Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Упакованная музыка

Архив
автор : Лев Музыковский   20.01.2004

Очень забавно наблюдать, как люди, насмехающиеся над научной фантастикой, слушают метеорологов и экономистов…

Очень забавно наблюдать, как люди, насмехающиеся над научной фантастикой, слушают метеорологов и экономистов…

Когда меня попросили написать о том, что нынче представляют собой MP3-плееры, честно говоря, я слегка задумался, ведь, положа руку на сердце, ничего кардинально нового в этой области пока не придумали. А посему я решил, что должна же быть в «Эдвайзере» хоть одна скучная статья — и пусть ею станет именно эта. Мы просто еще раз познакомим вас с разновидностями этих устройств, упомянем о новинках и поможем определиться с выбором — так что если вы присматриваете новогодний подарок меломану — возможно, вы отыщете для себя что-то новое.

Клан Круглых

Самым распространенным и доступным по цене кланом MP3-плееров по-прежнему остаются MP3-CD-девайсы. Они же продолжают оставаться самыми универсальными — и вовсе не по причине повсеместного распространения CD-носителей. Причина проста — чтобы обновить информацию в памяти плеера на основе флэш-памяти или жесткого диска, необходимо иметь в распоряжении стационарный ПК или ноутбук — а чтобы «перезарядить» MP3-CD, достаточно просто приобрести новый музыкальный сборник. Можно долго распинаться по поводу, мол, знаем мы, что это за диски и откуда они берутся, — но так уж сложилось, что формат стал мощным оружием в руках пиратов. С другой стороны, стоит попенять и на тех, кто музыку пишет и продает, — что им стоит помимо обычных CDDA, всяких там DVD-Audio, SACD и иже с ними выпускать еще и сборники в так полюбившемся и ставшем популярным формате? Как вариант решения проблемы, сайты, с которых скачивается большинство MP3-файлов, и которые — кстати! — очень быстро научились взимать с пользователей деньги за закачку, могли бы делать скромные отчисления в казну первоисточников. Глядишь, последние поуспокоились бы и не стали натравливать на Napster, Kazaa и прочие файлообменные P2P-сети нехороших дядей из RIAA1. В общем, правовой момент здесь крайне сложен и запущен, а потому — пусть сами разбираются. В конце концов, практически ВСЯ популярная и рок-музыка уже оцифрована, перекодирована, записана, лежит на Горбушке и в прочих «злачных» местах, а призвать к ответу тех, кто эту музыку продает нам с вами за смешные деньги так же невозможно, как до конца искоренить проституцию или торговлю наркотиками. Так сказать, неизбежное зло от сотворения мира.

Главные усовершенствования, в сторону которых направляют свои усилия разработчики MP3-CD, — это уменьшение габаритов и веса плееров, дополнительная обработка звука и увеличение времени антишока. Ну, что касается габаритов — меньше компакт-диска в диаметре плеер все равно сделать невозможно, поэтому вендоры стараются перещеголять друг друга в том, кто умудрится сотворить самый тонкий девайс. Пока лидерство удается держать компании iRiver с ее iMP-550 (13 мм2), не отстают от нее SORELL (SMP-200 — 14 мм) и Samsung (MCD-HM 920 — 16,5 мм). Стильная тонкость, однако, обойдется вам недешево — такие плееры в 1,2 — 1,5 раза дороже обычных, правда, функционально они тоже отличаются в лучшую сторону.

В качестве носителей информации MP3-CD плееры умеют использовать все разновидности болванок (CD-R/RW), которые только можно купить. На качество воспроизведения тип носителя и подложка не оказывают никакого влияния. Что касается объема, сами понимаете — на один стандартный CD влезает до 700 Мбайт сжатой музыки, что при кодировании с битрейтом 128 Кбит составит около 140 композиций средней продолжительности, то есть 10–12 альбомов музыки. Правда, если вы все же обладаете настольным ПК, лучше кодировать с более высоким битрейтом — 256 Кбит/с (при отсутствии внешних шумов придирчивое ухо сможет уловить разницу), но даже в этом случае количество альбомов может достигать восьми. А это уже запас музыки на целый день. Сегодняшние модели плееров могут воспроизводить файлы, кодированные с битрейтом от 8 (хотя совершенно непонятно, кому может прийти в голову так издеваться над музыкой) до 320 Кбит (на портативной аппаратуре отличить такое качество от оригинального CDDA человеческое ухо не в состоянии). Для удобства навигации можно создавать плей-листы (те, кто выпускает мультиальбомные сборники, так и делают), большинство MP3-CD «понимают» файлы *.m3u (WinAmp) и *.wpl (если реализована поддержка WMA).

