Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не стой на пути у высоких чувств

Архив
автор : Александр Карабуто   09.02.2004

Мне, еще при социализме занимавшемуся разработкой и производством опытных образцов микросхем на одном из главных зеленоградских микроэлектронных предприятий, честно говоря, далеко не безразлично будущее отечественной микроэлектроники и компьютерной индустрии в целом.

Мне, еще при социализме занимавшемуся разработкой и производством опытных образцов микросхем на одном из главных зеленоградских микроэлектронных предприятий, честно говоря, далеко не безразлично будущее отечественной микроэлектроники и компьютерной индустрии в целом.

Я еще помню попытки «догнать и перегнать Америку», послойно копируя их новейшие микросхемы, помню постепенно возраставший отрыв «их» микроэлектронных фабрик (и техпроцессов производства) от наших, помню, как «Ангстрем», «Микрон» и некоторые другие пытались наладить у себя производство микросхем для ведущих азиатских компаний (и на некоторое время это даже удавалось)… Помню, как наши разработчики «продвинутой» радиоаппаратуры, контроллеров и дешевых персональных ПК начала девяностых вдруг получили возможность выбора: использовать новейшие дорогие импортные микросхемы или порой ничуть не худшие и более дешевые их аналоги с «Ангстрема» или «Интеграла». Помню и то, как Митинский радиорынок еще долгое время «питался» гигантскими запасами неплохих микросхем с безвременно почивших в бозе черновицкого «Гравитона», ряда подмосковных и питерских предприятий.

Было время, когда отечественная микроэлектроника и компьютерная промышленность отчаянно сопротивлялись своему неуклонному отставанию, а я, встречая друзей, работавших на тех же «Ангстреме», «Интеграле» (пусть — Белоруссия, ведь общее дело делаем) или «Микроне», радовался, что еще не все инженеры-микроэлектронщики перешли в турбизнес, торговлю потребительскими товарами или стали дилерами-брокерами. Поверьте, горько было смотреть, как буквально на глазах даже в столице исчезали с лица земли, распадаясь на «арендные и торговые площади», прошлые «надежды» российской электроники и нанотехнологий — например, знаменитая «Дельта».

Чиновники могут возразить: мол, у нас и сейчас полно программ поддержки российской электронной промышленности. Да, безусловно, что-то в этом плане на верху делается, только вот результаты-то где? Реальные, а не показные! Чтобы нашей микроэлектронике снова встать на ноги и подняться хотя бы до того уровня (относительно текущего мирового), который был в лучшие годы Перестройки, требуются гигантские капиталовложения, которые сейчас никто из отечественных промышленников и олигархов сделать не сможет. Да и смысла в этом, в общем-то, не видит, поскольку в Китае то же самое производится дешевле и нам за ними теперь уже не угнаться без мощных западных инвестиций.

Некоторые прозорливые американские гиганты вроде Intel или Motorola уже поняли, что делать свой бизнес в России можно не только торгуя конечной продукцией (а в последние годы темпы роста российского компьютерного рынка впечатляют всех), но и организуя на местах центры разработки численностью от нескольких сотен до пары тысяч человек, то есть используя интеллектуальный потенциал наших программистов и проектировщиков и целенаправленно поддерживая университетскую науку (как это делает, например, Intel в Московском и Нижегородском госуниверситетах). А кто раньше начал, тот уже пожинает плоды. Причем интересно, что, например, наши разработчики компьютерных технологий в интеловских центрах в Нижнем Новгороде и Сарове не просто «исполняют заказы» калифорнийской штаб-квартиры корпорации, но имеют возможность самостоятельно придумывать и реализовывать собственные концепции развития некоторых перспективных направлений в этой области науки и техники, что уже не раз было по достоинству оценено на мировом уровне.

В конце января состоялась одна из рабочих встреч Андрея Фурсенко, исполняющего обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации, с сотрудниками Intel во главе с президентом российского представительства корпорации Стивом Чейзом. Этот факт не заслуживал бы нашего с вами внимания (руководство Intel вообще активно общается с представителями российского правительства), если бы не официальный пресс-релиз Минпромнауки, который сразу после встречи появился на сайте министерства. В нем, в частности, говорится: «Основным вопросом встречи стала возможность размещения производства электронных компонентов «Интел» в России с целью насыщения российского рынка, а также экспорта продукции за пределы нашей страны. Речь идет о печатных платах и продуктах на их основе, телекоммуникационных и сетевых продуктах, картах расширения, персональных компьютерах, ноутбуках и серверах».

Лед тронулся, господа присяжные заседатели? Неужели кто-то из западных компьютерных гигантов всерьез решил строить свое производство в России? Конечно, проводить параллели с Китаем, где уже возводятся крупные микроэлектронные фабрики зарубежных компаний, рановато. Но лиха беда начало, может, и у нашей микроэлектроники будет праздник?.. Помимо экономических выгод (создание новых рабочих мест, налоговые поступления и др.), такое взаимодействие могло бы поднять культуру производства, квалификацию кадров и качество жизни.

Впрочем, в эйфорию впадать рано. Как удалось выяснить в российском представительстве Intel, составители упомянутого пресс-релиза явно поспешили. Да, на встрече действительно задавались вопросы о таможенных пошлинах на импорт компонентов в Россию и экспорт конечного продукта из России и возможных «преференциях» тем компаниям, которые работают на рынке высоких технологий. Однако дальше «готовности продолжить переговоры после предоставления Intel конкретных предложений» дело не пошло. На официальном уровне корпорация никаких предложений не делала и вроде бы даже не собиралась. Так что делать далеко идущие выводы преждевременно. Но ведь дыма без огня не бывает?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.