Архивы: по дате | по разделам | по авторам

iMusic

Архив
автор : Александр Пацай   16.12.2003

Весной 1976 года Стив Джобс и Стив Возняк ехали по шоссе и пытались придумать название для фирмы, которую они собирались зарегистрировать. Когда Джобс выдал "Apple Computer", оба согласились, что лучше названия, пожалуй, не найти.

Весной 1976 года Стив Джобс и Стив Возняк ехали по шоссе и пытались придумать название для фирмы, которую они собирались зарегистрировать. Когда Джобс выдал «Apple Computer», оба согласились, что лучше названия, пожалуй, не найти. Возняк в воспоминаниях рассказывал, что он не допытывался, как Джобсу пришло в голову такое название, хотя знал о его увлечении музыкой и подумал, что идея могла возникнуть по аналогии с компанией Apple Corps, на которой записывались The Beatles. Оба старательно отгоняли мысль о том, что их детище вместе с именем может заполучить и немало проблем, связанных с авторскими правами. Им бы следовало задуматься об этом серьезнее, потому что именно так и произошло: имя Apple Computer стоило (и, возможно, еще будет стоить) немало денег и головной боли.

Apple против Apple

В 1981 году, после нескольких лет судебных разбирательств, Apple Computer и Apple Corps подписали договор, по которому в обмен на неразглашенную сумму Apple Computer было разрешено использовать торговую марку «Apple» в компьютерных продуктах, а Apple Corps сохранила права на это имя в музыкальной индустрии.

Но в 1989 году Apple Corps вновь подает в суд на Apple Computer. Повод — некоторые модели компьютеров могли воспроизводить музыку, к тому же в ассортименте фирмы появились CD-дисководы и MIDI-устройства. И хотя Apple Computer доказала, что соглашение от 1981 года не было нарушено, суд постановил: ответчик должен выплатить истцу более чем 26 млн. долларов и возместить судебные издержки в размере 8,5 миллиона.

До недавнего времени отношения между двумя Apple напоминали «холодный мир», но в июле компания, которой владеют Пол Маккартни, Ринго Старр, Йоко Оно и правонаследники Джорджа Харрисона, выкопала топор войны и снова обвинила Apple Computer в нарушении соглашений более чем десятилетней давности. На сей раз причиной стали успехи компьютерной фирмы в сфере, которая имеет непосредственное отношение к музыкальному бизнесу — выпуск mp3-плейера iPod и деятельность одного из самых успешных онлайн-магазинов по продаже музыки — iTunes Music Store (iTMS).

iPod

В 2001 году Apple Computer выпустила mp3-плейер, который стал событием в мире портативных аудиоустройств. Хотя идея мp3-плейера на основе жесткого диска не была новой и несколько других компаний пытались производить и продавать подобные устройства, Apple подошла к этому вопросу со свойственной ей тщательностью: уникальный дизайн, большой LCD-экран, удобный графический интерфейс, передача данных через интерфейс FireWire (IEEE 1394), аккумулятор, которого хватает на 8 часов непрерывной работы, хорошие наушники и даже записная книжка… На протяжении нескольких поколений iPod в обзорах сквозит мысль: «Неужели такой продукт можно усовершенствовать? Посмотрим, посмотрим. Таки да, iPod стал еще лучше».

Выпущенный поначалу только для Макинтошей, с объемом жесткого диска 5 Гбайт, в дальнейшем плейер «подрос» (сейчас есть версия на 40 Гбайт), стал совместим с Windows-компьютерами, а также существенно изменился в функциональном плане.

iPod оснащается интерфейсами FireWire и USB 2.0 (через док-станцию) для передачи данных с компьютера и обратно. 32 Мбайт кэш-памяти обеспечивают до 25 минут защиты от сбоев, а двухдюймовый дисплей с подсветкой позволяет вести визуальный контроль. Плейер понимает форматы MP3, MP3 VBR, WAV и AAC1.
Приложение для проигрывания файлов дает возможность составлять плей-листы, устанавливать рейтинг песен, а также содержит 20-полосный эквалайзер. Графический интерфейс включает в себя и массу других приятных вещей, например дату, время суток, будильник, автовыключение через определенное время, возможность показа контакт-листов, календарь и даже четыре игрушки.

