прекратить продажи и рекламу LindowsOS. А разработчик системы, в свою очередь, обязан запретить доступ к сайту Lindows.com пользователям из стран Бенилюкса (Бельгия, Голландия и Люксембург).
Спустя несколько дней после этого решения компания Lindows.com анонсировала новую стратегию распространения своего ПО. С февраля операционная система LindowsLive будет выложена во всех известных пиринговых сетях, и скачать ее можно будет бесплатно. LindowsLive позволяет работать прямо с компакт-диска, без инсталляции на компьютер, и помимо собственно ОС содержит офисные приложения плюс комплект программ для работы в Сети. Ранее LindowsLive продавалась по цене 30 долларов за коробочную версию и по той же цене была доступна для скачивания в виде iso-образа диска. Распространение ОС начнется с нескольких официальных источников, а впоследствии и они будут выключены из процесса дистрибуции, который останется исключительно на совести пользователей файлообменников.
По словам главы Lindows.com Майкла Робертсона (Michael Robertson), руководство компании отнюдь не сошло с ума, а лишь проверяет новую бизнес-модель. Ранее, для того чтобы создать систему распространения LindowsOS через собственный сайт, фирме пришлось потратить более 100 тысяч долларов — на программное обеспечение, расширение каналов связи и оплату трафика. Отправив LindowsLive «в свободное плавание», компания надеется не только сэкономить, но и заполучить новых клиентов, которые, возможно, в дополнение к ОС захотят приобрести какие-нибудь платные продукты и сервисы: антивирусный софт, игрушки и т. п. — Т.Б.
Музыка монет
Компания Yahoo!, еще недавно заявлявшая о бесперспективности и убыточности продаж «загружаемых» композиций, похоже, пересмотрела свое отношение к рынку онлайновой музыки. По сообщению информированных источников, в декабре фирма приобрела разработчика музыкального программного обеспечения Mediacode, чтобы в дальнейшем выпустить собственный программный медиа-плейер и портативный проигрыватель. Кроме того, руководство Yahoo! якобы проводит переговоры с представителями Musicmatch — одного из крупнейших онлайновых сервисов — предположительно на предмет его приобретения. Ни от кого из официальных лиц так и не было получено вразумительных комментариев, однако речь, по-видимому, идет о масштабном изменении курса фирмы. Ранее Yahoo! ограничивалась передачей потокового аудио и видео через свой сервис Launch, который был приобретен в 2001 году за 12 млн. долларов. Некоторые источники утверждают, что Launch находится на грани банкротства, что тоже могло повлиять на решение Yahoo!.
Общая ситуация на сетевом музыкальном рынке сейчас, мягко скажем, неопределенная. До сих пор ни одна из компаний не получает прибыли непосредственно от продажи музыки (даже самое успешное предприятие Apple iTunes Music Store приносит деньги лишь опосредованно, за счет стимуляции продаж MP3-плейера iPod). Возможно, выход на рынок такого крупного игрока, как Yahoo!, способен изменить положение дел. — Н.Б.
Почем минута тишины?
Несмотря на общеизвестность утверждения, что молчание — золото, «яблочный» музыкальный сервис iTunes Music Store, наверное, можно назвать первопроходцем в деле реализации этого тезиса в Интернете. Как обнаружили создатели сайта As The Apple Turns (www.appleturns.com), онлайновый магазин успешно торгует тишиной по 99 центов за порцию. Всего на iTunes Music Store насчитали как минимум девять музыкальных композиций, не содержащих ничего, кроме разного количества секунд тишины. Любопытно, что каждое из этих произведений сопровождается тридцатисекундной «ознакомительной» версией и защищено от незаконного копирования. При этом три композиции помечены как содержащие откровенную (explicit), то есть ненормативную лексику, что дало повод для издевательств на тему «самой неприличной тишины, которую только может услышать человеческое ухо». Самой выгодной покупкой из всех предложенных к скачиванию фрагментов оказалась тишина («Silence») Била Шеффера — почти две минуты меньше чем за доллар.
Комментируя свой прибыльный бизнес, представители iTunes Music Store заявили, что так все и было задумано, но не ими, а исполнителями, которые включили пустые треки в свои альбомы, а звукозаписывающие компании предоставили их Apple в качестве имеющих коммерческую ценность композиций. Подобные «тихие произведения» продают и другие онлайновые музыкальные сервисы, но ассортимент фонотеки iTunes здесь вне конкуренции.
