Огород Козловского: Олимпийские игры
АрхивОгород КозловскогоМоделью E-1 компания Olympus открывает новую систему матрица-байонет-сменная оптика, не совместимую ни с одной из существующих. Отведайте первый блин...
Итак, мне, старому олимпусоиду, попала, наконец, в руки камера Е-1 (в дальнейшем — единичка). Та самая, о которой так долго говорили большевики и которая где-то за буграми нашей родины появилась в продаже аж в конце июня. Совсем недавно, в «Огороде» под названием «Deja vu, или Тонкий песок Сахары», я, описывая EOS 300D от Canon, сравнивал его с Olympus Е-20 (в дальнейшем — с двадцаткой) и поминал про единичку, сведенья о которой черпал в основном из замечательной статьи Андрея Сокольникова «Понять систему». Мне, хоть частично и не миновать, совсем не хочется повторять Андрея, поэтому те, кому и впрямь интересно, непременно должны с его статьей ознакомиться.
Я же поставил перед собой обе камеры (а в памяти освежил еще и 300D), — и начинаю описывать-размышлять-рассуждать. Нет, разумеется, перед тем как ставить их перед собой, я повертел единичку в руках, понажимал на все возможные кнопки, изучил все меню и даже покатался по ночной Москве, чтобы поснимать с рук, на чувствительности ISO 3200, то есть впечатление уже составил (отвратительно на этой чувствительности шумит, и тем отвратительнее, чем дольше выдержка). И поскольку единичка — не комбайн, а коробка, к которой в комплекте идет один объектив (комплект этот, как сказали мне в дистрибьюторской компании «Графитек» [www.grafitec.ru], предоставившей камеру для тестирования, стоит около двух тысяч долларов), близкий по характеристикам встроенному в двадцатку, — под единичкой я буду понимать именно этот комплект.
Итак, они передо мной. Очень друг на друга похожие. Издали можно и перепутать. Единичка, при ближайшем сравнении, чуть-чуть компактнее, однако на какие-то миллиметры. Правда, если отсоединить объектив, единичка окажется тоньше даже на пару сантиметров, но кто знает, где начинается объектив у двадцатки? В состоянии максимального фокусного расстояния по сумме единичка чуть толще двадцатки, в состоянии минимального — чуть тоньше (у двадцатки длина объектива от фокусного расстояния не зависит).
Кнопки расположены почти одинаково. Начнем с задней стенки. Info, Стиралка и Замыкалка (предохраняет снимки от случайного стирания) — один в один. Рычажок, закрывающий видоискатель, у двадцатки находящийся слева внизу от видоискателя, переместился наверх; кольцо диоптрийной подстройки заменила маленькая крутилка справа вверху. Пустяки. Дополнительное кольцо выбора значений (и увеличения-уменьшения снимков при просмотре) осталось точно таким же и на прежнем месте, равно как и кнопка вызова меню; кнопка ОК и четырехпозиционный джойстик — тоже… А вот кнопку, у двадцатки превращающую экранчик в видоискатель, — заменила другая, с зеленым треугольничком, вводящая единичку в режим просмотра снимков (появилась возможность вращать их на углы, кратные 90 градусам, а также помечать для стирания сразу несколько снимков). Это означает первую весьма серьезную, на мой взгляд, потерю: невозможность визировать по вращающемуся экранчику и, следовательно, снимать из нетрадиционных положений — со стола, с земли, держа камеру над головой и т. п.
Забегая вперед, расскажу еще о двух потерях, одну из которых считаю достаточно серьезной, вторую — пустячной. Пустячная — единичкой нельзя снимать на карты SmartMedia (отсюда и отсутствие соответствующей переключальной кнопки): только на карточки формата CompactFlash, включая Microdrive. Менее пустячная — отсутствие встроенной вспышки. Я, конечно, понимаю, что ни один приличный фотограф снимать со встроенной вспышкой не станет, — разве что воспользуется ею как подсветкой при съемке с ярким контражуром, — однако бывают совершенно позарезные ситуации, да и ухищриться со встроенной вспышкой порой удается, полуперекрывая ее импровизированными экранчиками из визитных карточек и прочей подручной ерунды. Кроме «горячего башмака» единичка, как и двадцатка, имеет стандартный синхроконтакт; для единички выпущена и специальная вспышка; с той, что подходит к десятке и двадцатке, единичка работает тоже, только не полноценно: TTL-режим не включается, и когда меняешь фокусное расстояние объектива, лампа вспышки синхронно не движется внутри ее корпуса, — однако в режиме Auto результаты получаются вполне удовлетворительные.
Далее, оставив в неприкосновенности кнопку фиксации экспозиции, AEL, единичка приобрела еще одну: управляющую фокусировочными точками кадра. У единички можно выбрать усредненную, по трем точкам сразу, — или отдельно: по левой, правой или центральной. Точки фокусировки хорошо видны в видоискателе: круг, два прямоугольничка слева и справа и крест в центре круга.
