C пиратами заодно
АрхивКомментарий дняПоследние события, происходящие в медиандустрии, показывают: для того, чтобы добиться успеха, компаниям нужно перенять тактику пиратов.
Не знаю как вам, а мне нынешняя медиаиндустрия (звукоиздатели, киноиздатели) с некоторых пор кажется этаким переростком. Выработав однажды - теперь уж и не вспомнить когда именно - "традиционный" подход к дистрибуции своей продукции, медиакомпании свято хранят верность традициям и ни на шаг не отступают от них и сегодня, когда достижения высоких технологий обратили их же оружие против них самих. О чём речь? Вспомните про всевозможные ограничения, накладываемые на покупателя такими компаниями: тотальная защита от копирования и, по возможности, от использования продуктов без особого разрешения, уникальная ценовая политика для каждого региона мира, распределённые во времени релизы (когда один и тот же фильм, к примеру, выходит на экраны кинотеатров разных стран с разницей в несколько месяцев). Обусловлено всё это не только интуитивным стремлением оградить свой контент от посягательств пиратов, но и медлительностью старых, аналоговых технологий. Вот только не замечать, что мир изменился, уже нельзя: пираты - ответ свободного рынка на желание рядовых покупателей получить продукт в свои руки как можно быстрее - наживаются на медлительности издателей музыки и фильмов, используя "продвинутые" цифровые механизмы для моментальной дистрибуции музыки, для очень быстрого распространения кинопродукции.
В этих условиях самым логичным поступком для обкрадываемых медиапроизводителей было бы отказаться от старых воззрений и нивелировать преимущества, оказавшиеся у пиратов. Необходимо поменять стратегию борьбы за потребителя. Не подумайте, я не тщу себя надеждой, что мои слова будут услышаны и приняты как руководство к действию президентами медиагигантов. Напротив, в этой колонке я хочу показать, что - несмотря на грозные заявления и лобовые столкновения (вспомните судилище RIAA) - тактика этих компаний уже меняется и в самом ближайшем будущем изменится до неузнаваемости.
Примером того, что уже сделано, может служить демонстрация последней серии трилогии "Матрица". Помните, как происходила премьера "Matrix Revolutions"? В кинотеатрах по всему миру эта лента была показана не просто в один день, но в один час. Это был первый в своём роде случай абсолютно синхронного релиза. Конечно, учитывая одномоментность происходящего, нельзя не признать, что акция ставила целью и создание дополнительной шумихи вокруг фильма, но это только способствовало решению главной задачи - гарантировать привлечение как можно большего числа зрителей непосредственно в кинотеатры, прежде чем на прилавках появятся переснятые с экрана копии. Не нужно быть провидцем, чтобы предсказать: в ближайшее время синхронные релизы превратятся из исключения в правило.
Меняется ситуация и на других фронтах. Куда уходят фильмы после своего успешного (или не очень) шествия по широким экранам? На ленту и диски. Здесь до сегодняшнего дня царит та же политика, что и в кино: в разных странах фильм появляется в разное время и, когда это только возможно, запись защищается от попыток потребителей самостоятельно ускорить процесс дистрибуции. Но понимание порочности такой практики уже пришло: на днях президент компании Blockbuster Inc. - крупнейшего в США видеопрокатчика - призвал медиаиндустрию отказаться от использования регионального кодирования DVD-дисков. Как известно, региональный код, нанесённый на DVD, делает возможным воспроизведение такого диска только на плейерах в определённых регионах мира. Таким образом издатели пытаются оградить дикий экспорт изданных в одной стране фильмов в другие, где дата релиза назначена на более поздний срок, либо диск планируется продавать по сильно отличающейся цене. Понятное дело, этой задержкой пользуются пираты. Добровольно отказавшись от регионального кодирования и выпуская диски и кассеты с фильмами одновременно в разных странах, издатели смогли бы вернуть себе расположение покупателей.
Последний фронт - музыка. Здесь, увы, ничего не попишешь: в отличие от фильмов, цифровые копии музыкальных композиций слишком легки в изготовлении и распространении (вспомните P2P-сети), так что единственное, что остаётся издателям, это использовать инициативу пиратов в своих интересах. Как? Согласиться с наличием прямой зависимости между активностью обмена нелегальными копиями в Сети и уровнем продаж легальных копий. Поверить в то, что наличие свободных MP3-копий в Интернет идёт только на руку музыкантам и издателям, делая им дополнительную рекламу и привлекая в магазины новых покупателей. Косвенным доказательством наличию такой зависимости может служить нынешняя ситуация с популярностью новозеландских музыкантов: на прошлой неделе 6 из 10 самых популярных альбомов по данным известной всем RIAA принадлежали исполнителям из Новой Зеландии, а объёмы продаж достигли абсолютного максимума - одновременно с уровнем пиратства. Прямых доказательств наличию такой взаимосвязи, к сожалению, нет. Впрочем, когда убытки от действий пиратов на музыкальном фронте действительно обеспокоят издателей, доказательства для убеждения президентов найдутся обязательно.