В то же время на сайте Apple не нашлось самого известного творения в безмолвном жанре — композиции 4’33” Джона Кейджа, «написанной» еще в 1952 году. Это произведение в середине января прозвучало в эфире BBC Radio 3 — композицию в исполнении симфонического оркестра транслировали из лондонского Центра «Барбикан». Чтобы начать передачу, радиостанции пришлось даже отключить аварийную систему, реагирующую на тишину в эфире (исполнение, правда, получилось так себе, присутствовавшая на концерте публика начала шуметь, и должной тишины не получилось). — Н.Б., Т.Б.
Всё под контролем
Пронесшийся нынешней осенью (см. «КТ» #519) слух о покупке финским телефонным гигантом Nokia британской компании Psion так и не подтвердился, но — дыма без огня не бывает! — родился он не на пустом месте: в начале февраля стало известно о решении Psion продать свою долю собственности в совместном предприятии Symbian все тому же финскому производителю. Условия сделки, которую еще должны утвердить акционеры Psion и регулирующие органы, предполагают продажу доли Psion в Symbian за 251 млн. долларов с рассрочкой платежа на два года.
Соль сообщения в том, что Psion — второй по величине пакета держатель акций Symbian после Nokia (им принадлежат соответственно 31,1 и 32,2 процента), так что если сделка состоится, финский гигант получит полный контроль над этой компанией. Для Psion, которая окончательно покидает рынок бытовой электроники, в этом нет ничего плохого. А вот для остальных соучредителей Symbian наступают сложные времена: эти компании, по оценкам аналитиков, окажутся между молотом и наковальней — с одной стороны на них будет давить Nokia, а с другой Microsoft. Впрочем, многие эксперты уже предрекают скорый закат платформы Symbian: став инструментов в руках одного игрока, она может потерять гибкость, а вместе с ней и привлекательность для производителей мобильной электроники. — Е.З.
Кажется, после пары «засушливых» лет, постигших IT-индустрию в самом начале XXI века, жизнь в этом секторе экономики постепенно входит в нормальное русло. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования экспертов аналитической компании Equilar, подвергших пристальному изучению размеры окладов и премиальных, выплаченных руководителям девяноста ведущих американских хайтек-компаний.
Средняя величина заработка корифеев информационного бизнеса Америки в 2003 году составила 455 тысяч долларов, увеличившись на 2,1% по сравнению с предыдущим годом. При этом их общий доход (включая премиальные) вырос еще больше, прибавив за год 11% и составив в среднем 673 тысячи «зеленых». Впрочем, это неудивительно, если учесть, что в целях материального стимулирования своих «голов» многие компании ставят львиную долю их доходов в зависимость от прибыли предприятия, в результате чего в «урожайный год» «тринадцатая зарплата» нередко перевешивает основной заработок.
Увы, «премиальный дождь» на сей раз кое-кого обошел стороной. Так, решив сэкономить, некоторые из руководителей ведущих хайтек-компаний в минувшем году предпочли остаться без зарплаты, довольствуясь в качестве вознаграждения символической суммой в один доллар. Такая судьба, к примеру, постигла Стивена Эпплтона (Stephen Appleton) из Micron Technology, Ларри Эллисона (Larry Ellison) из Oracle и Джона Чемберса (John Chambers) из Cisco Systems. Впрочем, жалеть «обойденных» не стоит: у каждого из них имеется солидный процент акций родной компании, не говоря уже о впечатляющих банковских счетах.
С учетом прогноза «бизнес-синоптиков», предрекающих в ближайшее время благоприятный экономический климат для IT-фирм, урожай зарплат в 2004 году ожидается еще более внушительный. — Д.К.
Карман не резиновый
По данным компании Gartner, в минувшем году мировые объемы продаж наладонников снизились по сравнению с 2002 годом на 5,3% и составили 11,5 млн. устройств. Исследовательская фирма IDC приводит еще более впечатляющую цифру — 17,9% (такая значительная дельта объясняется различными методиками подсчета).
По утверждению ведущего аналитика Gartner Тодда Корта (Todd Kort), в снижении популярности PDA виноваты прежде всего смартфоны и современные мобильники с поддержкой J2ME, большими записными книжками, музыкальными плейерами и фотокамерами. Самые востребованные функции наладонников — средства PIM и программы для работы с электронной почтой — давно перестали быть прерогативой КПК.
Особенно ярко эта тенденция проявляется на азиатско-тихоокеанском рынке, где продажи карманных компьютеров сократились на 30% (в Китае, например, PDA совершенно вышли из моды). В Японии, где традиционно продается много продвинутых телефонов, рынок КПК сократился на 25%. Относительно благополучной ситуация остается в Западной Европе (увеличение продаж на 12%), где прогнозируется рост и в 2004 году. США занимает промежуточное положение.