Для iPod существует масса разнообразных аксессуаров. Например, фирма Belkin выпустила Voice recorder, который позволяет использовать iPod в качестве диктофона, сохранять на нем файлы и перегружать их на компьютер. Эта же фирма создала Media Reader, с помощью которого можно переписать на iPod фотографии с карты памяти цифровой камеры. Еще одна возможность расширить функциональность плейера — добавить к нему iTrip FM Transmitter от компании Griffin. iPod превращается в мини-радиостанцию: достаточно поймать на радиоприемнике (например, в автомобиле) частоту передатчика iPod — и у вас в распоряжении окажется практически бесконечный чейнджер музыки. А европейское отделение корпорации Daimler Crysler представило в сентябре специальную версию своего автомобиля — Smart City-Coupe i-move, который продается с уже подключенным к аудиосистеме iPod.

Кроме того, iPod может использоваться Макинтошами как внешний FireWire-диск, с помощью которого можно переносить данные между компьютерами и даже использовать его в качестве загрузочного диска. Но iPod не был бы столь удобным решением, если б ему не помогал программный компаньон — iTunes.

iTunes

С момента появления в Макинтошах устройств для проигрывания компакт-дисков (Apple начала серийно встраивать CD-приводы в Маки в 1992 году) эти компьютеры поставлялись и с соответствующим софтом для воспроизведения аудио. Официально поддержка mp3 на Маках появилась в сентябре 1999 года с выходом QuickTime 4.0. Хотя в конце девяностых годов под них существовало несколько программных mp3-плейеров, самым популярным был MacAmp — написанный группой российских программистов, функционально и по интерфейсу напоминающий WinAmp.

Месяцем раньше компания Casady&Green выпустила SoundJam, мощное juke-box-приложение, умевшее проигрывать аудиодиски и mp3-файлы, преобразовывать аудио в mp3, скачивать с www.cddb.com информацию о дисках (название альбома, треков и др. — диск идентифицируется по уникальной комбинации длительности треков), изменять внешний вид благодаря системе модулей и просматривать различные визуальные объекты во время проигрывания композиций. Программа оказалось столь удачной, что Apple ею заинтересовалась, купила у Casady&Green исходный код SoundJam (вместе с командой программистов) и на его основе в феврале 2001 года выпустила под своей маркой приложение iTunes. Программа, правда, потеряла возможность изменять интерфейс, зато теперь он выглядит удобным и продуманным, хотя два с половиной года назад многие пользователи были недовольны его чрезмерным отличием от интерфейса SoundJam. Кроме того, iTunes приобрела много других функций — например, возможность проигрывать streaming mp3 и записывать компакт-диски прямо из приложения. В последних версиях появилась поддержка технологии Rendezvous2. С ее помощью компьютер в локальной сети становится чем-то вроде радиостанции, транслирующей музыку в mp3-потоке. Пользователь может транслировать всю коллекцию или только определенные плей-листы, а также ограничить доступ к коллекции по паролю. Программа сама показывает в сети «точки входа», и достаточно двойного щелчка мышью, чтобы получить доступ к чужому плей-листу.

С появлением iPod программа iTunes стала незаменимым спутником этого устройства. Именно благодаря ей происходит синхронизация музыкальной библиотеки и других плей-листов из приложения с iPod: после подключения плейера к компьютеру iTunes спрашивает, не желаете ли вы синхронизировать свою музыкальную коллекцию с устройством (полностью или же определенные плей-листы), и тут же переписывает файлы (альбом размером 70–100 Мбайт в формате mp3 переписывается за 15–20 секунд) на жесткий диск iPod’а. Далее при добавлении новых композиций на компьютер будет происходить автоматическое обновление коллекций на iPod (разумеется, возможно и добавление композиций вручную).

