Огород Козловского: Когда спящий проснется
АрхивОгород КозловскогоЗаголовок взят у Герберта Уэллса. Есть у него роман с таким названием. Читал я его давно, в детстве, так что деталей не помню, — основной же смысл такой: некто каким-то случайным образом впал в анабиоз где-то не то в начале ХХ века, не то в конце XIX-го и спал, пока вокруг шел прогресс.
Заголовок взят у Герберта Уэллса. Есть у него роман с таким названием. Читал я его давно, в детстве, так что деталей не помню, — основной же смысл такой: некто каким-то случайным образом впал в анабиоз где-то не то в начале ХХ века, не то в конце XIX-го и спал, пока вокруг шел прогресс. Потом то ли сам проснулся, то ли нашли способ его разбудить, — и вот он, пораженный, с плодами этого самого прогресса знакомится. Ну там такси над улицами летают, прочие автомобили…
Сережа Вильянов все приставал ко мне: «Евгений Антонович! Ну что вы всякую дрянь в «Огородах» описываете?! Какие-то модемы… (слово «модемы» Сережа произносит с непередаваемой гадливостью)… Прошлый век…» «А что еще мне описывать, Сережа? — едва ли не оправдываясь, контрвопрошал я. — Как ни гляжу вокруг, — ничего принципиально нового не вижу. Так… количественные изменения…» «Не скажите! — возражал Сергей. — Новые процессоры… новые винчестеры… новые чипсеты… новая память…» «Ну и что она даст мне, по моим задачам?» «А вы попробуйте, проверьте — и ответьте как раз на этот вопрос…» «Сережа, — возражал я. — У меня уже совсем не маленький компьютерный опыт, а чтобы ответить на интересующий тебя (не уверен, что читателей) вопрос, мне придется сделать огромное количество телодвижений, раздобывая супер-пупер-компьютер…» «Ну, это я возьму на себя. Вам его доставят на дом…» «Ладно, — согласился я. — Доставят — потестируем. Составим впечатление. И отчитаемся».
Давая такое обещание, я, честно сказать, не слишком верил, что и впрямь доставят. Однако и трех месяцев не прошло, как позвонили по телефону, а потом и в дверь, — и рядом с моей старой рабочей лошадкой появился черный красавец с окошком на левом боку, сквозь которое можно было разглядеть самый крутой (кажется) на сегодня 2,2-гигагерцовый процессор AMD Athlon 64 FX51, гигабайт двухканальной памяти, сопряженные в RAID-массив два 120-гигабайтных винчестера с интерфейсом SATA (система информирует об одном 240-гигабайтном), видеокарта Radeon 9800 Pro со ста двадцатью восемью гигабайтами памяти (не рекорд, но все-таки) и даже TV-тюнер Manli M-TV002 (софт и драйверы к которому установлены не были, так что и я поленился этим заниматься, но — верю!). Сзади — гнезда шестиканального звукового выхода, несколько портов USB 2.0, парочка FireWire. Спереди — две кнопки (включальная и Reset), две красивые, крупные светодиодные лампочки (питание и индикатор работы винчестера), DVD-писалка от TDK, универсальный кард-ридер (шесть в одном) от ASUS, щель флопповода да шторочка, скрывающая под собой еще два USB-слотика да микрофонный вход и наушниковый выход. На шторочке — двухмачтовый парусник, а непосредственно над ней — он же в окружении слов «Captain Flint» — это название фирмы (www.captainflint.ru), которая таких красавцев собирает и которую Сережа расколол на доставку мне предмета: выражаю огромное спасибо и Сергею, и «Капитану Флинту». В качестве приложения — беспроводной комплект «клавиатура—мышь» от Logitech с одним приемопередатчиком (при неудачном расположении того, другого и третьего начинаются сбои, но, в общем, путем несложных манипуляций можно достигнуть работоспособности радиокомплекса) и семнадцатидюймовая жидкокристаллическая мультимедийная панель от ASUS’а же (разрешение — 1280х1024).1 Вот…
Таким образом, учитывая бешеные темпы развития Hi-Tech, а также то, что последний серьезный апгрейд моего домашнего компьютера произошел года три назад2, — ситуация сложилась совершенно уэллсовская: спящий Козловский проснулся и увидел над головою летающие такси.