Несмотря на сокращение объемов и доли продаж, PalmOne остается на первом месте как на мировом (36,4%, в прошлом году было 42,5%), так и на американском (43,3%) рынке. Удержать свои позиции компании, в частности, помог довольно удачный Tungsten T3. Самым агрессивным вендором 2003 года названа Hewlett-Packard, выпустившая семь моделей наладонников в ходовом сегменте недорогих машин и увеличившая поставки на 40%. HP находится на втором месте в мировом рейтинге и контролирует почти 20% рынка (а в Европе компании даже удалось пробиться в лидеры, обойдя PalmOne). — Т.Б.
Считалочка
Лишь одна из десяти самых продаваемых в США игр 2003 года имела рейтинг M (Mature, «только для взрослых») — это GTA: Vice City. Согласно исследованиям маркетинговой компании NPD Group, в прошлом году в Штатах доля тайтлов с рейтингом M в общем объеме легальных копий компьютерных игрушек сократилась с 13,2 до 11,9%. Падение популярности игр с насилием усугубляется и сокращением общих объемов продаж ПК-тайтлов: в 2003 году их реализовано на 14% меньше, чем в 2002-м ($1,2 млрд. и $1,4 млрд. долларов соответственно). Показатели консольных игр, наоборот, слегка подросли: в прошедшем году их продано на $5,8 млрд. долларов (было $5,5 миллиарда).
Самым успешным игроком на рынке признали канадскую компанию Electronic Arts: в десятке наиболее продаваемых консольных тайтлов три были изданы под ее крылом (в том числе и самый популярный «Madden NFL 2004»). В Top 10 игр для ПК EA принадлежит сразу семь (!) игр — среди них фаворит «The Sims Superstar». За 2003 год девять игровых тайтлов разошлись тиражом более 1 млн. экземпляров. — Т.Б.
Следующий!
Выпуск Xbox Next все ближе. Как утверждают инсайдеры и «знающие люди», до момента, когда можно будет сыграть во «второй ящик», осталось чуть более полутора лет — появление приставки ожидается осенью 2005-го. Главные страсти в дискуссиях о достоинствах консоли кипят вокруг центрального процессора: утверждается, что IBM готовит 64-разрядный CPU PowerPC G5 с частотой около 5 ГГц, сделанный по 65-нанометровой технологии. Якобы первые техсэмплы (пока с частотой чуть выше 3 ГГц) уже изготовлены фабрикой East Fishkill, так что до начала массового производства и поставок осталось от силы год-полтора. Причем, по слухам (в которые трудно поверить), в приставке будут трудиться аж три подобных чипа.
Графическая подсистема консоли будет построена на GPU ATI R500 с 256 Мбайт памяти и поддержкой DirectX 10. Предполагается, что новый GPU сможет генерировать изображение HDTV-качества с поддержкой полноэкранного антиалиасинга. В новом чипе будет использована технология Dynamic Logic, лицензированная в феврале у компании Fast 14 и позволяющая создавать GPU, работающие на гигагерцовых частотах. Из соображений экономии у консоли не будет жесткого диска, его заменит флэш-память. Объем оперативной памяти составит 256 Мбайт (если в Sony заявят больше для своей PlayStation 3, то, возможно, емкость RAM в Xbox Next еще увеличат).
Между тем нынешний проект Xbox с его скромными продажами (реализовано 13,7 млн. консолей, против 70 млн. PlayStation 2) наконец официально признан убыточным. Финансовый директор Microsoft Джон Коннорс (John Connors) заявил, что «сделать деньги на первом поколении консолей невозможно… говорить о доходности можно будет лишь с появлением следующего поколения приставок». Согласно прогнозам компании American Technology Research, летом этого года от Microsoft стоит ожидать нескольких агрессивных шагов: в частности, возможно, что в июле-августе цены на Xbox снизятся до ста долларов. Популярность ящику должны принести и новые тайтлы: в январе Sega объявила, что выпустит в этом году сразу три игры для Xbox, ориентированные на японский рынок. Правда, с игрушками не все гладко — Microsoft продолжает наступать на старые грабли: выпуск Halo 2 переносится с весны на осень. Как сказано на сайте: «Ну теперь-то уж совершенно точно! Больше задержек не будет». Попробовать на зуб Halo 2 (см. скриншоты) можно будет уже в мае — на выставке E3. — Т.Б.
