Акустическая система Altec Lancing МХ5021
АрхивВ нашей тестовой лаборатории продукцию компании Altec Lancing редким гостем не назовешь. Вот и сейчас мы спешим представить новинку - модель МХ5021, поставки которой в Россию начались совсем недавно.
В нашей тестовой лаборатории продукцию компании Altec Lancing (www.altecmm.com) редким гостем не назовешь (см. www.terralab.ru/multimedia). Вот и сейчас мы спешим представить новинку — модель МХ5021, поставки которой в Россию начались совсем недавно.
С Altec Lancing многие годы тесно сотрудничает известная калифорнийская фирма THX (www.thx.com). В чем это заключается, нам не столь важно (нетрудно догадаться, кто кого консультирует по техническим вопросам). Заметим лишь, что первой из мультимедийной акустики сертификат ТНХ получила модель ADA890 от Altec Lancing. Вообще-то, ТНХ — это вовсе не формат звука, а своего рода индульгенция, разумеется не бесплатная. Фактически это бирка, подтверждающая/обещающая некое «истинно кинотеатральное звучание». По слухам, название ТНХ родилось из инициалов одного из инженеров Lucasfilm, коему звездный вояка Джордж Лукас поручил навести аудиошмон в кинотеатральном бардаке, в котором колонки устанавливались по принципу «кто во что горазд». Эксперимент с «причесыванием» под единый стиль звучания удался, публика толпами повалила в сертифицированные кинотеатры, дело приняло серьезный коммерческий характер, и теперь любой производитель аудиооборудования спит и видит заветный лейбл на каждом своем изделии.
С ростом популярности бытового и мультимедийного многоканального звука экспансия ТНХ набирает обороты. Не удивлюсь, если сертификация перекинется на отдельные диски DVD-Video, типа: «звуковая дорожка сего фильма, записанная в формате DD5.1, соответствует требованиям ТНХ».
Принципы, согласно которым выдаются (пардон, продаются) сертификаты ТНХ, — тайна за семью печатями. Успокаивает одно: кому попало сертификаты не дают, иначе они потеряют свою привлекательность. Короче, покупая аудиоаппаратуру с буковками ТНХ, можно не сомневаться, что саундтрек к фильму будет звучать на ней не абы как.
По скупым сведениям, в кандидаты на сертификацию попадает акустика, состоящая как минимум из четырех колонок (по две на тыл и на фронт) и сабвуфера. И это логически вписывается в доктрину кинотеатрального звука. Награждение сертификатом ТНХ трехкомпонентной акустической системы Altec Lansing МХ5021— случай из ряда вон выходящий.
* При 10% THD.
** На 22 кГц спад АЧХ усилителя мощности составляет –10 дБ.
Основные технические характеристики системы приведены в таблице. Добавим, что уровень развиваемого звукового давления составляет 103 дБ (без указания величины искажений он говорит лишь о том, как громко колонка может орать; вдобавок, не зная, сигнал какой частоты и амплитуды подается и в какой полосе частот регистрируется, только и остается, что гадать на кофейной гуще). Как отмечается на русскоязычном сайте www.altecmm.ru, это — «громкость бензопилы». Коммутация — два аналоговых входа (один на тыльной части сабвуфера, другой — что очень удобно — на пульте) под обычный мини-джек и выход на наушники (тоже на выносном модуле). Блоки усиления и питания встроены в корпус сабвуфера. Кстати, сам корпус из ДВП, очень прочный и жесткий, но без демпфирования изнутри. Порт фазоинвертора прямоугольной формы расположен снизу сзади. В выключенном состоянии слышно, как слегка гудит трансформатор блока питания (гармоники 50 Гц).
Управление традиционно вынесено в отдельный модуль, связанный с сабвуфером проводом длиной более чем 2,5 метра со штекером. Модуль имеет оригинальную форму, увесистый, с резиновыми прокладками на основании. Все индикаторы подсвечиваются ярко-голубым светом. Регулятор громкости/тембров безупорный, крути влево-вправо хоть до бесконечности; настройки запоминаются. Индикация уровня — всего из пяти светодиодов, так что выставить регулировки тембра ровно на 50% оказалось непростой задачей.
Корпус сателлитов пластмассовый. По форме напоминает чуть сплющенную флягу. Стенки не особо худенькие, но внутри гуляет детеныш эха. Гриль обтянут черным полупрозрачным капроном. Выглядит вызывающе. Без гриля сателлиты смотрятся не менее эффектно. С обратной стороны колонок есть отверстия для крепления идущей в комплекте навесной петли. На горизонтальной поверхности (столе) сателлиты не очень устойчивы, так что, по-видимому, лучше повесить их на стену. Вообще, на наш взгляд, использовать акустическую систему такой мощности (и такого дизайна) за компьютерным столом — стилистическая ошибка.
Как выяснилось в процессе внимательного прослушивания, аналоговые плейеры в паре с МХ5021 слишком шумят, да и вообще звучат довольно грязно, то есть чувствительность входа «Алтека» для них явно не оптимальна. Стереотелевизором, увы, пока не обзавелись, а снимая сигнал с моновыходов, слушать толком было невозможно. Посему не обессудьте, рекомендации дать не могу. МХ5021 также прослушивался «в связке» с двумя свеженькими саундкартами: Audigy 2 ZS и Audigy LS, любезно предоставленными восточноевропейским представительством Creative Labs.
