Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Пессимизм оптимизаторов

Архив
автор : Андрей Акопянц   17.12.2003

Когда мы просили Андрея Акопянца написать о второй конференции оптимизаторов, то и предположить не могли, какие неприятные события предшествовали его появлению на этом мероприятии.

Когда мы просили Андрея Акопянца написать о второй конференции оптимизаторов, то и предположить не могли, какие неприятные события предшествовали его появлению на этом мероприятии. Возможно, частично этим вызваны резкие оценки деятельности администрации поисковиков. В любом случае, интересы владельцев сайтов, когда речь заходит об индексации их ресурсов в поисковиках, не совпадают с интересами пользователей поисковых систем. У владельцев сайтов своя правда, у обычных интернетчиков — своя. И «диктатура поисковиков» последним, по большому счету, только на пользу. — В.Г.

Ударим баном по клоакингу

До недавнего времени я, как и большинство обитателей Интернета, жил, практически ничего не зная о поисковой оптимизации. Посетителей, приходивших на мои сайты с «Яндекса» и «Рамблера», я воспринимал как приятное явление природы. Но летом этого года случилось страшное — несколько наших проектов выкинули из «Яндекса».

На мой панический вопль «За что?!» последовал суровый ответ модератора «Яндекса», который звучал так: «Указанные сайты запрещены к индексированию за поисковый спам. Повсеместное и широкое применение дорвей-редиректов с использованием поисковых запросов однозначно воспринимается нами как вмешательство в работу поискового механизма. Отмечено также использование клоакинговых технологий».

Я примерно понимал, что именно «Яндексу» у нас не понравилось. Но поскольку в самом этом ответе я не понял ровно ничего, а ситуацию нужно было срочно исправлять (наша посещаемость упала в почти в три раза, и клиенты начали потихоньку проявлять озабоченность), пришлось почитать всякие тексты и обратиться за консультациями к специалистам1.

Более или менее разобравшись в вопросе с помощью общедоступных текстов и добрых людей, я смог быстро разрешить ситуацию и устранить ее последствия. Но меня заинтересовала сама область SEO (Search Engines Optimization; поисковая оптимизация), причем как в прагматическом смысле (как ресурс для увеличения аудитории своих проектов), так и в теоретическом — как социально-экономический феномен.

На конференцию «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов» (www. optimization.ru), проходившую 13–14 ноября, я шел уже относительно подготовленный и с вполне сформировавшейся позицией протеста против диктатуры крупных поисковых сервисов.

Два дня докладов и дебатов существенно скорректировали мое представление об Интернете как о среде существования онлайновых бизнесов.

Я и не подозревал о реальных масштабах активности SEO, кипящих страстях и подковерной возне. Получили свое объяснение многие странности в организации информации в Сети, прояснились (для меня) бизнес-модели ряда проектов.

И эта статья — как раз изложение наиболее сильных субъективных впечатлений. А за фактографической информацией лучше обратиться к первоисточнику — веб-логу конференции www.searchengines.ru/conference.

Масштабы

Объем российского рынка поисковой оптимизации оценивается примерно в миллион долларов в год. Много это или мало? Не знаю. Гораздо интересней другое: оказывается, уже сейчас по большинству коммерчески интересных запросов весь Tор10 выдачи поисковых серверов оптимизирован; более того, там идет активная борьба оптимизаторов.
В отличие от засилья баннеров, этот факт неочевиден для обычного интернетчика. Но тем не менее, никакому новому некоммерческому сайту про «это», каким бы он хорошим и информативным ни был, не светит появиться в первых позициях выдачи поисковых серверов, если «это» представляет коммерческий интерес (разве что случайно, когда правила поменялись, а оптимизаторы это еще не отследили).

Сейчас «это» в полной мере относится к сфере дорогих товаров розничного спроса, успешно продающихся онлайн, но можно прогнозировать, что по мере продвижения разных бизнесов в Интернет спектр коммерчески интересных запросов будет расширяться и конкуренция по ним возрастет.

Это, в общем, естественно и ожидаемо — дефицитный ресурс (место в выдаче поисковых серверов) достанется наиболее платежеспособным, как бы ни пытались этому противостоять поисковики.

Кто такие поисковые оптимизаторы

Существует каста людей, которые посвятили себя изучению тонкостей логики поисковиков, отслеживанию изменений ситуации и консультированию клиентов.

Если проводить аналогии, их можно уподобить политическим лоббистам, представляющим интересы своих клиентов перед поисковыми машинами.
Точно так же оптимизаторы не могут давать никаких гарантий, и последствия неудачных действий лоббиста (читай оптимизатора) могут быть очень тяжелыми. Власть, которой покажется, что ею манипулируют, может отреагировать неадекватно (или наоборот, адекватно — зависит от точки зрения).

Где водятся оптимизаторы? Учитывая приведенное выше разделение мероприятий на внешние и внутренние, естественными «гнездами» оптимизаторов являются:

- сайт-девелоперские конторы (сайты лучше сразу разрабатывать оптимизированными, чем потом переделывать);
- рекламные Интернет-агентства (комплекс внешних мер по оптимизации близок по сути к проведению рекламных кампаний, особенно кампаний контекстной рекламы);
- ну и, естественно, Интернет-агентства полного цикла.