К стоматологу!
В ноябре прошлого года два британских исследователя Эдам и Бен Лори из фирмы A.L. Digital оповестили мир о серьезной потенциальной уязвимости мобильных телефонов, оборудованных Bluetooth, технологией для радиосвязи устройств на коротком расстоянии (www.bluestumbler.org, подробности см. «КТ» #522). Предварительно братья Лори попытались достучаться до изготовителей Bluetooth-телефонов, обратившись в компании Nokia и Sony Ericsson, однако там их, по сути дела, проигнорировали. Лишь после публикации материалов в Интернете и последовавшего за этим резонанса в компьютерной прессе специалисты упомянутых фирм получили задание исследовать проблему. Первые результаты исследований стали известны в феврале.
Официальный представитель Nokia подтвердил, что их мобильные телефоны с Bluetooth уязвимы для атак типа bluesnarfing (термин SNARF введен в обиход братьями Лори), когда атакующая сторона может незаметно для владельца считывать и модифицировать содержимое памяти телефона (адресную книгу, план-календарь и другую информацию), не оставляя никаких следов вторжения. Для некоторых продвинутых моделей (Nokia 7650, в частности) возможно не только похищение данных, но и посылка через атакованный аппарат текстовых сообщений SMS и даже веб-серфинг. Кроме того, с помощью подачи через интерфейс Bluetooth особого вида «искаженного» сообщения некоторые телефоны (Nokia 6310i) можно «подвешивать», приводя их в неработоспособное состояние (после перезагрузки телефон возвращается к жизни). Nokia пока не собирается выпускать никаких заплат для защиты устройств, поскольку возможности подобных атак ограничены «лишь несколькими моделями» и маловероятно, что их будут применять в широких масштабах. Для всех же владельцев Bluetooth-телефонов повторена рекомендация братьев Лори: держать свои аппараты в «скрытом» (hidden) режиме работы Bluetooth, а еще лучше — совсем отключать «голубой зуб», когда в нем нет надобности.
Поскольку функциональность каждого телефона зависит от фирмы-изготовителя и конкретной модели, сложно говорить «вообще» о степени уязвимости Bluetooth-аппаратов к снарфинг-атакам. На сайте братьев Лори сообщается, что достоверно установлена уязвимость десяти моделей: Nokia 6310, 6310i, 7650, 8910 и 8910i; Ericsson T68; Sony Ericsson R520m, T68i, T610 и Z1010. Компания Sony Ericsson тоже провела собственное расследование и пообещала огласить результаты в ближайшее время. Остальные изготовители, не попавшие в «черно-голубой» список, предпочитают хранить молчание. — Б.К.
Нашествие двойных агентов
Люди, имевшие неосторожность загрузить из Сети какую-нибудь не слишком нужную, но зато бесплатную программу, затем нередко сталкиваются с проблемой выявления и удаления «троянского коня». Фактически они сами устанавливают в свой компьютер программу-шпиона с неясными функциями, которая не только добавляет в браузер закладки и кнопки или упорно заводит новую стартовую страницу, но и собирает в машине информацию, время от времени куда-то что-то переправляет, да еще всячески сопротивляется удалению стандартными средствами. Подобная напасть давно получила название spyware — «шпионское ПО» (родственный вид adware, «рекламное ПО»), и для борьбы с нею существует целая категория специальных программ antispyware, вычищающих «засланных казачков» из компьютера.
В последнее же время отчетливо обозначилась еще одна проблема: в Сети все чаще стали появляться программы-«антишпионы», которые на самом деле не столько вычищают spyware, сколько сами устанавливают в машину шпионские модули, тщательно скрывая содеянное. Уже создан и специальный ресурс www.netrn.net/spywareblog, где озабоченная Интернет-общественность совместными усилиями ведет учет выявленных программ-оборотней. Тем более что занятие это — создание и распространение ПО защиты со скрытыми шпионскими функциями — в некоторых странах уже тянет не на мелкую пакость, а на настоящее преступление.