«Огород», как известно, пишется не про некоего среднего (или экстремального) компьютерного юзера, а про этого самого Козловского: человека с не утихающим любопытством к хайтеку и имеющего собственные компьютерные задачи, которые старается разрешать с максимальным для себя комфортом, пока этот комфорт не начинает входить в слишком уж заметный конфликт с ценой за него. Общественный же резонанс рубрики определяется тем, насколько интересы и задачи того самого Козловского резонируют с интересами и задачами поклонников «Огорода». Судя по опыту, определенный резонанс имеется всегда, так что я и на сей раз буду рассчитывать исключительно на него, а не подстраиваться под потребности гипотетических читателей. Уж извините.
На винчестере «Флинта» было установлено несколько тестовых программ, бенчмарков, которые я не стал и запускать: мне мало интересно, сколько попугаев укладывается в одном удаве, и, когда я просматриваю очередной отчет г-на Карабуто в «КомпьюФерре», я щебет этих самых попугаев в сознание стараюсь не пропускать. Что касается наиболее часто используемого мною на компьютере Word’а, как и предполагалось, никакого заметного ускорения не произошло: и мысли мои, и пальцы как отставали от возможностей полуторагигагерцового Pentium 4, так отстают и от возможностей Athlon 64. То же касалось и любимого набора пасьянсов от фирмы Interplay — Solitaire Deluxe: единственной, в сущности, игры, которая занимает меня на компьютере. Нет, чтобы изумиться летающим такси, я все-таки установил какую-то сравнительно новую бродилку из комплекта, шедшего с Audigy2, порадовался красивому вступительному видеоролику, но когда увидел шестиугольную голову героя, которого должен был впихнуть в какую-то дверь, понял, что такси все еще не взлетело, во всяком случае — игровое, во всяком случае — для меня, — и разница с качеством аналогичных картинок, виденных несколько лет назад на первых 3D-ускорителях, меня не потрясла. Ну, может, увеличилось число углов головы героя. С играми я на этом закончил, и не ругайтесь, ибо того самого Козловского, который ставил эксперимент, они не интересуют в принципе. Однако справедливости ради скажу, что верю, что комплекс быстрого Athlon 64 и дорогой видеокарты могут доставить подлинному геймеру (к которым отношусь безо всякого высокомерия, ибо, как уже написал, немало времени отдаю пасьянсам) непередаваемое удовольствие быть впереди коллег по fps и насладиться в полный рост.
Далее я принялся тестировать новый компьютер на задачах, которые решаю и которые отнимают сравнительно много времени. Для начала — ресэмплинг картинок. Я взял каталог, содержащий 372 изображения в формате TIFF с разрешением 2240х1680 (снимки, сделанные моим «Олимпусом»), и попросил переконвертировать их в 800х600 и в формат JPG. На старичке Pentium’е это дело заняло почти 12 минут, на «Капитане Флинте» — всего пять с половиной. Налицо выигрыш более чем вдвое (если точно — в 2,14 раза). Далее я попросил Photoshop 7.0 наложить на каждую из картинок (первоначальных) фильтр Dry Brush (сухая кисть). В первом случае — час шестнадцать секунд; во втором — 23 минуты 27 секунд. Налицо еще больший выигрыш: скорость выше в 2,6 раза. Хотя, сказать честно, мне трудно вообразить потребность наложить сложный фильтр на несколько сотен картинок кряду. Дело это для меня сугубо творческое, иной раз из сотни снимков такой обработке подвергаются один-два. И хотя на «Флинте» и эти один-два обработались бы в два с лишним раза быстрее, реальный выигрыш времени получился бы заметно внутри одной минуты. Ресэмплировать же картинки мне и впрямь приходится целыми каталогами, — когда я готовлю свои цифровые оригиналы для выкладки на сайт, — но возникают такие каталоги у меня тоже не слишком часто: максимум — пять-шесть раз в году, по возвращении из интересного путешествия.