До последнего времени версия iPod для Windows продавалась с популярной на этой платформе программой MusicMatch, но около месяца назад Apple преподнесла сюрприз, выпустив версию iTunes 4.1 под Windows. Приложение полностью совпадает по функциональности с аналогом на Маке. Архив размером 19 Мбайт (можно бесплатно скачать с www.itunes.com) содержит саму iTunes, QuickTime 6.4 и дополнительные файлы, поддерживающие запись компакт-дисков. При первом запуске программа сканирует папку My Music и добавляет в коллекцию все найденные там композиции. Сохранена даже возможность трансляции mp3-потока по локальной сети, причем независимо от того, под какой операционной системой работает сетевой компьютер — Mac OS X или Windows. QuickTime 6.4 добавляет поддержку AAC-формата, который является частью спецификации MPEG-4 и позволяет достичь более высокого качества звука, чем mp3.


1 Advanced Audio Codec — формат сжатия аудио, который Apple использует для музыки, продающейся в онлайн-магазине.
2 Реализация в Mac OS X технологии ZeroConfig, возможности приложений и устройств обнаруживать друг друга в локальной сети.

Ожидался этот проект с некоторыми сомнениями: с одной стороны, iTunes — очень удобное приложение для работы с аудиоданными, а с другой — всем известно, насколько неудачным получился QuickTime для Windows. К счастью, опасения не оправдались — по отзывам в Интернете, качество продукта очень высокое.

В отличие от платформы Macintosh, на Windows присутствует несколько популярных приложений, которые делят между собой рынок проигрывателей аудиофайлов (Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch, RealONE). Задача iTunes в том, чтобы доказать свое преимущество перед этими программами — тут Apple поможет в первую очередь репутация производителя программного обеспечения, которое зачастую более удобно в использовании. Многим наверняка придется по вкусу возможность трансляции композиций в локальной сети. Кроме того, тот же MusicMatch ограничивает скорость записи дисков в бесплатной версии программы и требует $20 за то, чтобы убрать это ограничение, — у iTunes же такого «лимита» нет.

Возможно, у уважаемого читателя возник вопрос: а зачем вообще Apple выпускать mp3-плейер для Windows? Ведь с синхронизацией музыкальной коллекции iPod на Windows вполне справлялся и MusicMatch. И вот здесь самое время рассказать о третьем компоненте музыкальной экспансии Apple — онлайновом магазине iTunes Music Store. Ранее он был доступен только пользователям iTunes на Маках, но сейчас виртуальные двери магазина распахнулись перед куда более широкой аудиторией пользователей Windows.

AppleMusic.com

Полгода назад Apple открыла новый портал, предназначенный для продажи музыки. Он был интегрирован в программу iTunes, позволял покупать отдельно треки по 99 центов или целиком альбомы за $9,99, предлагал на выбор более 200 тысяч композиций и был (и остается до сих пор) достаточно либеральным в вопросах копирования купленных треков — их можно переписывать на три других компьютера, записывать на компакт-диски практически без ограничений3 и свободно копировать на mp3-плейеры.

В отличие от Napster 2.0, который предлагает композиции за те же 99 центов и альбом за $9,99, в iTunes Music Store можно получить месячную подписку за $9,95 без ограничений на скачивание песен. Правда, если пользователь захочет записать скачанные композиции (по подписке), то придется платить еще по 1 доллару за песню.

Музыкальная база Napster пока больше — около 500 тысяч файлов, зато в архивах iTMS — огромное количество эксклюзивных произведений, и в этом отношении он может дать фору кому угодно. Возможно, потому, что платформа Macintosh весьма популярна в области аудио- и видеопроизводства, и многие исполнители и композиторы сами являются пользователями Маков.

Еще один подобный сервис, MusicMatch (www.musicmatch.com), предлагает схожие условия с iTunes Store: композиции за 99 центов, альбомы за $9,99, запись на диски и загрузка на портативные устройства без ограничений. В наличии имеется 240 тысяч треков, однако не слишком эффективный интерфейс и отсутствие раздела «Новинки» делают работу с этим сервисом скорее необходимостью, чем удовольствием.