Самый громкий скандал такого рода связан с популярной в народе antispyware-программой SpyBan, лишь с одного сайта Download.com загруженной более 44 тысяч раз за последние четыре месяца. Теперь установлено, в основном благодаря стараниям компаний-конкурентов PepiMK Software (создатель Spybot-Search & Destroy) и Kephyr.com, что SpyBan сам инсталлирует шпионские модули — в частности, устанавливает на машины доверчивых пользователей утилиту Look2Me. В классификации разных фирм это приложение проходит либо как spyware (у Symantec и Spybot), либо как adware (у PestPatrol). Но как бы оно ни называлось, Look2Me отслеживает посещаемые пользователем веб-сайты, составленный лог-файл пересылает на определенный сервер, а затем играет роль канала для подачи на компьютер жертвы рекламы, возможно, целевого назначения. Когда информация о столь странном поведении «программы-антишпиона» SpyBan распространилась в Сети, ее создатель — фирма NicTech Networks из Миннеаполиса — поспешила ликвидировать сайт программы и уничтожить все следы своей причастности к ней. Однако в Интернете, где информация хранится сразу во множестве мест, скрыть подобное непросто.
Что же касается рекомендаций о том, как в столь запутанной ситуации поступать не слишком сведущим пользователям, то совет достаточно прост: обращаться за помощью к известным, давно заработавшим авторитет и уважение специалистам. Можно, например, упомянуть сайты PestPatrol.com и WebRoot.com, где можно непосредственно в онлайне бесплатно просканировать компьютер на наличие известных программ-шпионов. Здесь, правда, не дается рекомендаций по их удалению. Подробности на сей счет можно найти на PCPitStop.com. Для «зачистки» компьютера в офлайновом режиме многие рекомендуют бесплатную программу Spybot-Search & Destroy, доступную на сайте Safer-networking.org. — Б.К.
Не пишите на камнях!
Компания AMD провела ряд проверок на складах крупных компьютерных магазинов Манилы, столицы Филиппин. Причиной стали жалобы покупателей на обман: под видом старших моделей процессоров AMD продавались более дешевые чипы с измененной маркировкой. В ходе рейдов были изъяты три десятка перемаркированных чипов (о каких именно моделях идет речь, неясно, называются только серии Duron и Athlon).
Известие о появлении на азиатском рынке переделанных процессоров компания получила еще в январе. Тогда же AMD учинила скрытое расследование, итогом которого стали проверки не только филиппинских торговцев, но и магазинов в других азиатских и даже в некоторых европейских странах, где были замечены подделки. Кто именно поставляет «палёную» продукцию, еще не установлено: на чипах обнаружены гарантийные наклейки компании Axis Global Technologies, которая является одним из крупнейших азиатских поставщиков компьютерных комплектующих, но компания категорически отрицает свою причастность к этому делу. Продавцам повезло меньше: AMD уже рассматривает возможность подачи иска к четырем филлипинским торговым сетям, принявшим поддельные чипы на реализацию. — Е.З.
Голосуй мегагерцем
Весьма вероятно, что в ближайшее время премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair, на фото) обзаведется собственным веб-логом. На такой шаг своего босса пытается подвигнуть глава его избирательного штаба Дуглас Александер (Douglas Alexander), убежденный в том, что без Интернет-технологий на выборах XXI века ловить нечего. По словам Александера, времена, когда избиратели голосовали строго по своим «партийным» пристрастиям, канули в лету. В довесок к борьбе с извечными соперниками-консерваторами лейбористам в нынешнем сезоне приходится учитывать и растущее влияние новой «партии» — интернетчиков.
По словам искушенного «политтехнолога», прийти к такому выводу его заставил заокеанский опыт — шутка ли, трое главных кандидатов на пост президента США от Демократической партии ведут дневники в Паутине и активно используют их для общения с избирателями. Самое сильное впечатление на Александера произвела кампания Говарда Дина (Howard Dean), способствовавшая как объединению под знаменами «Интернет-кандидата» его горячих сторонников, так и сбору значительной части пожертвований в избирательный фонд. Правда, стартовавшему с места в карьер Дину пока так и не удалось одержать верх на «праймериз» ни в одном из американских штатов. По мнению Александера, этой «пробуксовкой» Дин обязан конкурентам, вовремя перенявшим секреты его «виртуальной» выборной тактики, вплоть до заведения личного веб-лога.
Впрочем, кое для кого из британских политиков Сеть давно стала родным домом. Так, не исключено, что «мастер-класс» своему высокопоставленному коллеге по партии сможет преподать член парламента Том Уотсон (Tom Watson), «блоггер» с более чем двухлетним стажем. Пробежавшись по форумам его сайта, Александер признался, что заворожен тем, как Уотсону удалось вступить в диалог с «куда более широкой аудиторией, чем можно вообразить». Что ж, в случае оперативного развертывания своего «виртуального» предвыборного штаба у Блэра есть реальный шанс оказаться «впереди планеты всей» — несмотря на активное проникновение веб-технологий в политику, пока еще ни один премьер-министр не беседовал с избирателями напрямую со страниц личного Интернет-дневника. — Д.К.