Что касается антишока — сделать какие-то однозначные выводы и рекомендации сложно, кроме, пожалуй, одного — у моделей бюджетной категории (до $100) как правило, данная функция реализована плохо. Плохо в том смысле, что, несмотря на заявленные две-три сотни секунд для MP33, далеко не все плееры смогут выдержать даже кратковременную нагрузку. Неспешная ходьба с девайсом на поясе или рюкзаке вреда неприятных сюрпризов не преподнесет, но любая пробежка или просто энергичная встряска станет причиной моментальных «спотыканий». Около месяца назад мы тестировали пять новых моделей MP3-CD-плееров, так вот — только у одного из них (все тот же iRiver iMP-550) антишок не вызвал никаких нареканий. У остальных он работал тоже неплохо, но все же не настолько идеально, чтобы рекомендовать их любителям утренних пробежек. Вывод один — если вы ведете энергичный образ жизни, при покупке обязательно проверяйте плеер на выносливость. Сделать это просто: включить аппарат (предварительно вставив диск, конечно) и, держа его в руке, энергично делать возвратно-поступательные движения кистью а-ля Никулин в «Бриллиантовой руке». Если первые сбои возникнут только через несколько минут — можно смело брать и бегать с ним за автобусами сколько душе угодно.

По-моему, расхвалил сверх меры, пора немного и поругать. Основные недостатки MP3-CD: чувствительность к внешним воздействиям (об этом весь предыдущий абзац), наличие механических и оптических узлов — первые могут износиться, вторые требуют аккуратного обращения и периодического ухода; и те и другие боятся грязи, пыли и влаги.

На что же еще следует обратить внимание при покупке MP3-CD-плеера? На поддержку файлов WMA (если сильно повезет, то и Ogg Vorbis и AAC, но если нет — не страшно), поддержку мультисессионных дисков плюс записанных в формате UDF и Packet Writing. Неплохим довеском может стать поддержка русского языка, актуальных версий тэгов (ID v1 1.1, 1.2; ID v2 2.0, 2.1 2.2 и 3.0), встроенный эквалайзер, возможность перепрошивки, и — в качестве последнего бонуса — поддержка CD-Text для Audio-CD.

Совсем заболтался — а ведь надо что-то и на Новый год присоветовать. Всех «Круглых» перечислить — как раз уйдет пол-«Эдвайзера», уж больно многие нынче хотят откусить свой кусок пирога, особенно китайцы — поэтому перечислим несколько моделей, которые наверняка станут отличным подарком (не забудьте также заглянуть в наш каталог!). Итак, как обычно, от бюджетных к дорогим: Panasonic SL-MP70 ($90), Samsung MCD-SF 75 ($110), Samsung MCD-HM 920 ($120), SORELL SMP-200 ($130), D-Pro Cenix MMP-CD20 ($130), Panasonic SL-CT800 ($140), iRiver iMP-400 SlimX 2 ($140), Sony D-NE9 ($160) и, конечно же, iRiver iMP-500 ($160).


1 Record Industry Association of America — Американская ассоциация звукозаписывающих компаний.
2 Правда, для этого пришлось убрать с корпуса все элементы управления, разместив их на пульте ДУ.
3 Значение антишока для CDDA, как правило, намного меньше. Это связано с тем, что при чтении Audio-CD-плеер может считать и поместить в буфер лишь незначительную часть информации, в случае же с MP3 величина «задела» может быть довольно велика.