Два других популярных сервиса — Rhapsody и BuyMusic — тоже не столь безупречны, как хотелось бы. Например, с Rhapsody пользователь не может сгрузить песни на диск или на mp3-плейер, зато может записывать их на CD за 79 центов. Хотя выбор весьма широкий — 390 тысяч композиций. А у BuyMusic много ограничений на передачу и запись файлов на носители. Кроме того, при заявленной стоимости композиций «от 79 центов» большинство мелодий стоят $1,14.

Как видите, iTunes Music Store предлагает клиентам наиболее заманчивые условия, так что тягаться с ним конкурентам не под силу. За неполные шесть месяцев магазин продал более 13 млн. композиций (около 70% всех легальных скачиваний музыки из Интернета) — и это только пользователям Макинтошей, которые могли получить доступ к iTMS в то время. Сейчас, когда круг потенциальных покупателей стал гораздо шире, должен возрасти и объем продаж. Кроме того, расширяется и ассортимент — на конец октября он составляет около 400 тысяч наименований. В среднем в неделю в iTMS продается 600 тысяч композиций, а к апрелю будущего года Apple рассчитывает покорить вершину в 100 млн. проданных песен. В этом ей должны помочь два альянса, о которых было объявлено на презентации iTMS для Windows.

Во-первых, 25 млн. подписчиков America Online смогут покупать композиции, не пользуясь даже кредитными картами, достаточно будет ввести свой логин и пароль в системе AOL.

Вторая акция задумана с не меньшим размахом. На сей раз Apple скооперировалась с компанией Pepsi, и, начиная с 1 февраля по 31 марта, покупатели пепси-колы в Соединенных Штатах смогут найти под крышечкой специальный код, введя который в iTunes Music Store, они получат право скачать любую из доступных там композиций. Таких счастливчиков будет 100 миллионов. Целевая аудитория подобных напитков, как правило, дети и подростки — именно те, кто чаще всего незаконно обменивается музыкальными файлами. Показав им легальный способ скачивания высококачественного музыкального продукта за небольшую сумму, Apple надеется хоть немного снизить уровень пиратства аудиопродукции. (Конечно, это не касается России, где за два доллара можно купить все музыкальное наследие Queen или Pink Floyd.)

Из других новинок, с помощью которых Apple собирается привлекать будущих клиентов в iTMS, стоит назвать появление аудиокниг (около 5 тысяч единиц для начала), «плей-листы от знаменитостей», большой выбор эксклюзивных композиций, подарочные сертификаты стоимостью от 10 до 200 долларов и т. д.

К сожалению, схема распределения прав между музыкальными лейблами, их подразделениями и артистами не позволяет сделать доступным магазину iTMS онлайн-сервисы в Европе и других регионах. Однако Apple ведет переговоры с лейблами о такой возможности и не исключает появления iTMS в Старом Свете уже ближайшей весной.

По признаниям руководителей компании, iTunes Music Store пока не является прибыльным и вряд ли будет приносить большие барыши в обозримом будущем. Но на это никто и не рассчитывал — iTMS помогает в другом. В том квартале, когда магазин открылся, Apple продала более 300 тысяч iPod (в предыдущем квартале — около 100 тысяч). Сейчас iPod принадлежит 31% рынка мp3-плейеров в Соединенных Штатах, и спрос на это устройство так высок, что даже Dell, известный конкурент Apple, реализует iPod через свою сеть прямых продаж.

Что же касается судебных разбирательств между Apple Computer и Apple Corps, то, во-первых, такие тяжбы могут длиться годами. Во-вторых, вряд ли британская компания сможет добиться прекращения продаж музыки или iPod, но, безусловно, может рассчитывать на определенную компенсацию за свои «страдания». Вопрос в другом: сумеет ли Apple заработать достаточно, чтобы в очередной раз откупиться от рекординговой компании Beatles? Пока есть все основания думать, что сумеет.


3 Хотя вы и не можете записывать один и тот же плей-лист больше десятка раз, но достаточно изменить порядок песен — и у вас еще десять попыток на запись.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.