Вам письмо
АрхивКомментарий дняЧисло проблем, с которыми связано использование электронной почты, растет не по дням, а по часам. Но заменить этот электронный инструмент пока нечем.
Если ваше знакомство с вычислительной техникой распространяется хоть немногим дальше просмотра DVD и игр, вам наверняка знакомо кажущееся иррациональным ощущение лёгкой тревоги, возникающее каждый раз при открытии электронного почтового ящика после долгого перерыва (праздников, отпуска и т.п.). Попытки же проанализировать его наверняка приводят к одной и той же причине: боязни, что за время вашего отсутствия, отрыва от этого канала связи, случилось нечто, что требовало вашего вмешательства, и сейчас уже ничего не исправить. Как результат, нагоняй от начальства или разочарованные замечания коллег. Возможно, я несколько уменьшу ваши (да и свои, исключений здесь, похоже, нет в принципе) страдания, упомянув о любопытном эксперименте, проведённом совсем недавно британскими психологами, которые утверждают: инстинктивный страх при чтении электронной почты - универсальная проблема подавляющего большинства компьютерных пользователей.
Центральное звено работы, о которой идёт речь - простой опыт, поставленный исследователями из колледжа Университета Чилтернс в Бэкингемшире на полусотне добровольцев-работников офисов, занимавшихся выполнением рутинных обязанностей, в число которых входило и чтение электронной почты. Навесив на подопытных датчики для измерения кровяного давления, психологи собрали исчерпывающую статистику, которая наглядно продемонстрировала факт наличия подсознательных переживаний у каждого компьютерного пользователя, просматривающего пришедшие ему письма. Вопреки популярному мнению, утверждающему невозможность вызвать эмоциональный всплеск строчками на дисплее, каждый раз во время прочтения очередного электронного письма, если оно содержало негативный подтекст или было от начальства, у испытуемых подскакивало кровяное давление. Скачок был особенно сильным, если два фактора сочетались, к примеру, при чтении агрессивного послания от непосредственного начальника. Вывод, сделанный авторами исследования во время представления отчёта на конференции Британского психологического общества, сводится к неочевидной для руководителей необходимости отказаться от использования e-mail в качестве инструмента дисциплинарного воздействия. Электронно-почтовые выговоры и наставления контрпродуктивны и не могут улучшить рабочую атмосферу в коллективе или взаимопонимание между подчинёнными и руководством. А потому для воспитательных целей лучшим выбором кажутся обычные встречи с глазу на глаз.
Но давайте отвлечёмся от частностей психологии и посмотрим на ситуацию в целом. Ведь выявленная британцами проблема - лишь одна из длинного и постоянно пополняющегося списка трудностей, предстающих перед каждым новым пользователем электронной почты. Здесь и многоликая проблема спама, здесь и проблема вирусных инфекций, проблема снижения производительности труда в результате потерь времени на пустую переписку с коллегами и знакомыми, разбор почтовых завалов и тому подобные действия, имеющие весьма далёкое отношение к основным рабочим обязанностям. Здесь и возможность ошибиться адресом, поимев массу непредвиденных неприятностей, и проблемы безопасности и рисков, связанных с пересылкой конфиденциальной информации. Короче говоря, электронная почта - далеко не подарок. Но что самое ужасное, отказаться от её использования мы уже не в силах. E-mail стал для большинства работников умственного труда приложением критической важности, даже временное отсутствие которого (к примеру, ввиду неисправности) чревато и травмами для производственного процесса, и психологическими (по данным другого британского исследования, опубликованным ещё летом, тяжесть недельного принудительного отрыва от электронной почты оценивается многими равной семейному разводу). И судя по всему, равноценной замены ей нет. Ведь если бы таковая существовала, о нервной, низкопроизводительной, медленной и ненадёжной электронной почте, пару лет назад отметившей свой тридцатилетний юбилей, давно бы позабыли...