Ну, теперь глянем на камеру сверху. Про отсутствие кнопки переключения с CompactFlash на SmartMedia я уже написал, — ее заменила совершенно необходимая кнопочка ISO, позволяющая менять чувствительность матрицы, не входя в меню (сколько я ругался на десятку и двадцатку за отсутствие такой кнопки!); кнопка же Light, подсвечивающая верхний экранчик, осталась практически на месте. Правее кнопки ISO расположилась кнопка коррекции экспозиции, у двадцатки расположенная слева, у основания объектива: у единички такого и места-то нет. Колесо выбора режима обеднело: остались четыре основные (программный [кстати, появилась возможность из меню сдвигать программу в сторону выдержки или диафрагмы], приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и полностью ручной); режим просмотра, как я уже написал, переместился на заднюю стенку, а режимы соединения с компьютером и прямой печати с камеры задаются сейчас из меню. В центре колеса появилась кнопка-фиксатор, что очень кстати, потому что на двадцатке я не раз, не замечая этого, скручивал колесико не туда, куда хотел. (Усложнился, правда, доступ к флэшке: вместо удобной пружинной кнопки — поднимающийся запор; не знаю, ни на десятке, ни на двадцатке крышка флэшки у меня случайно не открылась ни разу…) Кнопки управления режимом вспышки и выбора формата записи снимков, равно как и кнопка баланса белого, остались на прежних местах. Форматы записи снимков — как и у двадцатки: двенадцатибитный RAW, TIFF и JPEG с двумя степенями сжатия: 2,7 и 8; правда, появилась возможность — через меню — приплюсовывать (или, что важнее, не приплюсовывать) к RAW’ам JPEG’и, а также — что, пожалуй, забавнее всего — корректировать (в довольно широких пределах) по яркости, четкости, контрастности, цветонасыщенности сделанный в RAW снимок прямо на камере, после чего записывать его в формате TIFF. Основное колесо выбора режимов несколько уменьшилось, что, впрочем, ничуть не стесняет. Спусковая кнопка — та же и там же. Та же и там же — переходим на переднюю поверхность камеры — кнопка установки баланса белого в одно касание. Правда, если прежде такой баланс приходилось устанавливать всякий раз заново (для новых условий съемки) — сейчас можно сохранить до четырех уже установленных значений, — да и градации стали мельче. К тому же — как и у EOS — возникла возможность брекетинга баланса белого, причем в двух вариантах: трехкратного и пятикратного. (То же относится и к брекетингу экспозиции.) Справа под объективом, — поскольку у единички, в отличие от двадцатки, полноценное зеркало, — появилась кнопочка репетира диафрагмы. Это приобретение лично меня порадовало не особенно, но я знаю многих, кого порадует. Сам же готов порадоваться за них.
Слева от объектива остались прикрытые винтовыми крышками гнезда для внешней вспышки и проводного дистанционного управления; у единички, естественно, появилась кнопка освобождения объектива из байонета и, что приятно, — прикрытое резинкой гнездо для электропитания. И еще: под крышечкой интерфейсов к видеовыходу и гнездышку USB добавилось гнездо FireWire, что на моем стареньком компьютере, не имеющем интерфейса USB 2.0 и соответствующей ему читалки карточек, очень ускорило перенос снимков. А вот у переключателя режима автофокуса единички — три позиции, а не две (ручной и автоматический), как у двадцатки. Ручной остался ручным, а автоматический можно сейчас выбрать статический, как у двадцатки (S), или динамический (C), следящий за объектом. Поскольку скорость автофокусировки у единички не особенно увеличилась по сравнению с двадцаткой, если увеличилась вообще (ставил оба аппарата рядом и одновременно полунажимал на спусковые кнопки, — сигналы о фокусировке доносились либо одновременно, либо с отставанием в долю секунды то у одного аппарата, то у другого; я, в общем, отдаю себе отчет, что время фокусировки сильно зависит от условий, однако ощущения заметного ускорения — как от дорогих EOS или Nikon’ов — от единички у меня, увы, не возникло), — из меню можно задать режим снимка в любой момент, независимо от того, поймался фокус или нет. Что особо важно для следящего режима автофокуса.
На старых местах остались и кнопки управления режимом работы затвора (репортажная — то есть непрерывная — съемка, два режима автоспуска: с двух- и двенадцатисекундной задержками [их индикация на панели стала удобнее, чем у двадцатки] и два режима дистанционного спуска [в момент нажатия и спустя две секунды]) и способом измерения экспозиции: цифровой средневзвешенный (ESP), матричный. Не могу не отметить очень заметный козырь единички: оперативная память увеличилась до 128 Мбайт, что позволяет снимать подряд до двенадцати кадров (в любом формате записи), а по мере сброса картинок на твердый носитель — добивать оперативку очередными снимками. Три снимка в секунду, заявленные в руководстве, по-моему, некоторое преувеличение, но снимает камера все же чаще, чем раз в секунду.
Кнопка корректировки экспозиции переместилась у единички на верхнюю поверхность, кнопка принудительного подъема встроенной вспышки исчезла вместе со вспышкой, а в кнопке «Макро» необходимость отпала сама собой: на этом объективе я сантиметры точно не вымерял, но там, где у двадцатки приходилось — по близости объекта — переходить в макрорежим, — единичка отлично работает в режиме штатном. К тому же, надо полагать, к единичке выпустят и специальные макрообъективы. Если, конечно, стандарт 4/3 выживет и расцветет. В чем, сказать честно, я пока не уверен.