Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Надежда умирает последней (Итоги недели с 8.12 по 14.12.2003)

АрхивИтоги недели
автор : Евгений Золотов   14.12.2003

Нашедшему ключ просьба вернуть за вознаграждение. - Ошибка на миллион. - Nozomi в пролете. - Инопланетяне возвращаются. - Жажда крови. - Спамеров давить!

Нашедшему ключ просьба вернуть за вознаграждение. - Ошибка на миллион. - Nozomi в пролете. - Инопланетяне возвращаются. - Жажда крови. - Спамеров давить!

Декабрь выдался необычайно щедрым на подарки судьбы. Первая неделя месяца подарила всем любителям математики самое большое из когда-либо найденных учёными простых чисел. Вторая преподнесла сюрприз не менее приятный: группой исследователей из Германии была подобрана пара для криптографического ключа RSA-576. Или - что точнее отражает суть - был "сломан" криптоключ алгоритма RSA длиною в 576 бит. В отличие от поиска простых чисел, где задачки придуманы самой природой, а потому "бесплатны", ключи RSA сгенерированы и выставлены на специальный конкурс компанией RSA Security, которая предлагает и вознаграждение за отыскание пары для каждого нового ключа всё увеличивающейся длины. За RSA-576, который искали тысячи энтузиастов, но удача улыбнулась немецким математикам, счастливчики получат 10 тысяч долларов. За следующий ключ, RSA-640, обещаны уже 20 тысяч. Это тем более приятно, если учесть, что на "слом" RSA-576 ушло всего полгода. Короче говоря, грех не попробовать!

Что любопытно, крупные проекты распределённых вычислений, вроде GIMPS, в котором искали самое большое простое число, или RSAttack576, участники которого надеялись первыми подобрать пару к упомянутому выше криптоключу, так вот эти проекты отлично демонстрируют весьма невысокую надёжность современной массовой вычислительной техники. В том же GIMPS примерно 2% всех найденных результатов оказываются ошибочными. Ошибаются процессоры, ошибается память, случаются ошибки на жёстких дисках и при передаче данных по проводам. Конечно, в повседневной жизни с этим можно мириться, но проблема в том, что аналогичные вычислительные системы работают и там, где ошибки крайне нежелательны. И порой это приводит к последствиям тяжёлым, если не сказать больше. Наглядным примером того, к чему может привести ошибка компьютера, стало происшествие на электронной бирже NASDAQ, случившееся больше недели назад, 5-го декабря, но получившее исчерпывающую трактовку только много дней спустя.

На NASDAQ, говоря грубо, торгуют акциями компаний со всего мира. И в тот роковой день всё было так же, как всегда: из рук в руки переходили миллионы ценных бумаг, в числе которых были и бумаги американской компании Corinthian Colleges, называемой в деловых сводках "COCO". Акции её торговались по цене около 60 долларов за штуку и ничто не предвещало резких ценовых движений. Но, вопреки ожиданиям, через полтора часа после открытия торгов, COCO начала "падать" и за каких-то 12 минут обрушилась с 58 до 39 долларов. Это была настоящая паника, в которой приняли участие сотни, а может быть и тысячи торговцев - продававших и продававших акции COCO и тем самым сбивших цену на неё почти на треть. Возможно, цена упала бы и ниже, но в происходящее вмешалось руководство NASDAQ, принудительно остановившее торги. Как выяснилось позже, причиной обвала стала не какая-то страшная новость, а банальная ошибка одного из серверов, распределявших заявки на покупку и продажу акций в сети NASDAQ. Этот компьютер, получив один заказ на продажу среднего пакета акций COCO (около 10 тысяч штук), начал многократно его копировать, так что для всех остальных участников торгов это выглядело как множество предложений о продаже. Внешний результат - на биржевых мониторах. Невидимый глазу - в кошельках трейдеров: несмотря на то, что руководство NASDAQ аннулировало все операции, произведённые в 12-минутный период паники, многие торговцы наверняка потеряли в тот день не одну сотню тысяч из-за необходимости менять свои торговые позиции.

