Командная строка интернета
АрхивПерспективыИнтерфейсы сайтов строятся по образу и подобию графического интерфейса пользователя. Окошки, иконки, ссылки, мышь. Google пошел наперекор заведенному порядку и принес в веб командную строку.
Когда в 1997 году выходцы из Стэнфорда Дэвид Брин и Ларри Пейдж открыли Google, горячие деньки бума дот-комов были еще впереди, и мода на порталы только начиналась. Давно миновал теперь бум, а слово "портал" звучит совсем иначе. Но и в самом начале, и после Google держался подальше от "портальной" суеты.
Все эти годы создатели Google как мантру повторяли слова "мы всегда будем, в первую очередь, поиском". Главная страница поисковика остается почти такой же маленькой и легкой, как и пять лет назад. Она не обросла каталогами и многочисленными ссылками на разнообразные "сервисы", из которых и состоит всякий портал.
Разумеется, всё не может быть так просто. Компания растёт, и несмотря на декларации, google.com обрастает далекими от поиска сервисами. Сейчас у Google есть практически всё, чем могли бы похвастать крупные порталы классического покроя, а то и больше. Не хватает, разве что голубой мечты любого порталостроителя - бесплатной веб-почты. Но и она, похоже, уже не за горами.
Если попытаться вспомнить все возможности этого поисковика, получится список впечатляющих размеров. Считайте сами: в Google есть калькулятор, словарь, телефонная книга, система whois, проверка правописания, биржевые котировки, карты городов США, машинный переводчик со множества языков на английский, монитор доставки посылок, поиск автомобилей и самолетов по номерам, каталог сайтов, поиск по патентам, информация о погоде в аэропортах и изменениях в расписаниях авиарейсов, новостная служба, поиск по изображениям, баннерная сеть, крупнейший дискуссионный форум в интернете, поиск по бумажным книгам и буклетам магазинов "Заказы-почтой", наконец, поиск по интернет-магазинам. И это еще не все.
Правила маскировки
У большинства сервисов Google нет даже отдельной страницы на сайте. Тем не менее, почти все они могут быть вызваны в любой момент. Это сделано для удобства. Пользователь увидит их только тогда, когда они ему понадобятся.
Как правило, интерфейсы сайтов строятся по образу и подобию графического интерфейса пользователя. Окошки, иконки, ссылки, мышь. Выбор из того, что есть на экране. В принципе, WWW таким и задумывался. Google пошел наперекор заведенному порядку и притащил в веб командную строку. Ту самую, которой теперь пользуются только специалисты-компьютерщики да пламенные линуксоиды, а все остальные считают пережитком темного прошлого.
Командную строку заменяет поисковый запрос. Получив его, Google пытается сообразить, какой из сервисов в данном случае стоит пустить в ход. Если запрос напоминает математическое выражение, он включит калькулятор. Если там обнаружится известный поисковику адрес, он покажет карту. Некоторые сервисы срабатывают при вводе специальных ключевых слов. Например, чтобы узнать о том, на кого зарегистрирован домен www.google.com, нужно спросить у Google "whois www.google.com". Поисковик заметит знакомое слово whois и добавит в свой ответ нужную ссылку.
Кстати, в большинстве случаев Google даже не приходится платить за используемую информацию. Ведь поисковик только ставит ссылки на другие сайты, не более (плохо это или хорошо для используемых им сайтов - вопрос другой).
Кто стучится в дверь ко мне?
Как заметил кто-то из классиков, нет такой программы, в которой рано или поздно не завелась бы встроенная почта (во время оно в подтверждение этих слов обычно приводили в пример Emacs, потом Netscape Navigator). Google всем программам программа, и судя по этому закону, ему никак не обойтись без встроенной почты. С основной функцией Google, поиском, её уже никак не связать, но кому это мешает?
Новая затея Google, вероятно, будет связана именно с электронной почтой. Хотя в интернете об этом обнаружится статей не на одну сотню килобайтов, все они только добавляют тумана. Сам же Google молчит.
Пока точно известны только три вещи:
- Google работает над технологией встраивания контекстной рекламы в электронные письма
- Google приобрела компанию-разработчика системы для работы с электронной почтой
- Google зарегистрировала доменное имя googlemail.com
Сочетание слов "реклама" и "электроные письма" вызовет содрогание у любого интернетчика. О чем идет речь? Что такое "контекстная реклама в электронных письмах"? Похоже на название нового вида особо зловредного спама. Вряд ли в Google имели в виду именно это.
Предположения о том, что же имеют в виду в Google на самом деле, можно поделить на две основные группы. Речь может идти о предоставлении контекстной рекламы для размещения в уже существующих почтовых рассылках. Самими рассылками Google заниматься не станет. Другой вариант: Google всё же не устоит и откроет бесплатную веб-почту, и контекстная реклама будет вставляться в создаваемые с её помощью письма. При ближайшем рассмотрении оба варианта кажутся не очень правдоподобными, но чего только не бывает...
Считается, что основные доходы Google получает от продаж текстовой контекстной рекламы. Если это так, то в 2003 году поисковик серьёзно укрепил свои позиции. Теперь контекстная реклама Google показывается не только в нём самом, но и на десятках тысяч других сайтов. Если Google приладит рекламу еще и к электронной почте (как бы он это ни сделал), это поможет ему окончательно оторваться от главного конкурента в данной области - компании Overture (с прошлого года Overture входит в состав Yahoo).
Будущее, далекое и близкое
Как бы ни развивались события дальше, все это только начало. Масштабности планов Google можно только позавидовать. Все его сегодняшние возможности - это детские шалости по сравнению с тем, о чем мечтают создатели поисковика. Google должен выйти за пределы интернета и стать повсеместным.
Основатель Google Сергей Брин: "Где бы я хотел видеть гуглевские технологии через пять лет? Мы не поисковая система, мы находим информацию. С широким охватом. Возможно, это даже будет не электроника! Скажем, вопрос-ответ".
Технический директор Google Крейг Силверстайн: "Вы говорите вслух, а компьютер обрабатывает ваш вопрос, определяет контекст, определяет, какой ответ ожидается, прочесывает гигантскую базу данных на, черт знает, каком количестве языков, переводит/анализирует/резюмирует результаты, а потом произносит их приятным голосом".
Сколько еще ждать реализации этих планов, зависит от того, как Google проживет этот год, а он обещает стать для компании горячим. Скоро пройдет IPO, первичное публичное размещение акций компании. Путь Google станут определять не технари-романтики, а прагматичные акционеры. К чему это приведет, увидим.