Клан Мелких

Основное оружие этого клана — миниатюрность и легкость его «членов». Все благостные позапрошло- и прошлогодние прогнозы насчет того, что вот-де микросхемы флэш-памяти подешевеют и наступит всеобщее благоденствие... Не подешевели. Не то, чтобы совсем, но так незаметно, что высокая стоимость «Мелких» до сей поры является их главным недостатком. И если находятся люди — а их немало — готовые платить за миниатюрность (я бы сказал, доплачивать), корень проблемы кроется не здесь: значительная часть MP3-плееров оснащена ничтожным4 количеством встроенной памяти — от 64 до 128 Мбайт, реже встречаются модели с 256 и 512(!) Мбайт, и лишь в немногих из них предусмотрен слот расширения не самыми дешевыми картами памяти SD/MMC5. Хотя… наверное, я по привычке сгущаю краски: давайте вместе проведем маленькое маркетинговое исследование. Если исходить только из объема, модели с памятью 512 Мбайт — что, согласитесь, уже очень прилично — предлагаются по цене6 от $250 (COWON CW-300) до $280 (iRiver iFP-395), что на $90–120 дороже, чем топовые модели MP3-CD-плееров. За эту доплату вы получаете встроенный FM-тюнер, возможность записи в память плеера с тюнера или линейного входа, плюс диктофон со временем записи, ограниченным лишь объемом памяти — а для 512 Мбайт это составит целых 144 часа. Принимая во внимание сверхмалый вес (35–50 г), стильный дизайн, питание всего от одной батареи АA получается, что цена, казавшаяся на первый взгляд высокой, вполне адекватна! В то время как MP3-CD, даже очень стильный, всего лишь просто плеер (причем зачастую стильность скрывается в чехле на поясе), миниатюрный плеер на флэшке — элемент вашего имиджа. Зачастую их можно носить на шее в качестве техно-украшения, подобно имиджевым мобильным телефонам, что немаловажно с точки зрения прекрасной половины человечества.

Но не спешите делать выводы — смотрим дальше. Те же вкусности, но уже с памятью 256 Мбайт (без возможности расширения) можно приобрести от $150 и выше — цена уже сопоставима с MP3-CD, причем последние за такие деньги также будут оснащены FM-тюнером, при втрое большем объеме носителя. Версия в 128 Мбайт обойдется вам от $110 до $150 (с FM-тюнером или без). Существуют и более дешевые решения (от тайваньских и корейских производителей) — Zillion, MiniPop, MPIO и подобные, с базовой памятью 64 Мбайт (что просто смешно) или 128 Мбайт, возможностью расширения7 картами памяти SD/MMC или SmartMedia — но объем базовой памяти вряд ли кого-то устроит, а с учетом стоимости карты цена в любом случае перевалит за отметку в $120. Уловили? Получается, что при всех достоинствах «мелких», приобретать модели с памятью менее 256 Мбайт просто невыгодно!8 Отсюда вывод — если вы цените все достоинства плееров с флэш-памятью, приобретайте 256-, а лучше 512-мегабайтную версию; для стесненных в средствах рекомендую обратить внимание на предыдущую категорию.

Конечно, любой MP3-CD проиграет «мелкому» MP3 по времени автономной работы; последнему в этом плане гораздо легче — ведь ему не надо обеспечивать питанием механический привод. Лучшие образцы MP3-CD способны «протянуть» на комплекте аккумуляторов 15–18 часов, в то время как плееры на флэшках тянут все 24, а то и 30. Последняя оговорка — держать дома «мелкого» имеет смысл лишь в том случае, если вы — обладатель настольного ПК или ноутбука, ведь музыку в такой плеер можно закачать только с компьютера через интерфейс USB.

Клан Тяжелых

Настоящая тяжелая артиллерия — тяжелая по весу и по цене. Кратко охарактеризовать эти плееры можно так — беспрецедентный объем в обмен на очень высокую стоимость. Это самые молодые устройства по сравнению с двумя предыдущими — они построены на базе жестких дисков, тех, что применяются в обычных ноутбуках. Объем MP3-HDD плееров (именно так они называются) начинается от 10-20 Гбайт и может достигать 40 и даже 80(!) Гбайт — этого хватит на месяц-полтора непрерывного воспроизведения музыки.

