За тяжестью улик
АрхивКомментарий дняВ Британии вынесен приговор взломщику, проникшему в сеть секретной американской лаборатории. В этот раз хакеру удалось избежать тюрьмы и даже штрафа, но не пора ли прекращать потакать компьютерным преступникам?
Тема наказания взломщиков компьютерных систем неоднократно поднималась на страницах КТ, но сегодня есть повод коснуться её снова: в Британии завершено разбирательство уникального инцидента, в котором оказались замешаны военные секреты США. Завязка истории относится к лету 2002 года, когда работа принадлежащей американскому Министерству энергетики научно-исследовательской Национальной лаборатории Ферми (Fermi National Accelerator Laboratory) была остановлена по тревоге после обнаружения проникновения на компьютеры организации постороннего лица. Башни World Trade Center к тому моменту уже были снесены горячими арабскими парнями, так что представить, какой переполох поднялся в лаборатории, несложно. Впрочем, первоначальные опасения не подтвердились. След тянулся в Англию, и с участием заокеанских коллег, удалось быстро разыскать виновника - семнадцатилетнего британского тинейджера Джозефа Макэлроя. Каким-то образом Джозеф сумел обойти систему аутентификации пользователей лаборатории Ферми, после чего эксплуатировал ресурсы учреждения в собственных целях. В частности, он использовал интернет-канал лаборатории для скачивания музыки и фильмов, которые хранил здесь же, на лабораторных серверах.
На этом счастливом моменте давайте прервёмся и рассмотрим вот какой момент: опираясь на регулярные публикации прессы, освещающей компьютерные происшествия, можно утверждать, что взломы сегодня чаще всего совершаются отнюдь не с целью шпионажа или нанесения ущерба объекту нападения. Левин, всерьёз пытавшийся украсть десять миллионов - птица настолько редкая, что припомнить ещё один подобный случай затруднительно. Большинство современных взломщиков ограничиваются заменой лицевых страничек сайтов, редкие кракеры (вспомните Адриана Ламо) надеются, что их ремесло поможет другим, и почти совсем перевелись взломщики, работающие из любви к искусству: "митники" стали историей. Вот только за внешней безобидностью маски, носимой кракером любого типа, кроется одинаково безобразная морда. Как вы отнесётесь к человеку, который вторгается в вашу личную жизнь и ваши дела без спроса? А именно этим и занимаются взломщики всех разрядов: вторжение в систему, пусть даже и с благими намерениями, приносит головную боль её владельцам, ведь "дыру", которой воспользовался кракер, необходимо заделать, последствия его пребывания в системе удалить, проверить и перепроверить результаты работы. А для этого нужны люди, а значит, время и деньги.
Случай Макэлроя замечателен даже не тем, как распорядился паренёк "награбленным", а тем, как ему повезло. Сперва он избежал тюрьмы, каким-то неведомым образом сумев доказать, что в глаза не видел секретных файлов, хранившихся на серверах Fermilab. Затем британский судья признал невыполнимым требование американской стороны о возмещении 50 тысяч долларов США, в которые обошлись потерпевшим работы по восстановлению системы после взлома. Макэлроя всего лишь приговорили к двумстам часам общественных работ. Но Джозеф - везунчик, каких мало. Тенденция ужесточения наказаний за взлом компьютерных систем сегодня одинакова для всех развитых и называющих себя таковыми стран мира. Даже в лояльной к компьютерным преступлениям России неправомерный доступ к информационным ресурсам с нанесением материального ущерба может обернуться пятью годами тюремного заключения. Где проходят те минимальная и максимальная границы, которыми следует очертить жесткость наказаний за компьютерный взлом?