Помещений тоже было два. Первое — типичная для России «маленькая» (тинэйнджерская) жилая комната средней заглушенности (толстые обои, ковролин по всему полу, пенопластовая потолочная плитка, жалюзи, софа, встроенные шкафы, угловые столы, полки-стеллажи). Второе — довольно просторная гостиная с заглушенностью чуть ниже средней, выражавшейся в слегка заметной естественной реверберации. Стереобаза варьировалась от одного метра (по бокам монитора или телевизора) до двух с половиной метров.
Звучание с флагманской Audigy 2 ZS не на шутку озадачило. На средних частотах (ориентировочно 2–4 кГц) творилось что-то неладное. Особенно это было заметно в формате МP3 на битрейтах 160–192 кбит/с и на записях рок-музыки. Образно говоря, шло в задир (кто строгал хоть раз доски, тот поймет). Да и на максимальных уровнях громкости вход МХ5021 не то чтобы откровенно перегружался, но поглощал сигнал, как бы давясь… Хм-м-м, линейка Audigy 2 славится большой амплитудой сигнала на выходе. Задействование программного эквалайзера (благо сателлитов-каналов всего два) позволило спасти положение с зарвавшимися составляющими на средних частотах, но неприятный осадок «в моей душе» остался. Записи в формате 24 бит/96 кГц без эквалайзерного перелопачивания в 16 бит с Audigy 2 ZS на МХ5021, пожалуй, в полный кайф не послушаешь. Сравнение звучания разных DVD-Audio-дисков (24 бит/96 кГц, стерео) лишь утвердило выкристаллизовывающееся мнение: MX5021 не предназначен для высокоточного звука новой эры (правда, как и абсолютное большинство других мультимедийных колонок).
Парадоксально, но факт: с бюджетной Audigy LS звучание МХ5021 оказалось на должной высоте! Эквалайзер применять большой нужды не было. Все форматы и почти все стили шли на ура. Особенно ярко блеснули диско и электронные жанры. Кстати, мощности в запасе у усилителя достаточно, чтобы ударно отработать на низах резкие всплески звука. Стереозвук в DVD-фильмах просто потряс. Причем великолепно звучали как музыкальные фрагменты, так и разного рода фоновые шумы, хотя на аплодисментах МХ5021 сфальшивила.
Что касается озвучивания многоканальных дорожек к фильмам с микшированием в стерео, то тут не все однозначно. Если не доводилось слышать, как звучит многоканальная дорожка на правильных пяти (или семи) сателлитах, то surround-звук в исполнении МХ5021 покажется очень хорошим. Правда, многое зависит от того, насколько удачно плейер свернет пять каналов в два. Недаром появились примочки вроде TruSurroundXT в PowerDVD, позволяющие подстроить микширование под конкретную акустику.
О звуке в играх. Если вам нужно погромче-помощнее и лень возиться с размещением тыловых-боковых сателлитов, то МХ5021 очень даже неплохой вариант. Двум сателлитам этой модели удается воссоздать впечатляющее движение виртуальных источников звука в пространстве, а сабвуфер превосходно отрабатывает все низкочастотные эффекты, в чем можно убедиться на демонстрации сцен воздушного боя в 3DMark2003. Тем не менее, в сертифицированной ТНХ (!) игре «Need For Speed Underground» тестируемой системе было трудно соревноваться в точности локализации источников звука (особенно перемещающихся по глубине сцены) с 5–7-сателлитными конкурентами из той же ценовой категории.
Изменение стереобазы между сателлитами в вышеозначенных пределах сказывается на стереокартине незначительно. Способность быть эффективной на узкой стереобазе — явный плюс МХ5021, еще раз подчеркивающий наиболее вероятное применение системы со стационарными телевизионными панелями в гостиных. Несмотря на эллиптический рупор, сателлиты МХ5021 характеризуются выраженной направленностью в горизонтальной плоскости, поэтому колонки лучше разворачивать в сторону «сладкой» точки прослушивания. Сабвуфер прижился только на полу. Причем на расстоянии от стены не менее 20 см.
Время от времени при воспроизведении некоторых музыкальных записей складывалось ощущение, что в МХ5021 начинала без спроса работать какая-то хитрая электроника, сильно смахивающая на утрированные 3D-эффекты в дешевой мультимедийной акустике. Бьюсь об заклад, Altec Lansing тут вовсю партизанит, но сертификат ТНХ отнюдь не означает, что два сателлита, пусть даже с засекреченно-продвинутой электроникой, родят полноценный окружающий звук.
Аудиофилы без запинки различают на слух звук японский, звук английский и звук американский. Altec Lansing МХ5021 — чрезвычайно яркий представитель именно американского звука: мощного, напористого, красиво «упакованного». Придирчивым меломанам рекомендуем прослушать красавчика перед покупкой. Прибегая к аналогии с автомобилями, МХ5021 — это многоцилиндровый ширококолесный могучий «Додж», который многим по вкусу, но, разумеется, не всем подряд.