Друг моего друга
АрхивКомментарий дняШумиха вокруг экспериментального сервиса Orkut, построенного сотрудниками Google, немного поутихла, и настало самое время разобраться в том, что же это такое.
"Оркут". Это странное имя в последние дни на слуху у всех благодаря одноимённому эксперименту, проводимому компанией Google. Так называется новая система для поиска друзей и общения в самом широком смысле слова. Впрочем, тумана и пересудов вокруг новинки столько, что грех не остановиться на ней поподробнее, рассмотрев, что же это за штука, и чем чревато её появление для всех нас.
Прежде всего следует заметить, что Orkut не является прямым проектом Google. Это всего лишь онлайновый эксперимент, поставленный одним из сотрудников компании - инженером Оркутом Бойюккоктеном, ранее работавшим над интерфейсом самой поисковой системы. Помните IBM, в которой, по сложившейся за десятилетия работы традиции, на столы сотрудникам устанавливают таблички с надписью "Think!" ("Думай!")? В Google, хоть она и сравнительно молода, действует своя замечательная традиция: каждый работник посвящает пятую часть времени исследованиям в интересной лично ему области информационных технологий. Компания помогает реализовывать смелые задумки, и на свет появляются субпроекты, которые иногда становятся частью главного портала Google: именно так был построен сервис Google News, а несколько перспективных идей уже развиваются в рамках Google Labs. Оркут принадлежит к этому ряду. Но в отличие от других начинаний он обещает скоро превратиться в из бета-версии в большой и успешный проект.
Утверждать так при практически полном отсутствии какой-либо конкретной информации множеству комментаторов, в том числе и из солидных деловых изданий, позволяет тот факт, что в конце прошлого года Google, по сей день остающаяся частной компанией, подступалась с предложением о покупке к другой частной компании, Friendster, владеющей одноимённым веб-сервисом, предназначающимся для желающих обзавестись друзьями в Сети. Последняя перейти под крыло поисковика отказалась, но учитывая, что общая характеристика "Оркута" описывает его как онлайновое сообщество доверяющих друг другу пользователей, можно предположить, что Google пытается построить подобный Friendster сервис самостоятельно.
Friendster, при своей сравнительно слабой известности в России, представляет собой весьма коммерчески успешный проект. Говоря попросту, это сайт, на котором общаются тысячи человек (точная информация неизвестна, потому что владельцем является частная компания, никому докладывать не обязанная), и где каждый желающий может найти себе друга или подругу по вкусу, сформировав, таким образом, собственный круг друзей. От привычных систем вроде ICQ, в которых "контакт-листы" тоже присутствуют, Friendster отличает акцент на общих знакомых: в галерею друзей попадают не только добавленные лично вами люди, но также и их знакомые, знакомые их знакомых и так далее, вплоть до желаемого порога. Изюминка такого подхода кроется в возможности избежать столкновения со случайными людьми: каждая "подборка" оказывается составленной из лиц, с которыми у любого конкретного участника обязательно есть общие знакомые или общие интересы. Такая "камерность" способствует стабильности всего сообщества, его активности и, как следствие, привлекательности самого сервиса для инвесторов, недостатка в которых Friendster со дня своего основания в 2002 году никогда не испытывал. Среди финансирующих проект компаний присутствуют и Yahoo!, и PayPal, и другие не менее крупные игроки интернет-рынка.
Orkut, насколько можно судить по нынешнему его состоянию, станет сервисом, во многом похожим на Friendster. Главное его отличие (если, конечно, создатели не сочтут это отличие чрезмерным ограничением) заключается в том, что попасть в сообщество можно, лишь получив приглашение от того, кто уже является его участником. Именно таким образом, кстати, и был организован пробный запуск "Оркута" на прошлой неделе. Начав с 12 тысяч приглашений, розданных создателями проекта, уже через пару дней Orkut насчитывал сто тысяч человек, сформировавших множество взаимосвязанных сообществ. Вторым отличием может стать полная бесплатность сервиса, и если Friendster обещает со временем ввести частично платную подписку, то Orkut, спонсируемый Google, имеет все шансы остаться хорошей альтернативой, доступной всем желающим.
Но пора подвести итог. Во-первых, ничего принципиально нового Orkut из себя не представляет. Во-вторых, шумиха вокруг него всё же не напрасна, поскольку если Friendster был и остаётся сравнительно малоизвестным сервисом, то Orkut, став подразделением портала Google, может поднять свою популярность до небес, тем самым, став ещё интереснее для каждого участника. Так что спрашивайте у друзей - возможно, кому-то из них уже посчастливилось получить приглашение - и присоединяйтесь!