Следующий ресурсоемкий процесс связан с видео. Я время от времени снимаю интересных людей или события на цифровую видеокамеру, потом сбрасываю результат на винчестер, потом — монтирую ролики. Видеозахват происходит в реальном времени, и разницы между одним компьютером и другим нет никакой. Монтаж — это уже другое дело. Однако главное время уходит на творческую работу, практически от скорости процессора не зависящую, как в Word’е. После чего смонтированные кусочки надо объединить в avi-файл. Но и это объединение проходит почти в реальном времени, так что, когда я занимался этим для ролика с результирующей длиной 53 минуты, на Атлоне его склейка заняла час и одиннадцать с половиной минут, а на P4 — час и шестнадцать минут. Хотя как раз в этом случае я бы совсем не возражал против большего ускорения: во время склейки ролика порой обнаруживаются ошибки монтажа, приходится всё останавливать, вносить поправки и пересклеивать.
Следующая операция, самая времяёмкая из тех, что мне приходится делать на компьютере, — рендеринг получившегося avi-ролика в DVD-формат. Этот самый пятидесятитрехминутный ролик мой Pentium рендерит аж два часа тридцать три минуты. А Athlon — всего час и четыре минуты. Выигрыш во времени более чем заметный: практически в 2,4 раза. Но… Но опять «но». Сколько я ни снимаю, на часовой с хвостиком DVD-диск набирается обычно не быстрее, чем за три месяца. То есть эти самые два с половиной часа на рендеринг мне приходится тратить раз в три месяца. И по такому поводу вполне можно заняться чем-нибудь посторонним: пообедать, посмотреть DVD-фильм, вздремнуть, наконец.3 Поскольку под мерный шум Pentium’а (хотя в него набито вентиляторов штук, кажется, восемь) засыпается легко и даже как-то… мирно. Под Athlon же с его двумя, но очень мощными и потому шумными вентиляторами особо не поспишь… Увы… А и час четыре минуты сидеть, уставившись в экран, — согласитесь, занятие мало увлекательное.
Правда, можно пасьянс пораскладывать. Или сходить в Интернет. Хотя, должен сказать честно, когда идет рендеринг, все прочие процессы на компьютере как бы… замерзают. Не то чтобы их нельзя инициировать вообще, но время между нажатием на мышку и реакцией на нажатие начинает… раздражать. Конечно, Athlon с его мощью и неперегруженностью резидентными модулями, замерзает менее заметно, чем Pentium. Однако все равно — замерзает. То есть на Атлоне параллельно с рендерингом можно смотреть DVD-кино, — но только в окне: в полноэкранном режиме начинаются ужимки и прыжки. А на Пентиуме — нельзя и в окне, можно только карты перекладывать.
Сережа Вильянов уверяет, что в этом отношении революцию совершила Intel’овская технология Hyper-Treading, разводящая задачи как бы по разным компьютерам, — что ж, не верить ему оснований у меня нет, но пока сам не попробую… Так что если «Капитан Флинт» (или кто еще) предоставит мне возможность испытать и такое летающее такси — не откажусь просто из принципа.
И расскажу вам о результатах и впечатлениях.
Пардон… Вы, возможно, ждете от меня вывода? Ну что ж, вывод таков: компьютер от «Капитана Флинта» стоит приблизительно 1800 зеленых. Если б мне удалось продать мой P4, скажем, за $1500, я бы, пожалуй, 300 баксов за ускорение и прогресс доплатил. Но ни копейки больше. А, как вы понимаете, продать сегодня мой P4 дороже, чем баксов за 500, мне не удастся ни в жизнь.
Да я, сказать честно, продавать его и не стремлюсь. Нравится он мне!
1(назад) Единственное, чего почему-то нет и в помине, — ничего (кроме мыши и клавиатуры) беспроводного: ни BlueTooth, ни WiFi, ни даже InfraRed’а.
2(назад) Pentium 4, сэмпл, полученный от фирмы Intel еще на заре и не промаркированный по частоте; разгоняется как минимум до 1700 МГц, но для собственного спокойствия я пользую его на частоте 1500 МГц. 512 мегабайтов памяти Rambus. Самая прогрессивная на тот момент «мама» — P4B от ASUS. Быстрый (10 тысяч об./мин.) SCSI-винчестер. Остальное — не принципиально.
3(назад) А когда спящий проснется, DVD-диск уже будет готов.