На открывшемся в начале февраля предвыборном сайте Владимира Путина (www.putin2004.ru) веб-лога, увы, не оказалось. А ведь могли бы и Блэра обскакать. — В.Бир.Этот продажный Белый дом
С недавних пор любой желающий может приобрести в личное пользование… Белый дом: владелец порносайта WhiteHouse.Com Дэн Пэриси (Dan Parisi) объявил о продаже своего онлайнового владения. По признанию порноворотилы, пойти на это его заставили семейные обстоятельства: дело в том, что четырехлетний сын Дэна вот-вот пойдет в детский сад, где мальчика неизбежно начнут донимать расспросами о «клубничных» занятиях отца.
Онлайновый Белый дом был основан Пэриси в 1997 году и поначалу всецело оправдывал свое название: в нем велись жаркие баталии по поводу политического курса администрации Билла Клинтона. Благодаря громкому имени сайта немалое число его постоянных посетителей составили интернетчики, «сбившиеся с пути» в поисках официальной веб-резиденции президента Соединенных Штатов. Похоже, что амурные похождения Билла Клинтона больно ударили и по морали сего заведения: дабы поднять популярность своего виртуального «особняка», Пэриси начал понемногу «подселять» в него пышногрудых красоток, и со временем они окончательно вытеснили оттуда чопорных политиканов. В считанные месяцы некогда пуританский веб-ресурс вошел в когорту самых популярных порносайтов Америки и в результате стал приносить своему владельцу больше миллиона долларов в год.
По словам пресс-службы «Белого дома», Пэриси вовсе не спешит продавать сайт первому встречному, твердо намереваясь передать его в чистые и надежные руки. Между тем от желающих вселиться в Белый дом нет отбоя: пару раз ценой на виртуальный «особняк» интересовались даже представители правительства Соединенных Штатов. Не исключено, что именно это обстоятельство заставило хозяина Белого дома «вернуться к истокам» — в настоящий момент вместо картинок в стиле ню заглавную страницу сайта украшает портрет стоящего рядом с очаровательной блондинкой кандидата в президенты США от демократов Джона Керри, снабженный лозунгом: «Наши кандидаты красивее! И больше знают об экономике». Увы, о том, к кому из изображенных «кандидатов» относятся эти утверждения, Пэриси малодушно умолчал. — Д.К.
Бремя славы
3 февраля в Google решили отметить 111-й день рождения выдающегося ученого-математика Мориса Джулиа Гастона, известного своими исследованиями в области фрактальной геометрии. Свой логотип Google сменил на «фрактальный», разместив под ним ссылку, ведущую к поиску изображений фракталов по ключевым словам «Julia» и «fractal».
Двумя первыми строчками в результатах поиска оказались страницы, расположенные на сервере Суинбернского университета (Мельбурн, Австралия). Любопытные серферы со всего мира, пожелавшие узнать, что же такое фрактал, быстро вывели из строя сервер, не рассчитанный на большое число одновременных подключений. Чтобы нормализовать ситуацию, администраторам университетского сайта пришлось переместить популярные страницы, а на их место поставить текст с вопросом, не стоит ли «Гуглу» впредь думать, прежде чем посылать гигантскую толпу посетителей на один сервер. — Т.Б.
Из веба на Луну
Пока ученые умы спорят о том, какую роль в освоении космоса могут сыграть бизнес-структуры, кое-кто уже всерьез приступил к выкачиванию денег из околоземного пространства. В авангарде «космобизнеса» выступает калифорнийская компания TransOrbital, объявившая о своих планах по отправке на Луну первого коммерческого модуля Trailblazer («Первопроходец»). Планируется, что 110-килограммовый аппарат отчалит в конце нынешнего года с космодрома Байконур. Приблизившись к Луне, он на три месяца станет ее спутником, а затем сядет на поверхность.
Trailblazer должен был взлететь еще в 2001 году, но старт дважды откладывался по финансовым причинам. На этот раз, похоже, с бюджетом у «лунных» коммерсантов все в порядке — по крайней мере, рекламную кампанию они теперь ведут куда изобретательнее, чем прежде. Покрыть часть средств, потраченных на затею стоимостью 20 млн. долларов, финансисты TransOrbital рассчитывают торговлей полученными с борта модуля лунными фотографиями высокого разрешения (в частности, планируется сфотографировать места посадки американских и советских лунных экспедиций). Другим источником заработка, по словам организаторов, является непреходящее человеческое тщеславие. Аппарат прибудет на место не порожняком, а с герметичной капсулой, содержащей «земные дары» в виде визитных карточек клиентов компании. По расценкам «космической почты», доставка визитки по адресу встанет ее владельцу в две с половиной тысячи «зеленых»; во столько же обойдется провоз одного грамма дополнительного «багажа».
