Касперский: Апокалипсис сегодня
АрхивПерспективы"Лаборатория Касперского" подводит вирусные итоги уходящего года. Касперский и на этот раз не обманул ожиданий любителей апокалиптических пророчеств. По его мнению, чтобы спастись, мы должны отказаться от интернета в его нынешнем виде.
"Лаборатория Касперского" подвела вирусные итоги очередного года. Собравшиеся на пресс-конференцию журналисты слушали доклад основателя одноименной антивирусной компании с повышенным вниманием: не будет ли новых сенсаций? Прошлогодние прогнозы Касперского сбылись на все сто. И Касперский не обманул ожиданий любителей мрачных пророчеств.
Апокалипсис сегодня
Год назад Евгений Касперский рассказывал про флэш-червей, способных распространяться по Сети с устрашающей скоростью. Спустя считанные дни его предсказания сбылись. В конце января сетевой вирус Slammer за несколько минут заразил сотни тысяч компьютеров по всему миру. Кстати, сам Касперский клянется, что не ждал такого скорого исполнения собственного пророчества и был шокирован не меньше остальных. Впрочем, по его словам, удивляться не приходится, ведь он не занимается гаданием на кофейной гуще, а анализирует тенденции. Так какие же тенденции наблюдались в этом году? Самые безрадостные.
О многочисленных глобальных эпидемиях все знают и сами, на то они и глобальные. Немногим удалось избежать вторжения червя Lovesan, а потоки спама, который рассылал Sobig.f, не миновали даже пользователей альтернативных операционных систем. Именно Sobig стал самым распространенным почтовым червем за всю историю интернета. Не отставали от зарубежных "коллег" и российские вирусописатели: по подсчетам "Лаборатории Касперского", червь Mimail стоит на восьмом месте в списке самых распространенных вирусов года. Весьма сомнительная слава.
Из всего этого Касперский делает далекоидущий вывод: интернетом заинтересовался мировой криминал! Написание вирусов становится бизнесом, и довольно прибыльным бизнесом. А там, где деньги добываются незаконно, всегда найдется тот, кто дело организует.
Кто виноват
Можно ли рассматривать эпидемии уходящего года как некие пробные шары, которые забросили, чтобы посмотреть на результат? Касперский в этом не сомневается. Только подумайте: Slammer практически заблокировал работу интернета в целой стране (речь идет о Южной Корее). А если такое повторить умышенно? Комуникации в современном мире значат очень много, удар по ним - это миллионы долларов убытков.
А Sobig? На пике эпидемии этим вирусом было заражено каждое двадцатое пересылаемое по электронной почте письмо. Только представьте себе, что это значит в мировом масштабе. Ходили даже слухи о связи авторов Sobig со спамерами.
Евгений Касперский утверждает, что первый шаг к появлению "электронной мафии" уже сделан. Вирусные атаки становятся всё осмысленнее. Ущерб от них становится всё глобальнее. С точки зрения преступников - это идеальная сфера деятельности.
Что делать
С каждым годом вирусные эпидемии становятся все серьезнее, а панацеи так и не найдено. Компании-производители операционных систем и антивирусов реагируют быстро, но только после появления вируса. Касперский уверен, что нужно бороться с причиной, а не с последствиями.
Каким же образом, спросите вы? Ответ на этот вопрос Касперский не устает повторять уже который год - с помощью "жесткого регулирования Сети". Интернет в его нынешнем виде должен исчезнуть, а на его место должны прийти строгий контроль за всеми пользователями, уникальные коды с надежной защитой от подделки, личные "права" на пользование сетью.
На мой взгляд, нужно вводить правила, регламентирующие работу с Сетью. Прежде всего, персональный идентификационный код: заходишь в Сеть - будь добр предъявить "права" и соблюдать "правила движения".
Да, наверняка сейчас поборники сетевой демократии, они же псевдодомократы, они же анархисты, они же любители сладких софизмов обвинят меня в попытке нарушить священную privacy при работе с Сетью. На автодорогах есть правила движения, права, техпаспорты, проверки. Почему это не считается нарушением privacy? А таможенный и паспортный контроль при пересечении границы? Могу привести еще 1001 пример.»Уже сегодня идут разговоры о построении защищенных и изолированных от интернета сетей для нужд правительства. По словам Касперского, такие проекты разрабатываются и в России, и на Западе. Разумеется, преступность нельзя истребить на корню, говорит Касперский. Но уровень ее снизится.
Вопрос только в том, хотим ли мы добиться этого такой ценой.