Математика слога
АрхивКомментарий дняРэй Курцвейль, известный рядом кибернетических изобретений, получил патент на очередное устройство: кибернетического поэта, способного творить не хуже человека.
В экстремум кибернетик попадал
От робости, когда кибериады
Немодулярных групп искал он интеграл.
Прочь, единичных векторов засады!
Любители фантастики, конечно, вспомнят произведение, четыре строки из которого вынесены в эпиграф: написанные почти сорок лет назад Станиславом Лемом, они приписываются им электронному барду - вычислительной машине, которая в мгновение ока выдавала на заказ просителя стихотворный материал. Стих, где все слова на букву "K" - пожалуйста! Любовь и смерть на языке высшей математики - легко! В "Кибериаде" классик научной фантастики фактически предвосхитил электронную поэзию, а на днях один из классиков высоких технологий, Рэй Курцвейль, сделал ещё один шаг в том же направлении: он электронного поэта запатентовал.
Рэй Курцвейль, если кто о нём ещё не слышал, принадлежит к тому крайне немногочисленному кругу людей, представители которого в состоянии облечь самые фантастические свои идеи в конкретную форму, сделав себе и имя, и состояние. Идеи Курцвейля, мечтавшего стать изобретателем с пяти лет, а творящего с 16-летнего возраста, всегда отличались некоторой чудаковатостью, принадлежа пограничной области знаний, именуемой кибернетикой. В 16 Рэй изобрёл компьютер, пишущий музыку, десять лет спустя - машину для чтения текстов вслух, потом электронный синтезатор, имитирующий живые инструменты столь искусно, что отличить электронику от оригинала не могли даже профессиональные музыканты, потом распознаватель речи и массу других механизмов и устройств из той же области. При этом, начиная со студенческой скамьи, все его новые разработки обязательно доводились до стадии коммерческих продуктов, так что в конце концов Курцвейль стал основателем доброго десятка средних и крупных предприятий и миллионером, своим успехом доказавшим практичность собственных фантазий.
Электронный поэт, приоритет в создании которого удостоверен совсем новеньким патентом США за номером 6.647.395, был создан Курцвейлем ещё в середине 80-х. Тогда Рэй написал его ядро на языке С, а технические подробности изложил в книге "Эпоха интеллектуальных машин" (The Age of Intelligent Machines). Нынешний киберпоэт представляет собой доработанный вариант той программы, что была впервые написана в 80-х. Принцип её действия основан на математическом моделировании: на первом этапе работы программа скрупулёзно анализирует предложенный ей текст живого автора, создавая языковую модель - сложную систему уравнений, называемую также персональной моделью. На втором этапе она строит собственное произведение, параметры которого удовлетворяют полученной ранее системе уравнений. В результате компьютер не просто слепо ищет рифмы, но, основываясь на стиле и словаре прочтённого поэта, пишет подобие (впрочем, не запрещено и построение модели на основе работ нескольких авторов). Плагиат исключён специальным блоком, который обнаруживает текстуальные сходства из трёх слов и более, автоматически требуя от программы повторной генерации таких отрезков. По глубокому убеждению Курцвейля, сознание человека основано на работе со структурами (образами), а потому и ключ к успеху при создании человекоподобных машин (в данном случае это программа, которая должна писать как человек) лежит в наделении их способностями к распознаванию структур в сырых данных и генерации новых. Киберпоэт - хороший пример реализации этого подхода: программа выделяет и анализирует структуру построения текста. Ранние версии киберпоэта проходили испытание вариантом теста Тьюринга: электронные экспромты вперемешку с творениями живых поэтов демонстрировались судьям, которые пытались выявить компьютерные вирши. При этом точность идентификации машинных стихов оказалась лишь на несколько процентов больше, чем для человеческих. Иначе говоря, для экспертов машинные и человеческие стихи были почти идентичны.
Результат работы электронного барда Курцвейля весьма благозвучен. Не возьмусь переводить на русский, но вот так звучит одно из синтезированных стихотворений:
A steady rhythm in his face
Silent room
Desolate beach,
Scattering remains of love
Конечно, детище Курцвейля не произведёт революции: программы для автоматического стихосложения существовали и до него, и киберпоэт Рэя выделяется средь прочих лишь большей изощрённостью. Так кому и зачем он может понадобиться? Во-первых, настоящим поэтам, которые смогут извлекать из киберпоэтических рифм ключи для своих новых, уникальных произведений. Для них Курцвейль с единомышленниками даже выпустили специальную платную версию программы (30 долл., есть бесплатный вариант в форме скринсейвера). Но гораздо интересней кажется проведение с электронным поэтом, основывающимся на чужих творениях, различных экспериментов. "Накормив" его стихами одного автора, можно построить персональную модель и заставить компьютер выдавать нечто близкое по духу к прототипу: к примеру, проанализировав Шекспира, киберпоэт породит псевдошекспировские сонеты. А, учитывая, что поклонников компьютерного творчества (в смысле - творчества компьютера) пока не существует - за небольшим исключением в виде фанатов, ценящих абстрактную живопись или хаотические музыкальные полотна - можно предвидеть и появление нового класса поклонников. Так что машины, ещё не обретя разум, уже могут стать объектом творческого поклонения...