Зимовье пингвинов
АрхивРаньше на конференции LinuxWorld, где собирались свободолюбивые линуксоиды, бывало, заглядывали на огонек Большие Корпорации.
Раньше на конференции LinuxWorld, где собирались свободолюбивые линуксоиды, бывало, заглядывали на огонек Большие Корпорации. Сиживая вместе с линуксоидами, они рассуждали, как хорошо было бы объединить усилия и сделать из Linux такую систему, такую систему… что лучше и свет не видывал. Теперь свободные линуксоиды заглядывают на конференцию LinuxWorld к Большим Корпорациям, и все они, собравшись вместе, обсуждают, как им объединить усилия и лучше бороться с SCO. Это называется «деловым подходом» и «перерастанием романтического периода».
Открывать нынешний LinuxWorld недаром доверили боссу компании Novell Джеку Мессману. Незадолго до этого Novell купила за 210 млн. долларов одного из крупнейших производителей дистрибутивов Linux немецкую компанию SuSE, а чуть раньше — компанию Ximian, которая делает симпатичные графические оболочки и разные утилиты, позволяющие, например, получать из-под Linux доступ ко всем радостям сервера Microsoft Exchange. Так что тронную речь Мессмана на открытии LinuxWorld можно воспринимать как своего рода отчет о том, что же Novell собирается делать со своими новоприобретениями. Купленными в том числе и на деньги IBM, которая инвестировала в Novell 50 млн. долларов и горячо приветствовала приобретение SuSE.
Linux с немецким акцентом дорог IBM тем, что работает на всех ее компьютерах, от серверов с процессорами Intel и AMD до мэйнфреймов. И все эти аппаратно-программные (сервер от IBM плюс Linux от SuSE) комплексы недавно удостоились американской государственной сертификации EAL третьего уровня. Для Linux это большое достижение (Red Hat для своего дистрибутива и второй-то уровень никак не может получить), хотя Solaris, AIX, HP-UX и даже Windows уже обладают сертификатом четвертого уровня. Но ничто не остановит IBM в стремлении повысить породистость и увеличить поголовье пингвиньего стада. Даже собственные сотрудники, над которыми компания, если судить по утекшей в Сеть служебной записке CIO Боба Гринберга, собирается проделать крупномасштабный эксперимент: до конца 2005 года перевести на Linux всю офисную работу. Впрочем, официально IBM в этих планах так и не призналась, но зато они вдохновили Sun Microsystems, которая решила опередить конкурента и полностью изгнать Microsoft из всех своих десктопов уже к лету, установив везде собственную Java Desktop System. И даже протянула руку помощи большому синему соседу, предложив устроить ему то же самое по сходной цене — 50 долларов за рабочее место. Однако рука так и повисла в воздухе; предложение, сделанное вице-президентом Sun Джонатаном Шварцем самым прямым образом: «Перево,дите вы, в конце концов, свои десктопы на Linux, или я что-то не очень понимаю вашу Linux-стратегию?» — почему-то не встретило горячего отклика в IBM.
Вообще, IBM — загадочная компания. И если Sun не очень хорошо понимает ее Linux-стратегию, то у Intel, вероятно, должны возникнуть вопросы к тому, как IBM использует их процессоры. А делает она это порой весьма нетрадиционным (с точки зрения Intel) образом — например, объявляет, что с начала 2005 года собирается выпускать серверы с 64 процессорами Intel Xeon. Сотворить с Xeon такое чудо многопроцессорности поможет собственный чипсет IBM Enterprise X Architecture (EXA) с кодовым названием Summit. И это в то время, когда Intel активно продвигает для мощных систем совсем не 32-разрядный Xeon, а 64-разрядный Itanium. (С внедрением Itanium IBM откровенно не спешит, хотя для этого процессора у нее тоже имеется свой интересный чипсет.) В общем, не совсем верной дорогой идут товарищи — из-за таких оппортунистов, как они, IDC и снижает прогнозы продаж серверов Itanium на 2007 год с 8,7 до 7,5 млрд. долларов. А в IDC редко ошибаются в меньшую сторону — достаточно вспомнить, что в 2000 году там предсказывали, что объем продаж Itanium-серверов в 2004-м составит 28 млрд. долларов.
На 64-разрядном фронте в январе у Intel было более или менее спокойно, а вот на 32-разрядном готовилось большое наступление. 2 февраля компания готовится сдернуть покрывало со своего нового процессора, известного под кодовым названием Prescott. Коммерческое название решено было оставить прежним — Pentium 4, хотя изменений в Prescott не меньше, чем в Pentium 4 по сравнению с Pentium III. И почти все — в ту же сторону. Опять удлинили конвейер, увеличили кэш с 512 килобайт до одного мегабайта, но главное — перешли на более тонкий, 90-нанометровый технологический процесс и новую технологию проектирования. Ручная разводка уступила место автоматизированной: если раньше под лупой функциональные блоки открытого чипа напоминали вид колхозных полей с высоты птичьего полета, то теперь вместо полей наблюдается скопление мелких крестьянских наделов. Данные о скорости нового процессора пока противоречивы: кое-кто из нетерпеливых тестеров намерял ту же производительность, что и у предыдущего поколения Pentium 4 (Northwood) на одинаковой тактовой частоте, кто-то — бо,льшую, но ведь не это главное, господа с бенчмарками! Главное — что более тонкий техпроцесс и более длинный конвейер позволят и дальше устремлять ввысь частоту, достигнув в этом году положенных законом Мура четырех гигагерц.
Несмотря на горячий нрав Prescott (90–100 Вт при полной загрузке и 40 Вт на холостых оборотах), Intel считает, что системы с новым процессором наконец проберутся в гостиные и спальни обывателей, которые до сих пор не имели обыкновения пускать туда персональные компьютеры. Все дело в дизайне: компактные интерфейсы PCI Express и Serial ATA позволяют сделать PC на Prescott маленьким-маленьким, добавить к его названию букву E (E PC) и возить на разные выставки бытовой электроники вроде Consumer Electronic Show. Там его показывал президент Intel Пол Отеллини. На CES, проходившую в начале января в Лас-Вегасе, сочли необходимым и возможным приехать многие гранды компьютерного мира, а открывал выставку Билл Гейтс, который творчески продолжил идею Windows Media Center — получился Windows Media Center Extender. Были на CES и другие полезные новинки — например, планшетка с процессором Transmeta, которую можно не просто мочить в воде, но даже купать. Или, скажем, портативные изделия тайваньских мастеров, избавляющие от храпа с помощью небольшого электрического разряда и погружающие в глубокий сон с помощью точечного массажа. Вот если бы эти штуки к Windows Media Center Extender присоединить — то-то была бы технология!