The Year One
АрхивЗа долгие годы своего существования Comdex превратилась в своеобразное зеркало IT-индустрии. Компании приурочивают к выставке годовые рапорты и щедро разбрасывают по страницам пресс-релизов и рекламных буклетов обещания показать "революционные", "доселе невиданные" и "самые-самые" новинки.
За долгие годы своего существования Comdex превратилась в своеобразное зеркало IT-индустрии. Компании приурочивают к выставке годовые рапорты и щедро разбрасывают по страницам пресс-релизов и рекламных буклетов обещания показать «революционные», «доселе невиданные» и «самые-самые» новинки.
Напомним, что после трехлетнего коллапса прошлогодняя Comdex завершилась банкротством компании-организатора Key3Media и отменой выставочных мероприятий в других городах США. Но вопреки безрадостным прогнозам Key3Media смогла расплатиться с долгами. Сменив в июне хозяев, имя (на MediaLive International) и место жительства (переехав из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско), компания объявила о возрождении Comdex, обновленной и без приставки Fall (давно превращенной пессимистами из «осенней» в «упадническую»).
В этом году Las Vegas Convention Center распахнул двери перед 45 тысячами посетителей. Количество экспонентов превысило 550, что, по словам вице-президента MediaLive Эрика Форо (Eric Faurot), «полностью соответствует ожиданиям и реалиям времени». Сменился и формат мероприятия. Отныне это не чистая «выставка достижений» для среднего пользователя, а скорее мероприятие уровня B2B (business-to-business) для IT-компаний. Управляющий директор Comdex Дэйв Розенберг (Dave Rosenberg) уверен, что именно такой смешанной направленности участникам IT-рынка не доставало все это время. Руководство Comdex назвало этот год «Годом номер один», расшифровав B2B, как back to basics. «В старые добрые времена» Comdex действительно была мероприятием номер один — настоящим шоу и праздником, который не посетить было нельзя. Но то, что привлекало на выставку толпы любопытствующих — шоу и тонны гаджетов, отодвигало B2B-составляющую на второй план, мешало сосредоточиться на деле. Теперь же организаторы твердо намерены вернуть выставке репутацию серьезного, бизнес-ориентированного мероприятия — даже ценой популярности среди широких масс.
Нужно отметить, что одновременно с Comdex, на другом конце Лас-Вегаса с 17 по 20 ноября проходило торгово-выставочное мероприятие Computer Digital Expo (cdXpo), организованное компанией Jupitermedia. Об этом форуме было заявлено в феврале — в тот самый момент, когда Key3Media обратилась в суд за защитой от кредиторов. Однако на костях Comdex конкурентам станцевать не удалось. Хотя среди сотни экспонентов присутствовали такие гиганты, как AT&T, AMD, Cisco, Maxtor, Siemens и многие другие, а с речами выступили старшие менеджеры IBM, HP и глава SCO Group Дарл Макбрайд (см. новость «А папа — юрист»), cdXpo больше походила на научно-практическую конференцию и, по словам организаторов Comdex, вряд ли составляла конкуренцию. Сама же Comdex и не думает умирать — после пятилетнего отсутствия на выставку вернулись Dell и IBM, а MySQL и Seybold Systems впервые построили свои павильоны.
Открыл выставку по доброй традиции, уже в двадцатый раз, Билл Гейтс, чье выступление длилось более часа. Как сказал глава Microsoft, компьютинг станет идеальным лишь тогда, когда компьютер начнет восприниматься не как высокотехнологичный инструмент, а как плейер или альбом для рисования. Цель корпорации — добиться легкости использования «железа» и доступности данных без всяких коммуникационных барьеров. Для этого на R&D в 2004 году Microsoft потратит 6,8 млрд. долларов — вдвое больше, чем в текущем. Гейтс пообещал, что создание эффективных программных решений позволит уменьшить IT-бюджеты — как на закупку, так и на администрирование технических парков (что-то не верится).
Именно в рамках этой концепции будет развиваться широко разрекламированная в прошлом году технология SPOT (Smart Personal Objects Technology). В качестве иллюстрации Гейтс опять показывал наручные часы, которые демонстрировал и год назад, но на сей раз они действительно работали и по беспроводной связи получали данные о погоде, результатах матчей, котировках валют и акций (кроме того, в гаджете появились встроенные средства IM). SPOT-часы производства компании Fossil появятся в продаже в начале следующего года по цене 180 долларов; устройство еще одного производителя — компании Suunto — подороже (300 долларов). Однако пока неясно, насколько подобная категория продуктов нужна среднему пользователю.
