Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вредны или полезны исследования в области виртуальной реальности?

Архив
автор : Дмитрий Коровин   09.12.2003

{ALT}.ru-ist
студент ВолГМУ

Полезно, вредно… Когда же мы, наконец, избавимся от этих бестолковых упрощений восприятия? Вещи и явления либо есть, либо их нет. Изначально они не могут нести добро или зло. Все зависит от условий применения и действий тех, кто использует эти вещи. В руках профессионального убийцы безобидная шариковая ручка может стать смертоносным оружием, а полевой хирург сделает с ее помощью трахеотомию и спасет жизнь. Килограммы урана могут месяцами давать энергию городу или испепелить его в мгновение ока. Пожалуй, такая аналогия справедлива для всего на свете (в том числе и для VR-систем). В них можно тренировать спасателей, лечить фобии, а можно превратить в новый вид наркотика, скрыв суть под маской развлечений, или использовать для введения в заблуждение. Надо только помнить, что мы сами способны влиять на то, по какому пути развития пойдет эта область, и надо пользоваться этой возможностью. Открытое обсуждение вопроса — хорошее начало.

Родион Кудрин
врач-педиатр, кандидат медицинских наук

Прочитав вопрос, я очень сильно обрадовался тому, что я не психиатр, и даже не невропатолог, поскольку большинство представителей этих уважаемых профессий, мягко говоря, не жалуют информационные технологии вообще и виртуальную реальность в частности. Исследования в этой области сами по себе нейтральны — полезными или вредными они становятся лишь применительно к человеку (подобно «полезным» и «вредным» представителям флоры и фауны). И поскольку для любой технологии можно найти множество альтернативных применений, то первоначальная идея разработчиков в большинстве случаев сильно извращается, приобретая далеко не лучшие формы (на которых и акцентируют внимание СМИ). Нечто подобное происходит и с виртуальной реальностью. Вполне вероятно, что Диптаун (виртуальный город или просто Глубина), описанный Сергеем Лукьяненко в трилогии «Лабиринт отражений» — «Фальшивые зеркала» — «Прозрачные витражи», скоро станет обыденностью.

magiGOr
недокандидат технических наук

На мой взгляд человека, знакомого с исследованиями не понаслышке (к слову, название моей специальности в дипломе содержит слово «исследователь»), они не могут быть полезны или вредны, они скорее характеризуются наличием средств на их проведение, правильностью постановки задачи, качеством используемых моделей и т. д. до бесконечности с требуемым уровнем детализации. А вот РЕЗУЛЬТАТЫ исследований могут быть использованы во вред или во благо. Классические «лекарство» или «яд» — в зависимости от того, как использовать.

Ну а если прогнозировать, что могут принести человечеству РЕЗУЛЬТАТЫ исследования виртуальной реальности, то можно сказать: поскольку человек получает информацию об окружающем мире исключительно благодаря СВОИМ органам чувств, то можно утверждать что каждый из нас живет в своей «виртуальной реальности» (привет субъективным идеалистам), которая пересекается с ВР других людей. Тогда исследования ВР помогут понять саму природу человека, его восприятие мира и, возможно, даже будут использоваться для лечения душевных расстройств. С другой стороны, могут быть разработаны средства, позволяющие создавать виртуальные реальности, неотличимые от нашей исходной реальности, и «встраивать» их в исходную реальность. Этакая ловушка в виде провала в другой «мир». Ну а что можно сделать с человеком, в нее попавшим, зависит от фантазии ее создателей: начиная от использования ловушки по аналогии с сайтом-фальшивкой для похищения номеров кредитных карт и прочей личной информации до… Об этом «до» даже думать не хочется, так как чем дольше живешь, тем больше убеждаешься, что человеческая фантазия, как и глупость, безгранична.

Орк
программер

Термин «виртуальная реальность» каждый понимает как хочет. Для одних — это совокупность информационных объектов и методов оперирования ими (при такой трактовке ВР уже давно используется, и изучать там нечего — ее развивать надо), а для других — это исключительно навороченный интерфейс, включающий в себя графику, звук, тактильные ощущения и т. д. — как в кино (опять же, что там изучать — ее нет еще…). Так что для начала определиться надо, о чем речь идет. А потом что-нибудь в этой области сделать существенного, чтобы было, что потом изучать.

Илья Шпаньков
Russian Opera Team

Странный вопрос. Конечно, полезны. Я бы даже сказал так: любые исследования полезны, если это исследования. А в случае с виртуальной реальностью — даже необходимы. Ведь что такое виртуальная реальность? Это попытка воссоздания результатов работы нашего сознания, воплощения фантазий и всего того, что в реальном, осязаемом руками, ушами и глазами миром, воплотить невозможно в силу различных причин. Виртуальная реальность — это расширение наших возможностей, переходная ступень от грубого физического мира в неизведанный и безграничный мир человеческой мысли. Только представьте: сняты все запреты, нет никаких ограничений и правил… Какие немыслимые изобретения может сделать человек!

Solo_Wolf
ad-min, insure

Исследование виртуальной реальности можно сравнить с исследованиями НЛО. Так что вредно или полезно? Ни то и ни другое, поскольку отсутствует предмет исследования.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.