«Лимита»
АрхивСогласно статистике отдельных российских широкополосных сетей, предоставляющих плоские тарифные планы, ежемесячное потребление трафика на абонента в таких сетях, как правило, не превышает 1 Гбайт (при типичном «лимитированном» потреблении на уровне 300–400 мегабайт).
Согласно статистике отдельных российских широкополосных сетей, предоставляющих плоские тарифные планы, ежемесячное потребление трафика на абонента в таких сетях, как правило, не превышает 1 Гбайт (при типичном «лимитированном» потреблении на уровне 300–400 мегабайт).
То есть при себестоимости трафика для крупных и средних операторов на уровне $1–3 за гигабайт и среднем потреблении на уровне 1 Гбайт это вряд ли может сдерживать предоставление неограниченного доступа за $30–50 в месяц (в эту сумму входят затраты на поддержание канала и возможные риски).
Проблема в другом — очень трудно ограничить перепродажу трафика и отсечь коллективные подключения. Предположим, некий URL стал давать безлимитный Интернет на скорости хотя бы в 1 Мбит, скажем, за $100. Это автоматически означает, что множество домовых сетей с числом абонентов от нескольких десятков до нескольких сотен немедленно станут его клиентами. При этом сотня и даже больше абонентов на канале 1 Мбит будут иметь вполне комфортный доступ, а в самой домовой сети трафик может продаваться как безлимитно, так и помегабайтно, в зависимости от маркетинговой модели, которую выберет такой «провайдер». Мы сейчас предоставляем неограниченный доступ в некоторых сетях — в элитных жилых домах. Там подобная проблема не возникает. Но предоставлять такой сервис массово я поостерегся.
Думаю, ближайшее будущее за разного рода псевдоанлимами — типа 2–3 гигабайта за $30–50 при цене превышения 3–5 центов за мегабайт. Сейчас многие операторы могут оказывать услуги по таким ценам, но не делают этого по чисто маркетинговым соображениям. Одной из причин является наличие корпоративного сектора и абонентов, которые пока готовы платить гораздо больше. Разумеется, все они тут же захотят перейти на новые, более низкие тарифы.
Есть и технические причины: не всегда возможно продавать неограниченный доступ в сетях, чьи магистрали построены на DSL и радиоканалах с ограниченной пропускной способностью, поскольку возросший трафик просто перегрузит каналы.
С другой стороны, сейчас провайдеры активно переходят на оптоволокно и строят опорные сети с гигабитной пропускной способностью, так что буквально в течение года ситуация на рынке сильно изменится. Провайдеры станут больше думать о доходе в пересчете на клиента, а не о стоимости трафика, и тарифы постепенно начнут приближаться к модели, основанной на аренде (разделяемых) портов.
А вот продавать порты по реальной стоимости запросто можно уже сейчас. Безлимитные 2 Мбит/с мы готовы продавать от $1900 за порт. 10 Мбит/с — от $5000 в месяц. И так далее. Причем цены постоянно снижаются (к слову, в Европе они не сильно меньше — по моим данным, максимум в два-три раза).
Проблема именно в дешевом персональном доступе, когда в бизнес-план закладывается, что пропускная способность порта будет использована на доли процента или что на Интернет-порт в 100 или 155 Мбит «сядут» тысячи абонентов с 8-мегабитными ADSL- или
100-мегабитными Ethernet-подключениями. При этом провайдер, расходуя 30–60 тысяч долларов в месяц на оплату 100-мегабитного порта, рискует получить вместо нескольких тысяч — сотню 50-долларовых клиентов с огромным трафиком.