Большое внимание глава Microsoft уделил безопасности и спаму. Помощник Гейтса продемонстрировал систему Systems Management Server 2003, с помощью которой администратор сможет легко поставить те или иные апдейты на различные группы машин, в том числе и в полностью автоматическом режиме. Демонстрация ISA Server 2004 показала возможности контроля сети на уровне приложений и трафика. В качестве примера был использован P2P; кроме того, по трафику и активности можно выявлять червей, еще не известных антивирусам. Гейтс обещал дать прикурить и спаму, встроив в MSN Hotmail (обновленная версия сервисов вот-вот выйдет) и Outlook систему фильтрации SmartScreen.
Очень оживила выступление видеовставка, где Гейтс и Балмер выступали в ролях Морфеуса и Нео из «Матрицы», обыгрывая противостояние между IBM/Linux и решениями от Microsoft. «Возьми Большую Синюю (Big Blue) таблетку, Стив, и история закончится, — ты проснешься в мире с армиями IT-консультантов. Или же возьми красную — и я покажу, как сделать IT-пользователей свободными» (при этом сама таблетка была размером с банку пива). На предложение Гейтса/Морфеуса посетить Оракула (Oracle) Балмер/Нео резонно заметил: «Думаю, эту процедуру мы можем безболезненно пропустить». Пришлось потягаться и с Агентом Смитом, который опять проиграл — тому пришлось «написать новые драйверы для сетевых устройств и перекомпилировать ядро».
Несмотря на бодрый тон руководителей Microsoft, им есть о чем волноваться. Наибольшее беспокойство вызывает перспективный азиатский рынок, где позиции софтверного гиганта основательно пошатнулись. В начале ноября правительства Японии, Южной Кореи и Китая подтвердили свои намерения по переходу на открытое программное обеспечение. Об этом, в частности, говорил CEO Sun Microsystems Скотт Макнили, описывая успехи своей компании в Поднебесной. Недавно Sun заключила контракт с правительством Китая на поставку в течение следующего года миллиона комплектов ПО Java Desktop System (основан на дистрибутиве SuSe Linux и включает оболочку Gnome 2.2, почтовый клиент Ximian Evolution, браузер Mozilla 1.4, офисный пакет OpenOffice.org 1.1). В перспективных планах фирмы установка этой системы на двести миллионов китайских ПК плюс поставка серверов с соответствующим ПО. Так что война Linux с Microsoft лишь начинается.
CEO PalmSource Дэйвид Найджел объявил, что Palm OS 6.0 будет готова в феврале, а первые наладонники под ее управлением появятся летом следующего года. Владельцы КПК с Palm OS 5 не смогут обновить систему, поскольку «шестерка» будет написана специально для нового «железа». В начале 2004 года выйдет Palm OS SmartPhones на базе Palm OS 5, которая предназначена для «сотовых наладонников» низшей ценовой категории.
Порадовал Comdex не только выступлениями «по существу», но и железными новинками. Блудный Dell, занявшийся в этом году бытовой электроникой, представил два LCD-телевизора с диагональю 23 и 30 дюймов. Apple Computer похвалилась iMac с 20-дюймовым ЖК-дисплеем и обновленной моделью Power Mac G5 с двумя процессорами 1,8 ГГц (заодно вышло второе обновление Mac OS X, исправляющее ошибку в «Пантере» с проблемными FireWire-устройствами). Toshiba предлагала принять новую «таблетку» Portege M200 с процессором Pentium M 1,5 ГГц и 12,1-дюймовым экраном. Компания заявила, что 50% ноутбуков под ее маркой в следующем году будут собираться на Тайване (в прошлом году на аутсорсинг приходилось лишь 20%, а в этом — 30%). О контрактах на 10 млрд. долларов с тайваньскими производителями ноутбуков Quanta, Compal и Inventec объявила и HP. Собственные «таблетки» следующего поколения представили также Gateway и ViewSonic . Цены на Tablet PC по-прежнему высоки — от 1800 долларов. А версия с DVD-приводом, док-станцией и батареей повышенной емкости обойдется на 500 долларов дороже. Кстати, в середине следующего года Microsoft обещает вторую версию Windows XP для Tablet PC с улучшенными функциями распознавания рукописной речи (апгрейд с текущей версии будет бесплатным).