Жертвой серии трагических случайностей стала и японская межпланетная автоматическая станция Nozomi ("Надежда"), миссия которой к Марсу 9 декабря была официально признана провалившейся японским аэрокосмическим агентством JAXA. Nozomi, страдавшая от нехватки топлива и повреждений бортовой электроники, вызванных повышенной солнечной активностью, должна была выйти на орбиту вокруг Красной планеты в середине декабря, но для этого было необходимо скорректировать её курс. Все попытки коррекции окончились ничем, поэтому Nozomi, пролетев близ Марса, навсегда останется пленником Солнца и будет обращаться вокруг него с периодом в два года. Марсианская эпопея Nozomi завершена, но, поскольку основное оборудование на её борту работает, организаторы экспедиции намерены использовать станцию для решения других научных задач - в частности, наблюдения за нашим светилом. Конечно, неудача прискорбна, однако, по большому счёту потеря одного корабля ничего не меняет: в эти дни к Марсу приближаются европейский Mars Express и американские Mars Exploration Rovers, да и вообще, похоже, в мировую космонавтику возвращаются надежда и деньги. Так NASA на минувшей неделе обнародовало план запуска гигантского аппарата JIMO, который, используя ядерный реактор, займётся скрупулёзным изучением юпитерианских лун (там, возможно, есть вода и даже жизнь).

Реанимация интереса к космонавтике прослеживается даже в такой далёкой от серьёзной науки области как компьютерные игры. Японская компания Taito на минувшей неделе приняла решение возобновить производство игровых автоматов с игрою Space Invaders, придуманной ещё в конце 70-х годов. Сколько вариаций этой игрушки было написано, невозможно даже представить, но можно без опаски ошибиться утверждать, что свои "Космические захватчики" были на каждой игровой платформе и персональном компьютере. В оригинале игра чрезвычайно проста: всё действие в ней разворачивается на плоскости, а управление ведётся всего тремя клавишами. Нынешний вариант, поставлять который планируется прежде всего на американский рынок, где вместе с ростом интереса к космической тематике прослеживается общая повышенная заинтересованность к классическим компьютерным играм, будет наделён той же идеей, но, конечно, осовремененной графикой и спецэффектами. Taito надеется за год продать в США 10 тысяч автоматов.

За прошедшие с момента выхода Space Invaders четверть века компьютерные игры сильно изменились не только в плане графики, но и в идейном плане тоже - и даже в первую очередь. Если ещё два десятка лет назад главным противником в них выступали инопланетяне, а сцены насилия ограничивались демонстрацией взрывающихся космических кораблей, сегодняшние шедевры гейм-индустрии дают возможность в деталях рассмотреть и насладиться процессом насилия над человеком. Самый свежий - но, конечно, не последний - скандал, связанный с чрезмерной жестокостью игрушек, случился вокруг GTA: Vice City, создатели которой были вынуждены убрать из игры призывы к тотальному истреблению жителей Гаити. Геймеры призывают не принимать слишком близко к сердцу происходящее в виртуальности, но многие из не столь увлечённых играми людей придерживаются иного мнения, предлагая новые способы классификации игрового контента по уровню жестокости. На ушедшей неделе в США одна из независимых общественных организаций выступила с предложением ввести в употребление новый термин: киллография. По аналогии с порнографией, он означает изображение сцен жестокости и - аналогично порно - доступ к киллографическим играм со стороны детей должен быть ограничен.

Живущая в каждом из нас жажда крови удовлетворяется каждым по-своему. Кто-то давит пешеходов в играх, кто-то - строит веб-сервисы для борьбы с настоящими врагами. А с кем ещё сегодня бороться, если не со спамерами и спамом? Компания Яндекс на этой неделе запустила настоящую спам-оборону, получившую именно такое название: Спамооборона. Этот бесплатный сервис, доступный владельцам любого электронного почтового ящика (даже не на Яндексе) призван помочь идентифицировать и отсеять нежелательные сообщения. Устроено всё просто. Вы регистрируетесь на Яндексе, получаете почтовый адрес, оканчивающийся на @so.yandex.ru, и используете его в качестве основного, не забыв перенаправить весь информационный поток с него на свой старый почтовый ящик. Таким образом первым, кто получит адресованное вам письмо, станет Спамооборона - которая проверит его и, в случае идентификации как спамерского, сделает специальную пометку. Затем письмо будет переправлено в ваш обычный почтовый ящик, где уже вы сами сможете быстро отсеять спамерские поделки: в заголовках письма (или даже поле "Тема") будет явно указана его принадлежность к спаму. Удачных сражений!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.