Конечно, за такой объем приходится расплачиваться, в первую очередь, весом (200 г и выше), во вторую — достаточно высокой ценой: 10-гигабайтную модель (Creative Nomad Jukebox2, USB 2.0) сегодня можно прикупить за $220, а 20 Гбайт обойдутся вам уже в $300.

MP3-HDD плееры — вещь довольно специфичная: с одной стороны, не каждый решится на то, чтобы постоянно таскать с собой немаленький «кирпичик» весом в 300 г (особенно дамы), с другой — такой объем очень хорош, например, для поездки в отпуск или похода в гости на несколько дней, когда можно взять с собой месячный запас любимой музыки, не задумываясь о том, что она внезапно закончится. Помимо того, MP3-HDD можно использовать как портативный носитель информации, проще говоря — переносной винчестер: интерфейс USB 2.0 вполне позволяет им выступать в этой ипостаси. Более того, некоторые производители (особенно на этом поприще преуспела компания Archos Multimedia) оснащают свои «джукбоксы» LCD-дисплеем, что дает возможность просматривать файлы с изображениями и даже — фильмы в формате DivX. Вот, например, краткий список возможностей устройства Archos Multimedia 120 (около $380):

 запись музыки с любого источника (в том числе через аудиовход);
 поддержка форматов MP3, BMP, JPEG;
 цветной 1,5-дюймовый LCD-дисплей с подсветкой;
 возможность подключения фото-модуля, видео-модуля или модуля камеры, что превращает устройство в цифровой фотоаппарат, цифровую   видеокамеру или устройство оцифровки аналогового видео;
 возможность вывода фото/видео на экран телевизора;
 поддержка кодеков DivX версий 4 и 5.

Ну и, конечно же, воспроизведение МР3 (от 30 до 320 Кбит/с, в том числе в режиме VBR), запись и кодирование «на лету» (VBR от 30 до 160 Кбит/с). Впечатляет? Так это еще не самый последний «писк». Последний — Archos Jukebox Multimedia AV380 (около $899) — оснащен 3,5-дюймовым экраном, помимо всего вышеперечисленного, может также служить цифровым диктофоном, дополнительный фото-модуль оснащен четырехстандартным кард-ридером (фотографы, задумайтесь!), поддерживает интерфейсы USB 2.0, FireWire и PC Card, и оснащен быстрым жестким диском на 80 Гбайт. Да, вот уж гаджет так гаджет! Но такой, конечно, купит далеко не каждый. А вот к «десятигигабайтничкам» за $220 (они достаточно компактны, к тому же MP3-HDD, как и флэш-плееры, не боятся ударов9 и вибраций) вполне можно и нужно присмотреться.

В помощь автолюбителям

Наверное, никто не будет спорить с утверждением, что плеер — какой бы он ни был — принадлежность молодежная. Вряд ли можно представить себе бизнесмена с плеером на поясе и «капельками» в ушах. Однако они тоже люди и тоже любят слушать музыку в дороге, в чем им может помочь CD-ресивер с поддержкой дисков MP3 — да-да, вездесущий формат проник даже в салоны автомобилей. Собственно, особо писать про такие устройства нечего, ибо внешне они ничем не отличаются от традиционных автомобильных CD-ресиверов (по цене тоже), и так же, как и MP3-CD-плееры умеют воспроизводить диски с записанными MP3- (а некоторые и WMA-) файлами. Популярные модели вы сможете найти в каталоге, а в качестве подарка автолюбителю такой девайс будет выглядеть просто отлично — особенно если тот, кому дарят, не знаком с компьютерами, и еще не знает о такой замечательной штуке, как MPEG-1 Layer3.


4 С точки зрения тех, кто слушает музыку через плеер больше 1 часа в день. .
>5 На сегодняшний момент стоимость «брэндовой» карточки SD/MMC объемом 256 Мбайт составляет около $70.
6 Здесь и далее по тексту приведены усредненные цены Интернет-магазинов на момент подготовки материала.
7 Причем расширение картами памяти возможно не до бесконечности: зачастую объем расширения не может превышать 128 или 256 Мбайт.
8 Если только вы не приобретаете плеер не для слушания музыки, а просто чтобы выглядеть круче — в этом случае вам вполне хватит и 32 Мбайт.
9 Если, конечно, не с размаху да об асфальт.