Центральными «железячниками» стали заклятые друзья ATI и NVIDIA. Обе компании представили новое поколение видеорешений для мобильных платформ. GeForce FX Go 5700 на базе мобильного GPU NV36 показала значительный прирост производительности по сравнению с 5650 — для демонстрации использовались новейшие продукты от Epic Games и Electronic Arts. Но демонстрационный зал был далеко не полон — сенсации не получилось, все было воспринято как должное. Первые ноутбуки с новой видеоподсистемой выйдут в начале следующего года. ATI, в свою очередь, демонстрировала Radeon Mobility 9600 и заслуженно гнула пальцы со своим флагманским Radeon 9800XT (видеокарты на базе 9800XT не представлял только ленивый).
Abit демонстрировала «самый быстрый компьютер в мире». Материнская плата Abit IC7-G позволила разогнать новый процессор Intel P4 EE 3,2 ГГц до частоты четыре гигагерца, побив все мыслимые рекорды в 3DMark (процессор работал даже на 4,5 ГГц — хоть и нестабильно). Кстати, «коробочные» P4 EE уже появились в японской рознице по цене около 1100 долларов за штуку. Ещё один продукт заставит раскошелиться любителей всего «экстремального»: OCZ привезла на выставку память DDR PC4500 (DDR566) Extreme Edition.
AMD почему-то выставила свои продукты не в основных залах, а в отеле — через дорогу от выставочного центра. Новой информации было немного — все вертелось вокруг AMD64 и новых материнских плат — как серверных, так и ноутбучных. Лэптопы на базе 64-разрядных Athlon анонсировали несколько производителей. Например, Acer Aspire 1501LMi на процессоре 3000+ поступит в продажу в январе. Заявленная базовая конфигурация — впечатляет: 512 Мбайт DDR, винчестер 60 Гбайт, DVD±RW и 15-дюймовый (1400x1050) SXGA+ экран на ATI Mobility Radeon 9600 c 64 Мбайт DDR, Gigabit LAN, 802.11g, — но о цене лучше не думать.
ASUS предложила на обозрение прототипы материнских плат K8 на базе Athlon 64 (чипсет nForce3 Pro 250) с поддержкой SATA и Gigabit Ethernet, а также материнки на чипсетах от ATI (IGP9100). Еще один производитель — компания DFI продвигала на Comdex свою серию LANParty 2 и INFINITY. Не обошлось без «Матрицы» и здесь — на всех платах красовались наклейки «CMOS Reloaded». MSI, которая по-прежнему не планирует производить видеокарты на решениях от ATI, помимо акселераторов на GeForce FX 5950 и 5700/5700 Ultra, представила свой концепт-ПК MSI Mega.
Центром экспозиции VIA стал, конечно, новый форм-фактор материнских плат Nano-ITX и процессоры NanoBGA. Порадовала двухпроцессорная материнская плата Nano-ITX (которая позволит добиться не только компактности, но и приемлемой производительности), а также плата Mini-ITX (17х17 см) EPIA MII с 2D/3D UniChrome графикой, MPEG-2 акселератором, DDR 266 SDRAM, ATA-133 и поддержкой карт CardBus Type I/II и CompactFlash (в одном слоте). Новые решения появятся в продаже в первом квартале следующего года.
Очень любопытно выглядит интегрированное 8-канальное 24/96-битное решение от VIA — Vinyl Audio Gold, которое позволит вывести встроенный звук на качественно иной уровень. С многоканальностью в этом году поигралась и известная американская компания Zalman, представив наушники Theater 6, эмулирующие объемное звучание. Недорогая (около 55 долларов) новинка чуть было не получила первый приз — как лучшее устройство.
Кстати о наградах. Лучшим десктопом стал HP Media Center PC m390n; в номинации Enterprise Hardware первенствовал дисковый массив ATABeast от Nexsan; в номинации Enterprise Software — Microsoft Small Business Server 2003; лучшим периферийным устройством признали внешний ATA-диск Velocity для бэкапа от CMS; Microsoft Office не получил награды как лучший софт — победу у него вырвал презентационный пакет Xcelsius от Infommersion, зато в качестве компенсации титул Best of Show получил все тот же Small Business Server.
И в завершение еще раз вернемся в прошлое. В 2000 году Comdex принесла экономике Лас-Вегаса более 250 млн. долларов (не считая денег, потраченных гостями в игорных заведениях), в 2001 и 2002 году город заработал на выставке по 170 млн. долларов. Экономическая отдача нынешней Comdex оценивается лишь в 65 миллионов. Это не значит, что на IT-рынке стало меньше денег — просто компании предпочитают тратить их на другие «игры» — игры друг с другом.