Последний кадр
АрхивКомментарий дняСловно залп "Авроры", давший сигнал к началу решающего штурма, прозвучало вчерашнее решение компании Eastman Kodak о прекращении продаж пленочных фотоаппаратов в нескольких странах мира. Цифровая фотореволюция началась!
Споры о преимуществах и недостатках цифровой и аналоговой фотографических техник по накалу страстей не уступают спорам между сторонниками разных операционных систем: пыл их участников подогревается отсутствием несомненных для обеих сторон аргументов в пользу того или иного решения. Но ничто не вечно - и вчерашний день принёс, наконец, апологетам цифры козырь, который обещает сыграть решающую роль в будущих спорах. 13 января один из крупнейших фотопроизводителей объявил о решении значительно сократить выпуск плёночных камер, в течение года полностью остановив их продажи в нескольких регионах мира.
Имя этого производителя без сомнения известно каждому из вас: это компания Eastman Kodak Co. Основанная в 1881 году в качестве фотолавочки для обывателей не желающих проявлять и печатать фотографии самостоятельно, к настоящему моменту она превратилась в транснационального гиганта, входящего в пятёрку лидеров по производству массовой продукции для фотографии - самих аппаратов (называемых "мыльницами") и расходных материалов для них. Суть объявленного вчера решения сводится к постепенному прекращению продаж плёночных камер в Соединённых Штатах Америки, Канаде и Западной Европе. Процесс остановки займёт около года и затронет как обычный 35-мм формат, так и весьма популярный в развитых странах Advanced Photo System (APS, по сути - более удобный в обращении плёночный). Масштабы инициативы впечатляют: ведь Kodak принадлежит почти половина мирового рынка APS. В указанных выше регионах компания обещает продолжить продажи одноразовых плёночных камер, пока ещё пользующихся спросом, а кроме того, продолжит производство фотоплёнки.
В том, что именно Kodak и в одиночку - а не в компании с Sony, Olympus, Fuji, Canon или кем-то другим - стала первой, решившейся на столь серьёзный поступок, нет ничего странного или случайного: дела у неё в последнее время идут не лучшим образом, а потому кажется вполне логичной идея не цепляться за старую, теряющую популярность технологию, а сделать ставку на новинку, перспективы которой у экспертов уже не вызывают сомнений. Не следует удивляться и тому, что Kodak, отказавшись от продаж плёночных фотоаппаратов, решила продолжить производство плёнки для них: фотопроизводители сегодня зарабатывают не на "железе", которое часто продаётся по демпинговым ценам, а на расходных материалах (аналогия с производителями игровых приставок уместна). А в остальном... В остальном можете считать, что цифровая фотореволюция началась!
Эволюция аналоговой фотографии, стартовавшая в 1826 году с работ Ньепса, длилась почти два века и сегодня её скорый конец - для массового пользователя - уже очевиден. Мировые продажи любительских и полупрофессиональных плёночных фотокамер в развитых странах стремительно падают - так, в Штатах в 2003-м было продано на 20% аппаратов меньше, чем годом ранее. Рынок массовой фотографии отходит во владение цифровой технологии. Исследований на сей счёт проведена масса, но общая их суть, вне зависимости от авторства , одна: число продаваемых в мире дешёвых цифровых камер вплотную приблизилось к порогу в 40% от всех мировых продаж и, при ежегодных темпах роста цифрового сектора в 15 - 20 процентов, к 2007 году цифровые мыльницы обещают полностью вытеснить плёночные с магазинных прилавков. Простота и большее удобство в обращении, привлекательное отношение цена/производительность - вот они, главные факторы, помогающие цифре в покорении фотографического олимпа.
Да, сегодня в мире ещё остаются регионы, в которых даже Kodak предпочитает расширять свой аналоговый фотобизнес: в Китае и Индии, странах Латинской Америки и Восточной Европы (икнулось?) продажи плёночных аппаратов растут на десятки процентов в год. Но, надо полагать, и здесь время расставит всё по своим местам. Когда цифровые мыльницы в России станут по-настоящему популярны? Ваши предположения?