Жизнь, устремлённая в небо
АрхивТехникаРовно сто лет назад братья Райт впервый подняли в воздух первый самолёт. Что ждёт авиацию в будущем?
Ровно сто лет минуло после полета братьев Райт. Юбилей воздухоплавания отмечали с размахом и помпезностью. На месте исторического события собрались 35 тыс. человек. Кульминацией торжества была попытка повторить подвиг братьев Райт на полностью идентичной копии их самолёта, специально для этого сконструированной компанией Wright Experience. Ничего не вышло: неуклюжая конструкция уткнулась в грязь в конце "взлётной полосы". Можно представить, чего стоил братьям Райт их первый полёт...
Как всё начиналось
В четверг, 17 декабря 1903 года в местечке Килл-Девил Хиллз, что в Северной Каролине, было холодно - лишь несколько градусов выше нуля. С севера дул сильный ветер. Братья Орвилл и Уилбур Райт готовились к новой попытке поднять в воздух свою летательную машину. Не помешает ли непогода? Тремя днями ранее Уилбур не справился с управлением и немного повредил крыло самолета. День пришлось потратить на ремонт, а 16-го декабря ветер был слишком слабым. Решили выждать ещё немного. На следующий день братья решили рискнуть.
Самолёт вытащили на специальную деревянную колею для разгона. В машину залез Орвилл, младший брат (ему было 32). За приготовлениями Райтов наблюдали пятеро их друзей. В 10:35 по местному времени Орвилл отпустил тормоза, и самолёт стал медленно разгоняться. Уилбур направлял его, поддерживая за крыло. Когда аппарат оторвался от поверхности, а старший брат остался стоять на земле, один из друзей сделал снимок. Это чёрно-белый кадр вошел в историю. Желающие увидеть самолёт Райтов могут посмотреть фото или компьютерную модель.
Вот таким он был - первый управляемый полёт. Он длился только 12 секунд, и за это время аппарат преодолел всего 36 метров. Совсем незначительное расстояние, однако именно с этого дня мир стал "сокращаться" - вскоре ушли в прошлое времена, когда путешествия по стране длились неделями, а пересечение Атлантики - месяцами.
В тот памятный день братья Райт осуществили ещё три удачных полёта. Самый продолжительный из них длился целых 59 секунд - почти минуту. Самолет пролетел 260 метров.
Предшественники братьев Райт
Конечно, самолёты пытались построить и до братьев Райт. Ещё в работах Леонардо да Винчи (1452-1519) мы находим довольно продуманную модель так называемого орнитоптера - одноместного машущего крыльями летательного аппарата, который приводится в движение человеком. Список "дорайтовских авиаконструктров" не так уж мал, вот лишь некоторые имена: Джордж Кейли, Уильям Хенсон, Отто Лилиенталь, Фредерик Марриотт, Джон Монтгомери и многие другие. Изображения их аппаратов можно увидеть на сайте www.flyingmachines.org.
Не были Райты также первыми, поднявшимися в воздух, летали и до них. Однако именно они додумались оснастить планер двигателем внутреннего сгорания, тем самым положив начало современной авиации. Впервые летательный аппарат двигался не по воле стихии, самолетом Райтов можно было управлять во время полёта.
1909 - француз Луис Блериот (Louis Bleriot) на моноплане собственной конструкции перелетает через Ла-Манш.
1926 - Роберт Годдард (Robert Goddard) испытывает ракету на жидком топливе.
1929 - Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh) пересекает Атлантику на самолёте Spirit of St. Louis.
1930 - Эмми Джонсон (Amy Johnson) - первая женщина, совершившая перелет из Англии в Австралию.
1931 - Фрэнк Уиттл (Frank Whittle) создает первый реактивный двигатель. Первый перелёт через Тихий океан.<
1932 - первый трансатлантический перелёт женщины (Амелия Эрхарт (Amelia Earhart)).
1939 - Игорь Сикорский, киевский уроженец, поднимается в воздух на вертолёте.
1941 - скорость полёта превысила звуковой барьер.
1968 - компания Боинг создаёт авиалайнер Боинг 747, самый большой самолёт за историю самолётостроения.
1969 - в воздух поднимается первый сверхзвуковой пассажирский самолёт - Конкорд.
Будущее авиации
Развитие аэронавтики столь стремительно, что возникает закономерный вопрос: что же ожидает нас в ближайшем будущем? Питер Дайамендиз, организатор конкурса X-Prize, верит, что не за горами время, когда и космический туризм станет обыденным делом. Он полагает, что первые суборбитальные коммерческие полёты начнутся в ближайшие десять лет.
Гигант самолётостроения компания Airbus строит более краткосрочные и реальные планы и надеется до 2006 увидеть в небе авиалайнер, способный вместить одновременно до 600 человек.
Футуристы обещают массовое проникновение авиаиндустрии в частный сектор. По их мнению, спустя несколько лет небольшие, автономные и простые в управлении самолёты сможет позволить себе любая зажиточная семья. Оживленное "воздушное" движение неизбежно потребует разработки систем автоматического управления.
Не обойдется и без новых разработок в военной авиации, а развитие последней вместе с космическими технологиями вполне может повлечь "перемещение" вооружений, а также самих военных действий на околоземную орбиту.