Сезон размножения слонов
АрхивПодошедший deadline подачи заявок в список суперкомпьютеров Top500 и традиционная ноябрьская конференция Supercomputing 2003 привели к неслыханному напряжению сил инженеров, проектирующих тяжелые вычислительные системы, и технических специалистов, эти системы собирающих.
Подошедший deadline подачи заявок в список суперкомпьютеров Top500 и традиционная ноябрьская конференция Supercomputing 2003 привели к неслыханному напряжению сил инженеров, проектирующих тяжелые вычислительные системы, и технических специалистов, эти системы собирающих. Сообщения от Intel и AMD, которые спешно анонсировали то один, то другой проект на своих процессорах, вызывают аллегорические ассоциации со временами стахановского движения, только вместо тонн угля сегодня фигурируют терафлопы. Особенно везло в ноябре на суперкомпьютеры Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса.
Видимо, в этом месте создались наиболее благоприятные условия для размножения крупных вычислительных систем, и руководству центра стоит задуматься о грантах не только на новые суперкомпьютеры, но и на строительство, иначе при нынешних темпах вычислительную технику ставить там будет просто негде. Вначале AMD сообщила о кластере, собранном в Lawrence Livermore National Laboratory компанией Linux Networx и занимающем шестое место в рейтинге Top500. За ней инициативу перехватила Intel и пообещала в рекордные сроки (к концу января) построить там же кластер на Itanium 2 производительностью никак не ниже 20 терафлоп (нынешний рекордсмен списка Top500, японский Earth Simulator от NEC, выдает на-гора почти 36 терафлоп, а вторая машина в списке, ASCI Q из Лос-Аламоса, показывает чуть меньше 14 терафлоп).
Чтобы благое намерение выглядело убедительнее, Intel за два дня собрала прямо на конференции Supercomputing 2003 систему мощностью 1 терафлоп. Породив тем самым новый жанр PR: сборка-разборка суперкомпьютера на время. Для измерения и честного сравнения результатов нужно изобрести какую-нибудь новую единицу измерения, например гигафлоп в час.
Кстати, все эти гигафлопы и терафлопы берутся из результатов теста Linpack, то есть решения системы линейных уравнений. Настройка этого теста для достижения наилучших результатов на конкретной конфигурации является своего рода высоким искусством, и чем дальше, тем больше искусством ради искусства. Поэтому на конференции приняли решение делать новые, «правильные» тесты, в попытках подстроиться под которые суперкомпьютерная отрасль сама бы шла куда надо. Компания AMD, видимо, тоже осознает несовершенство Linpack, так что в своих пресс-релизах о суперкомпьютерах упоминает таинственный тест LINPAC. Что это такое — выяснить не удалось, но явно не опечатка, ибо встречается на сайте AMD несколько раз.
Очевидно, что производители компьютеров хотят накормить подешевевшей вычислительной мощностью не только большую науку, но и большой бизнес. Так рождаются различные концепции Utility Сomputing. Что это такое и с чем его едят, специалисты долго обсуждали на особой сессии Comdex 2003. Романтически настроенные аналитики полагают, что в Utility Computing заключается будущее бизнес-вычислений. Циники говорят о новой маркетинговой приманке для клиентов. В общем, материя сложная, на пальцах не объяснишь. Еще раз прошу обратить внимание на место обсуждения — Comdex. Выставка, когда-то бывшая вершиной компьютерного популизма, гремевшая на весь мир, которой посвящались целые номера «Компьютерры», теперь пытается выглядеть маленькой и серьезной, почти академической. И разные забавные штуки, вроде «стимулятора мозга» Peeg — приставки к КПК в виде очков, мерцающих в такт ритмам электроэнцефалограммы, — были скорее исключением, нежели правилом. А правилом было обсуждение вопросов безопасности и борьба со спамом. Именно на эти две темы говорил Билл Гейтс в традиционном приветствии участникам Comdex. На борьбу поднялись не только все без исключения антивирусные фирмы, но и специализированные компании, например Cloudmark. А вот AT&T собралась бороться не со спамом, а за него. Такой поверхностный вывод можно сделать, узнав, что фирма запатентовала в США метод обхода спам-фильтров. Обозреватели и комментаторы поспешили удивиться, но почему-то никому не пришло в голову, что закрепление за собой права на спамерскую технологию может быть не только оружием против спама, но и источником дополнительного дохода. Сидишь и ждешь, когда кто-нибудь нарушит твой патент, а потом предъявляешь ему иск на круглую сумму. Но поскольку про AT&T уже раструбили по Интернету, вряд ли кто клюнет на эту приманку. А жаль.
Microsoft, очевидно, решив больше не попадаться в ловушку схожести архитектуры Xbox и ПК, задумала совсем новый вариант своей игровой приставки, добавив к его названию оригинальное слово Next. Дабы ничто не напоминало о первом варианте, корпорация приняла более деятельное участие в разработке аппаратной схемы и выбрала видеосистему от ATI (а не от NVIDIA), процессор от IBM (а не от Intel) и чипсет от SIS. Развитие логичное, поскольку умельцы уже хорошо потренировались, научившись запускать Linux на первой Xbox, и теперь нуждаются в усложнении задания.
Linux-сообщество в ноябре жило тестированием новой версии ядра (2.6) и ожиданием его финального релиза, который должен выйти в декабре. Если, как говорит Линус Торвальдс, «не случится ничего действительно серьезного». В ноябре Линус был привлечен в качестве ответчика по делу, возбужденному SCO против IBM, но конфликт, похоже, перешел в вялотекущую фазу. Gartner исследовала проблему и сделала вывод, что SCO может оказаться жертвой собственных юристов, которым нужно платить деньги, и не малые. А пока этого не случилось, Garner дает несколько советов в духе «и ты, Сара, права», чтобы никто ее не смог ни в чем упрекнуть при любом развитии событий. Например: «если это возможно, отложите внедрение высокопроизводительных систем на базе Linux до конца 2004 года». Видимо, Gartner рассчитала, что денег у SCO хватит как раз до этого момента.
Тем временем Linux-сообществу удалось пресечь внутреннюю угрозу: в автоматически обновляемом репозитарии исходников ядра кто-то попытался вручную изменить две строчки программы, соорудив себе хороший «черный ход». Выглядели эти две строчки совершенно невинно, и лишь их вынос на суд общественности помог распознать возможную опасность. Произошло это 6 ноября, в канун даты, именуемой теперь днем согласия и примирения. Будь бдителен, товарищ, враг не дремлет!