Изюминкой нынешнего запуска станет предоставляемая интернетчикам возможность напрямую общаться с аппаратом — в ответ на запросы пользователей «Первопроходец» сможет присылать им свежие фотографии с натуры (кстати, основой коммуникационного модуля выступает наладонник Hewlett-Packard iPAQ h5550). Как подчеркнул президент TransOrbital Деннис Лори (Dennis Laurie), основная цель миссии — «сделать космос открытым для каждого». Впрочем, хакеров ее организаторы просят не беспокоиться: находящийся на Земле «лунный» веб-сервер будет изолирован от компьютерной системы управления аппаратом, так что «порулить» по лунному бездорожью злоумышленникам не светит. После трехмесячной фотосессии Trailblazer должен совершить жесткую посадку на поверхность спутника Земли. От самого аппарата наверняка и мокрого места не останется, но капсула с визитками должна уцелеть и зарыться на несколько метров в грунт.
Если затея удастся, компания планирует отправить к Луне еще несколько экспедиций, которые должны совершить мягкую посадку. На пресс-конференции представители TransOrbital высказали даже смелую идею организации внеземного хостинга — резервного хранения особо важных данных на Луне, на накопителях внутри посадочного модуля. Как видно, земные вирусы и происки хакеров представляются «космодельцам» куда более серьезной угрозой, чем жесткое радиационное излучение и метеоритная опасность на незащищенной атмосферой лунной поверхности. Впрочем, авторов проекта, как видно, мало занимают подобные «мелочи» — с их точки зрения, куда важнее убедить защитников окружающей среды, что Trailblazer не нанесет вреда экологии спутника. — Д.К.
Сколько весит вирус?
Ученым из университета Пэдью удалось создать устройство, которое способно взвесить вирус.
Среднестатистический вирус имеет массу примерно девять фемтограмм (10–15 г). Чтобы его взвесить, ученые с помощью технологии травления вырастили на чипе кремниевую пластину шириной один и длиной четыре микрона, толщина которой всего 30 нанометров (на фото). Такая пластина колеблется со своей собственной резонансной частотой, сильно зависящей от массы. Если вирус садится на пластину, частота колебаний меняется, и по этому изменению уже нетрудно судить о его весе.
Покрыв пластину антителами, которые притягивают только определенные вирусы, ученые собираются создать детектор, способный немедленно обнаружить заразу. А на одном чипе можно расположить тысячи пластин, покрытых разными антителами и реагирующих на всевозможные вирусы и бактерии, которые переносятся воздушным путем.
Подобные дешевые и быстродействующие лаборатории в чипе, помимо научных исследований, будут незаменимы, например, в больницах для контроля чистоты помещений. Кроме того, они могли бы помочь спецслужбам в метро, аэропортах и других местах скопления людей быстро обнаружить бактериологическую атаку террористов. — Г.А.
Крылья или хвост?
Проанализировав движения около полусотни видов птиц, летучих мышей и насекомых, оксфордские зоологи обнаружили, что их свободный полет можно описать тем же единственным «магическим» числом Струхаля, что и движение рыб, китов и дельфинов.
Физики давно используют этот безразмерный критерий, который описывает колебания в набегающем потоке любых тел — от крыльев самолетов и перископов подводных лодок до проводов и фабричных труб. Названное в честь чешского ученого, число Струхаля устанавливает связь между частотой, с которой, например, гудят провода на ветру, и характерной частотой процесса обтекания. Последнюю легко вычислить, разделив скорость набегающего потока на типичные размеры течения. Оказывается, самые разнообразные колебания возникают при числе Струхаля, равном 0,2–0,3.
Сравнительно недавно выяснилось, что рыбы двигают хвостом так, чтобы экономнее расходовать силы. В этом случае число Струхаля принимает близкие значения — 0,2–0,4. Теперь же стало известно, что и птицы, и летучие мыши в свободном крейсерском полете машут крыльями с такой частотой, чтобы число Струхаля лежало примерно в том же диапазоне (при этом за характерный размер следует принять амплитуду взмахов).