Существуют независимые консультанты, которые могут проанализировать ситуацию и подсказать комплекс мер, но в этом случае, как правило, выполнение этих мероприятий вам придется организовывать самостоятельно.

Новостью для меня явилось то, что практически все крупные Интернет-агентства уже обзавелись штатными оптимизаторами.

Что такое хорошо и что такое плохо

Ну а теперь — об основной интриге как конференции, так и вообще проблематики SEO.

Дело в том, что не существует четких критериев, какие меры оптимизации считаются допустимыми, а какие нет.

Скажем, чтобы не портить эстетику своего сайта заголовками <h1> и иже с ними, вы делаете вполне невинную вещь — при генерации страницы определяете, кто к вам пришел — робот или человек. Если пришел робот, вы подставляете ему облегченную версию страницы, где никакой графики, использована простейшая разметка и др.

Оказывается, это называется гнусным словом «клоакинг» и карается усекновением главы (то есть баном) без суда и следствия. Потому что обычно этот прием используется для подстановки текстов, оптимизированных под популярные запросы, не имеющие отношения к тематике сайтов.
Или написали вы специальный текст, использовав в нем ваши ключевые запросы. Ежели в меру использовали, то ничего. А ежели сверх меры,  значит, это поисковый спам. А что за мера — неизвестно.

Или попросили двоих приятелей поставить на вас ссылки. Нет проблем. Или вы такой общительный, и попросили тысячу приятелей поставить на вас ссылки. Да еще и все одинаковые. Это уже спам. Карается. А вот если тридцать ссылок — спам или нет? Неизвестно…

И так далее.

Причем поисковые серверы принципиально отказываются формулировать четкие критерии. И оставляют за собой право выкидывать любой ресурс, который, как им показалось, нарушает эти самые нечеткие критерии. И их можно понять — любая четкая формулировка тут же свяжет им руки в борьбе с нарушителями.

На конференции во время круглого стола была попытка сформулировать — какие методы допустимы, а какие — нет. Получилось, как в жизни: все может быть использовано как во благо, так и во зло, причем граница проходит по формулировке «используемые с целью обмана пользователя». То есть объективно это не определимо — определимо только субъективно.

В самой ситуации ничего нового или страшного нет. Судебная система тоже использует субъективные мнения. Плохо то, что
- правила все время меняются, и
- проявление субъективности со стороны поисковиков ничем и никак не регулируется.

Жизнь на вулкане или интернет-бизнесы в неправовом поле

Рассмотрим ситуацию:

- Для многих Интернет-проектов основной источник посетителей (читай источник жизни) — поисковые серверы.
- Этот источник практически монополизирован — 50–60 процентов посетителей обычно дает «Яндекс» и процентов 20–30 — «Рамблер».
- Чтобы поддерживать этот поток на должном уровне, проектам приходится «влиять на работу поискового механизма» — хотя бы потому, что все конкуренты влияют.
- Периодически меняются объявленные правила игры, и смещается граница между допустимыми и недопустимыми мерами оптимизации.
- Даже при неизменных правилах существует широкая область, в пределах которой может быть принято как положительное, так и отрицательное решение о нахождении сайта в индексе.
- Решение об исключении ресурса из индекса единолично принимается дежурным модератором, обсуждению и обжалованию не подлежит.
- Восстановление ресурса в индексе после устранения нарушений (не говоря уже о возможных сроках) не гарантируется и не обсуждается.
Похожая ситуация имеет место быть с Top100 «Рамблера», который также является крайне важным источником аудитории для многих проектов.
В таких условиях редкий проект может чувствовать себя спокойно. Но попытки разговаривать об этом с поисковиками натыкаются на очень жесткую позицию, что лишний раз подтвердила конференция. Наши поисковики принципиально не желают устанавливать никаких отношений и принимать на себя какие-либо обязательства перед владельцами сайтов — ни бесплатно, ни даже за деньги (кроме рекламы, естественно).

А оптимизаторов и примкнувших к ним владельцев сайтов поисковики, кажется, рассматривают как классовых врагов (среди которых бывают, конечно, приличные люди, но мало). Показательна в этом смысле реплика Елены Колмановской («Яндекс») в дискуссии о пользе оптимизаторов для Интернета: «Представьте, что вирусы гриппа собрались и обсуждают свою пользу для развития медицины».

То, что недостаточно мотивированные исключения идут во вред пользователям поиска, их также не беспокоит — на фоне полумиллиона проиндексированных сайтов исчезновение десятка или сотни несущественно.

Они в своем праве. Если не учитывать тот факт, что «Яндекс» с «Рамблером» фактически монополизировали поставку посетителей по русскоязычным запросам2, что все-таки налагает определенную социальную ответственность.

Я уж не говорю о том, что такая ситуация просто криминогенна. Как может исполнитель нижнего звена с зарплатой в несколько сотен долларов единолично принимать решения, цена которых — многие тысячи и десятки тысяч?! А действия этого человека, заметьте, обсуждению и обжалованию не подлежат!