MP3

Формат сжатия аудиоинформации MPEG-1 Layer31 был разработан в конце 80-х немецким институтом Fraunhofer IIS при участии компании THOMSON, и позднее был утвержден комиссией MPEG-12 как составная часть стандартов сжатого видео и аудио MPEG-1/MPEG-2. Принцип кодирования (сжатия) основан на том факте, что человеческое ухо не способно воспринимать слабый сигнал одного диапазона одновременно с более сильным сигналом другого диапазона. Иными словами, если слабый звук на частоте, скажем, 10000 Гц воспроизводится одновременно с более сильным звуком на частоте 10200 Гц, первый просто не будет услышан человеком. Эта особенность восприятия слуха называется маскированием сигнала. Также чувствительность человеческого уха будет значительно ослаблена в период до возникновения сильного звука (5 мс) и после него (около 100 мс). Наконец, слуховой аппарат человека может более-менее точно определить лишь направление средних частот, а верхние и нижние всегда звучат как бы отдельно от источника (совмещение стерео). При кодировании в MP3 используется так называемая психоакустическая модель — весь частотный спектр раскладывается на части, в которых уровень звука считается одинаковым, и звуки, не воспринимаемые ухом, просто-напросто удаляются. Благодаря приему совмещения стерео, фоновые частоты можно кодировать в моно-сигнал, наконец, можно просто уменьшить число бит для хранения данных при дискретизации звука (что равнозначно добавлению шума), в надежде, что это также не будет услышано. В принципе, существуют еще несколько алгоритмов (в том числе алгоритм Хаффмана для кодирования однородных сигналов при необходимости сильного сжатия), но все они преследуют одну цель — максимально уменьшить объем файла, минимизировав потерю качества. Разумеется, степень сжатия (и, соответственно, объем файла) определяется самим пользователем в момент кодирования — см. Битрейт.

Физически процесс кодирования происходит следующим образом: исходный аудиосигнал разбивается на равные по продолжительности участки называемые фреймами. Каждый фрейм кодируется отдельно; при воспроизведении сигнал будет состоять из последовательности декодированных фреймов. Такая структура файла позволяет воспроизводить запись с любого места, даже если исходный сигнал кодирован не до конца или файл поврежден. Современные кодировщики позволяют достичь качества звучания, неотличимого на слух от CDDA (на битрейтах в диапазоне 192–320 Кбит/с).

Помимо достоинств, MP3 имеет и недостатки, от которых практически невозможно избавиться. Одним из них является так называемый эффект «преэхо», из-за которого кодирование определенных сигналов сопряжено со значительными трудностями. Тем не менее, кодеки постоянно совершенствуются: в частности, технология VBR (Variable Bit Rate — переменный битрейт) позволяет достичь более высокого соотношения качество/размер за счет оптимального выбора битрейта в зависимости от характера музыки.

WMA

Формат WMA (Windows Media Audio) был разработан специалистами Microsoft на основе купленной технологии Voxware Audio Codec 4. Изначально файлы Voxware 4 сохраняли 90-процентную разборчивость голоса при битрейте в 64 Кбит/с — в то время как остальные форматы давали такое качество только при 128–160 Кбит/с. Microsoft серьезно доработала кодек Voxware и стала выпускать его под собственной маркой WMA.

Современная версия WMA8 позволяет записывать музыку с битрейтом 96 Кбит/с, по качеству аналогичную файлам MP3 с битрейтом 160 Кбит/с. Это означает, что при сходном качестве файл WMA занимает в полтора раза меньше места, чем MP3. Или, с другой стороны, при том же объеме WMA обеспечивает более высокое качество. Одним из недостатков формата можно считать разработанную Microsoft защиту данных (файлы, кодированные на одном компьютере, невозможно было воспроизвести на другом). Чтобы воспроизвести защищенный таким образом музыкальный контент, требовалось загрузить из Интернета специальный сертификат, обычно позволявший прослушивать композицию в течение ограниченного времени, по окончании которого нужно было либо заплатить за использование файла, либо купить компакт диск с понравившейся композицией. Также защищенные WMA-файлы не позволяют редактировать содержащиеся в них тэги. Все вышесказанное может относиться только к «чужим» файлам, полученным их Интернета — при самостоятельном кодировании защиту можно отключить.