У физических законов нет исключений. Крылья и хвост при взмахе «отталкиваются» от созданных ими турбулентных вихрей. Если махать слишком часто, будет трудно продираться сквозь сплошной турбулентный поток, а если слишком редко, то слабая турбулентность «прилипнет» к поверхности и движение вновь станет неэффективным. Вот и получается, что нужно двигать крыльями и хвостом примерно так, будто они сами полощутся в набегающем потоке.
Новый результат позволит зоологам уже по нескольким фотографиям оценить скорость миграции птиц, а палеонтологам по строению тела надежно судить о быстроходности ископаемого ихтиозавра. К сожалению, пока у ученых слишком мало данных, чтобы сделать однозначные выводы о движениях насекомых, но скорее всего их полет подчиняется тем же закономерностям (хотя «зависание» на месте может происходить по-другому). — Г.А.
Нам больнее от мужчин
Любопытные наблюдения сделали психологи из Вестминстерского университета в Великобритании. Оказывается, нам гораздо труднее стерпеть боль от мужчины, чем от женщины.
В научных экспериментах пальцы добровольцев, как мужчин, так и женщин, зажимали в тиски, которые постепенно закручивали до тех пор, пока добровольные мазохисты не говорили, что им стало больно. Если тиски закручивал мужчина, этот момент наступал заметно раньше, чем когда мучителем выступала женщина. У обоих полов болевой порог смещался приблизительно одинаково, несмотря на то что у мужчин он в среднем выше, чем у женщин. Подобные эксперименты проводились и раньше и позволили установить, что в присутствии женщин мужчины позднее чувствуют боль (тогда решили, что им попросту хочется выглядеть мачо в глазах представительниц слабого пола).
Авторы предположили, что одинаковое смещение болевого порога и у мужчин, и у женщин связано с бытующими социальными стереотипами, в которых мужчина выступает как воин-разрушитель. Однако другие специалисты не согласны с таким примитивным объяснением. Во всяком случае, важно то, что уровень наших болевых ощущений зависит от окружения, в котором мы находимся. Это надо учитывать, например, при проведении болезненных медицинских процедур. — Г.А.
Купи себе подружку!
Человеческие отношения — штука сложная, и умение налаживать их дано не каждому. Но что же делать, если сердце и душа требуют романтики и полета? Ответ прост: сходить на онлайновый аукцион eBay и купить себе подружку. Конечно, речь идет не о надувных резинотехнических изделиях и не о работорговле.
Начиная с нового года в листинге онлайнового аукциона как грибы после дождя начали появляться лоты с похожими друг на друга описаниями: «Привлекательная студентка, которой не хватает денег на обучение, будет в течение месяца писать вам письма и присылать фотографии, которые вы сможете показывать своим родным, друзьям и бывшим подружкам». При этом оговаривалось, что покупка услуги, несмотря на интимное содержание писем, никоим образом не подразумевает «настоящих» близких отношений.
Около двух месяцев администрация аукциона смотрела на подобные лоты сквозь пальцы, что привело к появлению уже более откровенных версий. На торги начали выставлять не только письма, но и «отношения, которые могут быть именно такими, какими вы захотите», оговаривалась возможность отправки откровенных фотографий, так что в итоге виртуальное «внимание на продажу» пришлось запретить. — Т.Б.
С песней по жизни
Японская компания INAX, выпускающая сантехнику, известна своим пристрастием к разнообразным инновационным идеям. Так, в активе фирмы уже есть сантехнические агрегаты (язык не поворачивается назвать эти высокотехнологичные изделия унитазами) со встроенным ионизатором воздуха, автоматическим сливом, подогревом сидения и автоматически поднимающейся крышкой. Однако объявив в феврале о выпуске новой модели SATIS D-218S (поступит в продажу в апреле по цене около трех тысяч долларов), компания сделала качественный скачок — сместила акцент с физиологических на эстетические запросы пользователей. Похоже, это первый в мире унитаз, оборудованный MP3-плейером.
В корпус «изделия» встроен проигрыватель (производитель не сообщается), поддерживающий носители формата SD, а также два динамика. Для демонстрации возможностей новинки в комплекте поставляется 16-мегабайтная карта, на которую записаны четыре произведения из собрания мировой классики. Плейер может включаться либо автоматически, уловив приближение человека с помощью ИК-сенсора (также автоматически поднимается крышка унитаза), либо с пульта дистанционного управления.
Конечно, этому изделию далеко до Интернет-туалета iLoo, с проектом которого столь блестяще засветилась Microsoft в прошлом году, но iLoo так и остался забавным курьезом, а заказы на детище INAX уже принимаются. — Н.Б.