То есть возможность исключения и восстановления проектов, находящихся в «серой» зоне, потенциально оказывается мощным рычагом как для вымогательства, так и для наезда на конкурентов. Пока я о таких случаях не слышал, но цена вопросов растет, и если текущая ситуация сохранится, то, думаю, подобные инциденты не заставят себя ждать.

И в завершение — несколько слов собственно, о конференции.

Участников было человек двести, из них 50–60 — оптимизаторов и представителей Интернет-агентств; наверное, с сотню представителей различных Интернет-проектов (клиентов), а также пресса, представители поисковиков и смежных Интернет-сервисов (рассылки, анализ статистики и др.).

Первый день был посвящен реляциям поисковиков («Яндекс» буквально за день до конференции запустил два важных новых сервиса), второй — докладам оптимизаторов. Было одинаково интересно и в зале, и в фойе. Завершилось все очень милым фуршетом и беседами с хорошими людьми.

Кстати — если вам встретится книжечка с материалами конференции, крайне рекомендую приобрести. Она содержит много толковых и детальных статей, которые можно использовать как прямое руководство к действию.  

Что есть поисковая оптимизация

Это комплекс мер, направленных на улучшение видимости сайта поисковыми серверами, то есть выведение его в первые позиции выдачи. Сразу заметим, что не бывает оптимизации вообще, а бывает оптимизация относительно какого-то перечня запросов, хотя некоторые меры способствуют повышению позиций по всем запросам, сколько-нибудь соответствующим тематике сайта.
Позиция сайта в выдаче (релевантность) зависит от следующих факторов:
- соответствие текста страницы запросу;
- соответствие заголовков страницы запросу;
- «авторитетность» страницы (количество и качество ссылок, ведущих на эту страницу);
- соответствие запросу текстов этих ссылок;
- предварительная информация, которую поисковый сервер имеет о сайте (обычно — вхождение в каталог).
Все это вещи известные, хотя лично для меня стала сюрпризом реальная значимость последних трех факторов во всех без исключения современных поисковиках.
Критерии релевантности вполне логичны. И магистральный путь развития поисковых сервисов — это приближение оценок релевантности к человеческим. Поэтому поисковики декларируют, что для них хороши те же сайты, которые хороши и для пользователя — с прозрачной структурой, правильно оформленными текстами и высоким авторитетом. И что не нужно никакой специальной оптимизации — нужно просто делать хорошие сайты.
Вот тут они явно выдают желаемое за действительное, поскольку роботы поискового сервера, индексирующие страницы, воспринимают только тексты и простейшую HTML-разметку. И в этом смысле их можно уподобить пользователю с текстовым браузером (чего-то типа Lynx), не имеющему клавиатуры и пользующемуся только мышкой. И если вам удастся сделать сайт, и информативный и удобный для такого пользователя, то проиндексирован он тоже будет хорошо (с точностью до вышеупомянутых трех факторов).
Правда, такая оптимизация часто вступает в противоречие с эстетическими требованиями и графической концепцией сайта.
А еще она иногда вступает в конфликт со здравым смыслом. Скажем, некоторая часть полезных запросов формулируется неграмотно, и приходится сильно выкручиваться, чтобы обеспечить релевантность. Ну что, скажите, делать, если неграмотный запрос «пластиковые трубы» встречается чаще, чем грамотный «полиэтиленовые трубы»? Приходится писать что-то типа «Полиэтиленовые трубы (иногда не совсем грамотно именуемые Пластиковые трубы)». И т. д.
Поэтому оптимизация, как отдельный комплекс мер, как правило, необходима, если вы хотите получить приличные результаты.
Соответственно, мероприятия делятся на два класса:
- действия, выполняемые «внутри сайта» (оптимизация структуры, текстов, оформления);
- действия, выполняемые снаружи (простановка ссылок извне, регистрация сайта в каталогах, создание дополнительных входных страниц).
Но проектировать и выполнять эти мероприятия нужно очень грамотно и аккуратно, помня о том, что как только мы пытаемся активно «влиять на работу поискового механизма», то попадаем в зону риска.
Нужно также понимать, что оптимизация не является разовым мероприятием — видимость сайта нужно периодически контролировать. Потому как
- ваш сайт развивается;
- меняются алгоритмы поисковых систем;
- в Сети появляются новые сайты;
- да и конкуренты не дремлют…


1 Вы, конечно, можете спросить — откуда у нас взялись эти самые страшные дорвей-редиректы и клоакинговые (фу, какая гадость) технологии, если мы были такие невинные овечки? Нас оправдывает то, что
- мы делали это в те времена, когда о поисковом спаме никто (включая «Яндекс») понятия не имел;
- в каком-то смысле у нас не было другого выхода, что в беседах частично признали и представители «Яндекса».
Заинтересовавшихся отсылаю к истории вопроса на akop.ru/personal/58110.
2 Не знаю, почему Андрей Акопянц не упоминает Google, но он существует, ищет по-русски и тоже является заметным источником трафика для многих ресурсов. — Прим. ред.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.