Спроси меня, кто
АрхивКомментарий дняЛидерами годового общепланетарного хит-парада Сети стали звезды спорта и кино. Старый девиз "sex, drugs and rock'n'roll" справедлив по сей день.
Новогодняя пора - традиционное время для подведения самых разнообразных итогов. За последние дни на сайте Компьютерры это делалось неоднократно, но сегодня давайте всё же рискнём и проведём ещё одну черту, взгляд за которую позволит одномоментно оценить происходившее в мире на протяжении 2003-го. А основой пусть станет хит-парад Zeitgeist, публикуемый поисковой системой Google на протяжении вот уже трёх лет. Странное название этой подробной сводки самых популярных запросов за определённый период времени имеет немецкие корни и переводится просто: "geist" означает "дух", а "zeit" - время. Полюбопытствовать содержимым списка за 2003-й год вы можете самостоятельно на страничке www.google.com/press/zeitgeist.html, а здесь отметим самые интересные моменты и дадим общую оценку.
Итак, первое место - абсолютный рекорд популярности Сети за прошедший год - получила Бритни Спирс. Её коллега по шоу-бизнесу, Шакира, на четвёртом месте. На втором - герой детских фантазий Гарри Поттер. На третьем - лидер фантазий взрослых, киноэпопея "Матрица". Опуская следующие позиции, вся первая десятка за единственным исключением в виде места номер семь, где расположился Ирак, отдана поп- и кинозвёздам, известным спортсменам. Та же самая тенденция очевидно прослеживается и в региональных хит-парадах: в запросах Интернет-пользователей из большинства стран мира явное предпочтение отдано (когда своим, а когда и тем же, что в общемировом списке) темам отдыха и развлечений. Такое вот глобальное легкомыслие.
Но не слишком ли упрощает всё Google? Насколько можно доверять значениям такого новоявленного индекса популярности? С некоторым допущением доверять можно. Ведь Сеть, хоть и считается очередным средством массовой информации, отличается от тех же телевидения, радио и газет, своей полной подконтрольностью клиенту. Веб-сёрферы сами выбирают направление своего движения и тематику контента, который им предстоит потреблять. Поэтому когда новогодняя ночь российского ТВ оказывается в безраздельном пользовании стареющей поп-дивы в ботфортах, это ещё не значит, что её обожает вся страна. Когда самый популярный Интернет-поисковик демонстрирует засилье Нео и Бэкхема, Бритни и Памелы - это означает именно то, чем кажется. Около двух сотен миллионов запросов изо всех уголков планеты, на которые даёт ответ Google каждый день, рисуют достаточно объективную картину предпочтений и интересов, чтобы по ней можно было ориентироваться и в развлечениях, и в делах.
Впрочем, можно ли считать Google Zeitgeist совершенно объективным индикатором? Конечно же, нет. Zeitgeist, судя по содержимому запросов, хорошо отражает интересы лишь сравнительно более активной, но достаточно узкой возрастной категории, границы которой оцениваются журналистами, комментирующими опубликованные Google результаты, примерно в 13 - 30 лет. Это, кстати, объясняет и высокую "текучесть кадров", что выражается в постоянной смене состава первой десятки лидеров года. И всё же список этот определённо полезен, ибо наглядно демонстрирует ряд тенденций, хорошо знакомых нам по оффлайну: так (в региональных списках запросов) отчётливо прослеживается пресловутая американизация национальных культур. А в остальном - вот она, та самая пресловутая абслоютная свобода, за которой и идут в Интернет...