Формат постоянно совершенствуется, появляется поддержка более высоких битрейтов (до 160 Кбит/с в новых версиях кодека). Плюсом также можно считать то, что кодировщики WMA уже встроены в Windows, а последние версии Windows Media Player позволяют сразу кодировать компакт диски в этот формат.

Ogg Vorbis

В отличие от MP3, данный стандарт является абсолютно открытым и свободным от различных патентов. Его плюсами считаются поддержка широкого диапазона частот дискретизации (8–48 КГц) и битрейтов (от 16 до 256 Кбит/с на канал), возможность кодирования не только стереосигнала, но и нескольких каналов аудиоданных, высокое качество звучания и многое другое. Считается, что битрейта 160–190 Кбит/с достаточно для обеспечения звучания, неотличимого на слух от CDDA. Многие кодировщики Ogg Vorbis используют специальный режим настройки качества, регулируемый шкалой от 0.1 до 10. Обычно значение 4–5 дает очень хороший результат на большинстве звуковых файлов, а файл, созданный с параметром 6 практически неотличим от оригинала. По умолчанию для Ogg Vorbis используется кодирование в режиме VBR, хотя возможно использование и постоянного битрейта. Информация в тэгах хранится в кодировке Unicode, что позволяет избежать проблем с кириллицей, а организация тэгов реализована более грамотно, чем в ID3 v2. Разработчики планируют сделать Ogg Vorbis единственным форматом для хранения музыки и передачи ее через Интернет.

Битрейт

Ширина потока данных при кодировании называется «битрейт» и может лежать в пределах от 8 Кбит/c до 320 Кбит/c. Бытует общепризнанное мнение, что потока в 128 Кбит/c достаточно, чтобы кодировать подавляющее большинство музыкальных композиций не в ущерб качеству (если быть честным — вы просто не заметите этих потерь на аппаратуре класса плееров или компьютерной акустике), а при кодировании с битрейтом 256 Кбит/c и выше качество не будет отличаться от качества исходного CDDA. Этому есть вполне разумное объяснение — при кодировании с битрейтом от 256 Кбит/с до 320 Кбит/c (6:1) применяются только математические алгоритмы сжатия, аналогичные тем, что используются в архиваторах. И лишь при сжатии с большим коэффициентом в действие вступают алгоритмы, о которых мы упоминали выше.

Тэг

От английского tag — метка, бирка; служебная информация, являющаяся частью MP3-файла и содержащая сведения об авторе, названии композиции, информацию об альбоме и пр. К сожалению, официального формата тэгов MP3 так и не имеет. У широко распространенного формата ID3 v1.1 есть жесткие ограничения на количество и длину полей и он абсолютно нерасширяем. Его естественным продолжением стал формат тэгов ID3 v2.х, позволяющий также хранить внутри файла текст песен, обложку диска и массу другой полезной информации — но подавляющее большинство программ и плееров, способных работать с тегами формата ID3 v2.х не в состоянии отобразить и десятой части возможных полей.

Антишок

Алгоритм, при выполнении которого происходит следующее: часть аудиофайла считывается, записывается в специальный буфер, после чего воспроизводится. В то время как воспроизводится первая часть, вторая в свою очередь считывается и записывается в освобождающийся буфер. Делается это для того, чтобы при ударах и тряске плеер успел безболезненно спозиционировать луч и считать очередной кусок — иначе при воспроизведении неизбежно возникали бы кратковременные перерывы. Время, которое отводится плееру на чтение очередной порции данных, называется длительностью антишока и измеряется в секундах. Для MP3/CD устройств длительность антишока может колебаться от 30–40 с при воспроизведении CDDA и от 100 с до 15(!) минут у лучших моделей при воспроизведении MP3.


1 Его часто называют MPEG-3, но это ошибочное определение — такого стандарта не существует в природе. Тем не менее, сокращенное название MP3 — вполне правомерно.
2 Moving Picture Expert Group — Экспертная группа кинематографии.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.